Решение №49357/23 б\а от 20 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-15539/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

15.11.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>

при участии посредством видеконференцсвязи представителя <...>

рассмотрев жалобу ООО «Наумен консалтинг» (далее — Заявитель) на действия ФГАУ «ФЦПР ИИ» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по пилотированию системы корпоративного поиска Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (реестровый № 32312894232, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, в том числе перенаправленная письмом ФАС России от 09.11.2023 № 28/93683/23.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Как следует из доводов жалобы:

1. Заявитель готов принять участие в Закупке в качестве коллективного участника. Вместе с тем, по мнению Заявителя, установленный в пункте 3.2 проекта договора запрет на привлечение соисполнителей не позволяет участвовать в закупке коллективным участникам.

В частности, Заявитель отмечает, что в случае признания коллективного участника победителем закупки, либо участником, с которым заключается договор, члены коллективного участника будут обязаны заключить между собой договор, по которому один из членов будет выступать соисполнителем, что запрещено проектом договора.

2. По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выражены в неправомерном установлении порядка оценки заявок по критерию «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Заявитель указывает, что установление квалификационной характеристики в виде наличия научных публикаций не обусловлено предметом Закупки, поскольку предметом закупки не является создание научных публикаций.

В свою очередь, по мнению Заявителя, наличие публикаций у специалистов не подтверждает их опыт по выполнению работ, являющихся аналогичными предмету Закупки.

3. Заявитель не согласен с установлением порядка оценки по критерию «Наличие у участника Закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг».

Заявитель отмечает, что правообладание участником программным обеспечением, а равно и факт его наличия в реестре Российского программного обеспечения, не соответствуют сущности показателя оценки и не относятся к ресурсам, необходимым для выполнения работ, предусмотренных предметом Закупки.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о Закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как следует из материалов дела, Заказчиком 25.10.2023 на официальном сайте электронной площадки АО «ЕЭТП» и Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) была размещена информация о проведении Закупки.

Цена договора: 4 989 319,90 руб.

Дата начала подачи заявок: 25.10.2023.

Дата и время окончания подачи заявок: 07.11.2023 в 09:00.

Дата подведения итогов: 08.11.2023.

1. Относительно невозможности подачи коллективной заявки Комиссия установила следующее.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с частью 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках на стороне одного участника закупки могут выступать несколько юридических лиц либо несколько физических лиц, в том числе несколько индивидуальных предпринимателей.

Для реализации права на коллективное участие законодательством Российской Федерации предусмотрено несколько вариантов объединения юридических или физических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, в частности:

простое товарищество, регулируемое ст. 1041 ГК РФ;

инвестиционное товарищество, действующее на основе 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе»;

консорциум.

Пунктом 19 Информационной карты установлены особенности участия нескольких лиц (коллективный участник) на стороне участника закупки.

Так, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

В случае если на стороне участника закупки выступает несколько лиц, такие лица для целей проведения закупки рассматриваются как коллективный участник закупки.

Основанием для участия в закупке на стороне участника закупки нескольких лиц является соглашение о совместной деятельности, отвечающее следующим требованиям:

1. Соглашение должно соответствовать положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. Соглашение должно вступить в силу и обязывать всех его участников не позднее момента подачи заявки на участие в закупке.

3. Из соглашения должны вытекать солидарные обязательства его участников по участию в закупке и заключению договора в случае признания коллективного участника победителем закупки, а также солидарную ответственность в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

4. В соглашении должно быть четко распределены номенклатура, виды, объемы, стоимость и сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг между каждым членом коллективного участника.

При этом соглашением должно быть предусмотрено, что поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, требующих в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных разрешений (лицензий, аккредитаций, допусков, членства в саморегулируемых общественных организациях и т. д.), осуществляются исключительно лицами, входящими в состав коллективного участника и обладающими такими специальными разрешениями (лицензиями, аккредитациями, допусками, членством в саморегулируемых общественных организациях и т.д.).

Допускается установление в соглашении солидарного обязательства всех членов коллективного участника по исполнению обязательств по договору, заключаемому по итогам закупки (за исключением договоров, для исполнения части обязательств по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальные разрешения).

5. Участие в закупке не должно противоречить целям совместной деятельности лиц, заключивших такое соглашение.

6. Соглашение не должно содержать условий, реализация которых может привести к прекращению, истечению срока действия соглашения либо изменению субъектного состава лиц, заключивших соглашение, до даты истечения срока заключения договора по итогам закупки.

Лицо, входящее в состав коллективного участника, не вправе подавать самостоятельную заявку на участие в закупке или входить в состав других коллективных участников, подавших заявку на участие в той же закупке.

В случае если на стороне участника закупки выступает несколько лиц, участник закупки помимо документов, предусмотренных пунктом 18 Главы 1 документации о закупке («Информационная карта»), в составе заявки на участие в закупке предоставляет также копию соглашения о совместной деятельности.

Все участники соглашения должны соответствовать требованиям, установленным подпунктами 1 - 8 пункта 17 Главы 1 документации о закупке («Информационная карта»).

Хотя бы один участник соглашения должен соответствовать требованиям, установленным подпунктами 9 - 11 пункта 17 Главы 1 документации («Информационная карта»).

Предоставление документа, предусмотренного подпунктом 1 пункта 18 Главы 1 документации («Информационная карта»), подтверждает согласие всех участников соглашения о совместной деятельности исполнить обязательства по договору, заключаемому по результату закупки.

Документы и информация, предусмотренные подпунктами 1, 2, 3, 4 пункта 18 Главы 1 документации («Информационная карта») предоставляются в составе заявки на участие в закупки в отношении каждого участника соглашения о совместной деятельности.

Помимо документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 18 Главы 1 документации («Информационная карта») в составе заявки коллективного участника закупки должен быть представлен также документ, подтверждающий полномочия лица на подачу заявки на участие в закупке от имени всех участников соглашения о совместной деятельности. Указанные полномочия могут быть предусмотрены соглашением о совместной деятельности.

Если извещением и документацией о закупке установлено требование о предоставлении обеспечения заявки и коллективным участником закупки выбрана в качестве способа обеспечения заявки независимая гарантия, такая гарантия должна обеспечивать исполнение обязательств по участию в закупке всех лиц, заключивших соглашение о совместной деятельности.

Документы, предусмотренные подпунктами 6, 7 пункта 18 Главы 1 документации («Информационная карта») предоставляются в составе заявки на участие в закупки в отношении того участника соглашения о совместной деятельности, который будет исполнять соответствующую часть обязательства.

Таким образом, Законом о закупках и документацией предусмотрено право участия в оспариваемой закупке коллективного участия.

При этом согласно пункту 3.2 проекта договора Исполнитель обязуется выполнить Работы собственными силами и средствами, без привлечения соисполнителей.

В соответствии с пунктом 6.5 проекта договора в случае привлечения Исполнителем соисполнителей для выполнения Работ по Договору, Заказчик вправе взыскать с Исполнителя штраф в размере 10 % (десять) процентов от цены Договора за каждый зафиксированный случай.

В силу пункта 6.10 проекта договора стороны договора решили считать существенными нарушениями Договора привлечение соисполнителей к выполнению работ по Договору.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что коллективное участие и соисполнительство, по своей сути, является различными и несвязанными между собой механизмами.

В силу части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Согласно части 1 статьи 707 ГК РФ если на стороне подрядчика выступают одновременно два лица или более, при неделимости предмета обязательства они признаются по отношению к заказчику солидарными должниками и соответственно солидарными кредиторами.

В соответствии с частью 2 статьи 707 ГК РФ при делимости предмета обязательства, а также в других случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором, каждое из указанных в пункте 1 настоящей статьи лиц приобретает права и несет обязанности по отношению к заказчику в пределах своей доли (статья 321).

В силу статьи 321 ГК РФ если в обязательстве участвуют несколько кредиторов или несколько должников, то каждый из кредиторов имеет право требовать исполнения, а каждый из должников обязан исполнить обязательство в равной доле с другими постольку, поскольку из закона, иных правовых актов или условий обязательства не вытекает иное.

Как указано в пункте 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018г., установление требований о выполнении контракта лично, без привлечения субподрядчиков, отвечающих потребностям и интересам Заказчика, не может рассматриваться, как ограничение круга потенциальных участников закупки. Запрет привлечения субподрядчиков и соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к порядку исполнения договора и соответствует положениям статей 706 и 780 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ (оказании услуг).

Если в результате торгов победу одерживает коллективный участник, в итоговом протоколе Заказчик указывает его полный состав.

Договор по результатам закупки может заключаться одним из следующих способов, по соглашению Сторон:

от лица исполнителя договор подписывает лидер, действующий на основании договора и по доверенности остальных участников.

договор, являющийся многосторонним, подписывает лидер, и в нем предусмотрена возможность разделения его стоимости в процентном соотношении от цены и прописана солидарная ответственность участников.

договор с распределением объемов контракта подписывают все участники коллективной закупки.

Таким образом, при подаче коллективной заявки участники имеют возможность объединиться и подать единую заявку на участие  закупке в целях улучшения качества предложения и исполнения договора.

Члены коллективного участника являются одним участником закупки, в рамках заключенного соглашения распределяют объемы выполняемых работ, ответственность и финансовые обязательства.

При этом, исходя из совокупного толкования положений ГК РФ, коллективное участие не является соисполнительством.

Таким образом, Комиссия отмечает, что доводы Заявителя основаны на неверном толковании положений законодательства, а запрет на привлечение соисполнителей не влечет за собой невозможность участия в Закупке коллективного участника.

В силу изложенного, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках.

2. Относительно порядка оценки заявок по критерию «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» Комиссия установила следующее.

Согласно пункту 2.1 Главы 2 документации установлен критерий «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Значимость: 20 % (коэффициент значимости критерия 0,2).

Оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений по данному критерию осуществляются следующим образом:

 

Предмет оценки

Показатель критерия оценки заявок

Коэффициент значимости показателя

Квалификация участника закупки

К – наличие у участника закупки квалифицированных специалистов, которые будут задействованы в выполнении работ.

 

100

 

Порядок оценки:

 

Показатель оценки

 

Документы, предоставляемые в подтверждение предложения участника

1.

В рамках данного показателя оценивается наличие у участника закупки квалифицированных специалистов, состоящих в трудовых и или гражданско-правовых отношениях с Участником закупки, которые будут задействованы в выполнении работ, и имеющие квалификацию по следующим направлениям:

- не менее 1 (одного) специалиста «Аналитик данных», имеющих не менее 3 (трех) научных публикаций за 2018-2023 годы в изданиях, индексируемых в базах данных «Сеть науки» (Web of Science Core Collection) и/или «Скопус» (Scopus) в области интеллектуальной обработки естественного языка.

 

- не менее 1 (одного) специалиста «Руководитель команды разработки», имеющих опыт разработки open-source технологий в области интеллектуальной обработки естественного языка, совершивших не менее 100 (Ста) изменений в open-source код (коммитов) распространенной (не менее 1000 (Тысячи) ответвлений/forks) технологии интеллектуальной обработки естественного языка

 

Участником закупки в рамках данного показателя предоставляется перечень, содержащий информацию о должности специалиста, его ФИО и область его квалификации. Предоставленные участником закупки сведения подтверждаются:

- копиями трудовых книжек и (или) сведениями о трудовой деятельности, предусмотренными статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

- согласие на обработку персональных данных специалистов, имеющих квалификацию по указанным выше направлениям;

- копиями документов, подтверждающих квалификацию специалистов по указанным выше направлениям в соответствии с предоставленным перечнем, а именно:

  • наличие у работника заявленных научных публикаций должно подтверждаться указанием адреса профиля специалиста с перечнем научных публикаций в соответствующих базах данных «Сеть науки» (Web of Science Core Collection) и/или «Скопус» (Scopus).

  • наличие у работника заявленного количества изменений в open-source коде распространенной технологии должно подтверждаться указанием интернет-адреса (ссылки) профиля работника (в профиле должна содержаться информация о месте работы) и интернет-адреса (ссылки) технологии в одном из веб-сервисов для хостинга IT-проектов (https://github.com/, https://gitlab.com/ или https://bitbucket.org).

При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.

Для оценки заявок (предложений) по показателю используется 100-балльная шкала оценки:

 

п/п

Наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

Количество баллов

1

Подтверждены все категории квалифицированных специалистов, состоящих в трудовых и/или гражданско-правовых отношениях с Участником закупки, которые будут задействованы в выполнении работ («Аналитик данных» и «Руководитель команды разработки»)

100

2

Подтверждена одна категория квалифицированных специалистов, состоящих в трудовых и/или гражданско-правовых отношениях с Участником закупки, которые будут задействованы в выполнении работ («Аналитик данных» или «Руководитель команды разработки»)

50

3

Не представлено сведений о специалистах

0

 

Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, с учетом коэффициента значимости показателя.

Количество баллов, присваиваемых заявке по критерию, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, с учетом коэффициента значимости критерия.

Количество баллов, присуждаемое заявке по критерию, определяется по формуле:

К2i=КЗ*(Кi),

где:

К2i - количество баллов, присуждаемое i-й заявке по указанному критерию «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»;

- коэффициент значимости показателя критерия, равный 0,2;

- количество баллов, присвоенное заявке закупки по показателю «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

В случае отсутствия в составе заявки на участие в закупке документов и информации, соответствующих требованиям настоящего показателя, либо в случае представления документов и информации, не соответствующих требованиям настоящего показателя, присваивается 0 баллов.

Предоставленные участником закупки иные документы и сведения, предоставление которых порядком оценки заявок участников не установлено, оценке не подлежат.

 

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что согласно п. 2.2. Технического здания «Цели выполнения работ»:

Ключевыми целями выполнения работ являются:

- Интеллектуальное сопровождение текущей деятельности сотрудников Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в части работы с нормативно-правовой и деловой информацией, в том числе в части ее анализа и поиска данных, для повышения обоснованности и сокращения времени принятия управленческих решений;

- Снижение вероятности дублирования работ и нецелевого расходования государственных ресурсов.

Согласно п. 2.3 технического задания «Задачи выполнения работ»:

Для достижения заявленных целей при выполнении работ по пилотированию Системы необходимо решение следующих задач:

- Развертывание Системы на серверах Заказчика;

- Выполнение загрузки данных в Систему из тестового хранилища данных (количество документов в тестовом хранилище данных для проведения пилотного тестирования не должно превышать 300 единиц);

- Формирование документоцентричного графа по загруженным в Систему документам и выполнение выгрузки в формате JSON;

- Демонстрация и подтверждение функционала Системы в соответствии с настоящим Техническим заданием и Программой и методикой испытаний;

- Формирование и согласование с Заказчиком Технического задания на развертывание и настройку Системы в промышленной среде Заказчика с реализацией информационно-технического взаимодействия Системы с внешними информационными системами и порталами (не менее 3 информационных систем и порталов).

Согласно раздела 5 ТЗ «Состав и содержание работ»:

Для достижения заявленных целей при выполнении работ по пилотированию Системы необходимо выполнить в том числе следующие работы:

1. Развертывание и настройка Системы на серверах Заказчика;

2. Выполнение загрузки данных в Систему из тестового хранилища данных;

3. Формирование документоцентричного графа по загруженным в Систему документам и выполнение выгрузки в формате JSON;

4. Сбор информации, разработка и согласование с Заказчиком Технического задания на развертывание и настройку Системы в промышленной среде Заказчика с реализацией информационно-технического взаимодействия Системы с внешними информационными системами и порталами

Согласно п. 3.2.1.1 Технического задания Система должна обеспечивать возможность полнотекстового поиска по базе данных:

полнотекстовый поиск должен учитывать статистическое распределение термов в поисковом запросе и результатах поиска;

полнотекстовый поиск должен учитывать синтаксис естественного языка;

полнотекстовый поиск должен обеспечивать поиск, приводя слова к исходной словоформе (при поиске не должны учитываться окончания и склонения слов);

полнотекстовый поиск должен обеспечивать поиск без учета: пробелов, специальных символов (знаки препинания).

Согласно п. 3.2.1.2 Технического задания Система должна обеспечивать возможность отображения контекстных подсказок при поиске

Согласно п. 3.2.1.4 Технического задания В Системе должна быть реализована возможность контекстного расширения поискового запроса - механизма позволяющего учитывать семантику естественного языка.

Согласно п. 3.2.2 Технического задания в Системе должны быть реализованы функции выявления семантически близких документов

Согласно п. 3.2.2.1 Технического задания в Системе должны быть реализованы функции формирования семантических связей между объектами

Согласно п. 3.2.3 Технического задания в Системе должны быть реализованы функции выявления содержательных пересечений в документах

Для повышения скорости и качества поисковых функций, а также формирования релевантной поисковой выдачи, необходимо провести настройки Системы и адаптацию алгоритмов интеллектуального поиска под данные из тестового хранилища:

сформировать список устойчивых фраз на базе документов из текстового хранилища и включить его в алгоритм формирования контекстных подсказок при поиске;

адаптировать механизм контекстного расширения поискового запроса, учитывающий предметную область знаний из документов тестового хранилища;

обучить языковые модели на документах из тестового хранилища для повышения качества функций формирования семантических связей между объектами.

Таким образом, Комиссия отмечает, что для выполнения данных работ требуется аналитик данных.

При этом подтверждением необходимой квалификации работника является наличие научных публикаций в области интеллектуальной обработки естественного языка, напрямую связанной с функционалом системы, пилотируемой в рамках заключаемого по результатам закупки договора.

В свою очередь, по мнению Заказчика, наличие у Участника закупки квалифицированных специалистов, соответствующих данному критерию, существенно повысит качество выполняемых работ. Поскольку качество оказания услуг не имеет прямой пропорциональной зависимости только от количества персонала, задействованного при оказании услуг, Заказчик установил шкалу баллов, учитывающую любые возможные варианты состояния кадровых ресурсов участника закупки в целях получения качественных услуг.

Таким образом, Заказчик указывает, что установление указанной квалификационной характеристики в виде наличия научных публикаций у сотрудников участника закупки в области интеллектуальной обработки естественного языка связано с функционалом и возможностями настройки системы, пилотируемой в рамках заключаемого по результатам закупки договора, а также качеством Технического задания на развертывание и настройку Системы в промышленной среде Заказчика, разрабатываемого в рамках заключаемого по результатам закупки договора.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что в пункте 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), указано, что использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.

Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

При этом, согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Комиссия отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

Положения действующего законодательства Российской Федерации не закрепляют перечень критериев оценки, которые могут быть применены при проведении конкурса, и не устанавливают обязательного для применения всеми заказчиками порядка проведения оценки заявок.

При таких обстоятельствах, действующее законодательство Российской Федерации предоставляет Заказчику право на формирование такого порядка оценки и сопоставления заявок, которое он счел необходимым для выявления лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам проведения конкурентной процедуры, в связи с чем, Заказчик на свое усмотрение определяет критерии оценки заявок и порядок проведения такой оценки.

Следовательно, Заказчик при осуществлении конкурентной процедуры наделен правом самостоятельного формирования порядка оценки заявок по критериям, определения их содержания, значимости, при условии, что такой порядок не повлечет за собой ограничение конкуренции.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 года 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 года, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.

Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика.

При этом отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в Закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

Как указано в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29.04.2022 по делу А40-91429/2021 «включение заказчиком в документацию о закупке требований, предъявляемых к участникам закупки, может быть признано нарушением антимонопольного законодательства и Закона о закупках лишь в случае необоснованности его введения, ограничившего конкуренцию и создавшего неоправданные барьеры хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в закупки.

При этом, исходя из правовой позиции, изложенной Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

В настоящем случае, установленный Заказчиком критерий оценки в равной мере применяется ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводит к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В свою очередь, Комиссия принимает во внимание, что спорные требования предъявлены ко всем участникам закупки, что не может рассматриваться как дискриминационное условие, ограничивающее конкуренцию.

При этом оспариваемый критерий не является условием допуска к участию в Конкурсе, а учитывается только при оценке заявок участников.

Непредставление участником в составе заявки сведений, не является основанием отклонения такой заявки.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком в документации требования не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Действительных доказательств нарушения своих прав Заявителем Комиссии не представлено, равно как не представлено доказательств невозможности участия в Закупке на условиях спорных критериев оценки.

Доказательств ограничения конкуренции установлением оспариваемых требований. Также Заявителем не представлено доказательств, что оспариваемые требования влекут предоставление преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту при установлении оспариваемого показателя оценки.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в указанной части.

3. Относительно неправомерного установления порядка оценки заявок по критерию «Наличие у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг» Комиссия установила следующее.

Согласно пункту 32 Информационной карты критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке определены Главой 2 документации о закупке («Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке»).

В соответствии с пунктом 2.2 Главы 2 документации установлен критерий «Наличие у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг».

Значимость: 30 % (коэффициент значимости критерия 0,3).

Оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений по данному критерию осуществляются следующим образом:

 

Предмет оценки

Показатель критерия оценки заявок

Коэффициент значимости показателя

Наличие у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг

К – Наличие зарегистрированного в Реестре Российского ПО программного обеспечения (одного или нескольких) следующих классов (утверждены Приказом Минцифры России №486 от 22.09.2020г), правообладателем которого является участник закупки:

  • 05.04 Поисковые средства;

  • 07.01 Парсеры и семантические анализаторы;

  • 10.01 Средства обработки Больших Данных (BigData);

  • 05.13 Средства интеллектуальной обработки информации и интеллектуального анализа бизнес-процессов.

100

 

В соответствии с настоящим Показателем оцениваются подтвержденные сведения о том, что Участник является правообладателем зарегистрированного в Реестре Российского ПО программного обеспечения (одного или нескольких) следующих классов (утверждены Приказом Минцифры России №486 от 22.09.2020г):

  • 05.04 Поисковые средства;

  • 07.01 Парсеры и семантические анализаторы;

  • 10.01 Средства обработки Больших Данных (BigData);

  • 05.13 Средства интеллектуальной обработки информации и интеллектуального анализа бизнес-процессов.

Порядок оценки:

 

Показатель оценки

 

Документы, предоставляемые в подтверждение предложения участника

1.

Наличие зарегистрированного в Реестре Российского ПО программного обеспечения следующих классов (утверждены Приказом Минцифры России №486 от 22.09.2020г), правообладателем которого является участник закупки:

  • 05.04 Поисковые средства;

  • 07.01 Парсеры и семантические анализаторы;

  • 10.01 Средства обработки Больших Данных (BigData);

  • 05.13 Средства интеллектуальной обработки информации и интеллектуального анализа бизнес-процессов.

Наличие зарегистрированного в Реестре Российского ПО программного обеспечения должно подтверждаться наличием в заявке ссылки на программное обеспечение на сайте https://reestr.digital.gov.ru/.

Для оценки заявок (предложений) по показателю используется 100-балльная шкала оценки:

п/п

Наличие зарегистрированного в Реестре Российского ПО программного обеспечения

Количество баллов

1

Наличие зарегистрированного в Реестре Российского ПО программного обеспечения всех 4 (четырех) требуемых классов, правообладателем которого является участник закупки.

100

2

Наличие зарегистрированного в Реестре Российского ПО программного обеспечения 3 (трех) из 4 (четырех) требуемых классов, правообладателем которого является участник закупки,

60

3

Наличие зарегистрированного в Реестре Российского ПО программного обеспечения 2 (двух) из 4 (четырех) требуемых классов, правообладателем которого является участник закупки,

30

4

Наличие зарегистрированного в Реестре Российского ПО программного обеспечения 1 (одного) из 4 (четырех) требуемых классов, правообладателем которого является участник закупки,

10

5

Отсутствие зарегистрированного в Реестре Российского ПО программного обеспечения требуемых классов, правообладателем которого является участник закупки

0

 

Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, с учетом коэффициента значимости показателя.

Количество баллов, присваиваемых заявке по критерию, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, с учетом коэффициента значимости критерия.

Количество баллов, присуждаемое заявке по критерию, определяется по формуле:

К3i=КЗ*(Кi),

где:

К3i - количество баллов, присуждаемое i-й заявке по указанному критерию «Наличие у участников закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг»;

- коэффициент значимости показателя критерия, равный 0,3;

- количество баллов, присвоенное заявке участника закупки по показателю «Наличие у участников закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг».

В случае отсутствия в составе заявки на участие в закупке документов и информации, соответствующих требованиям настоящего показателя, либо в случае представления документов и информации, не соответствующих требованиям настоящего показателя, присваивается 0 баллов.

 

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что предметом настоящей закупки и заключаемого по ее результатам договора является выполнение работ по пилотированию системы корпоративного поиска Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Как было ранее установлено, в соответствии с п 2.2 технического задания «Цели выполнения работ»:

Ключевыми целями выполнения работ являются:

Интеллектуальное сопровождение текущей деятельности сотрудников Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в части работы с нормативно-правовой и деловой информацией, в том числе в части ее анализа и поиска данных, для повышения обоснованности и сокращения времени принятия управленческих решений;

Снижение вероятности дублирования работ и нецелевого расходования государственных ресурсов.

При этом Комиссия установила, что в рамках настоящей Закупки предполагается, что данная система и/или отдельные программные модули для обеспечения функциональности и работоспособности системы уже разработаны и имеются у поставщика (исполнителя).

В частности, в п. 7 Технического задания указано:

Права на Систему в рамках выполнения работ в соответствии с настоящим договором и техническим заданием в соответствии со ст.1225 ГК РФ являются собственностью Исполнителя и не передаются Заказчику.

Исходя из целей и задач Технического задания, Заказчиком установлены критерии оценки о наличии зарегистрированного в Реестре Российского ПО программного обеспечения, правообладателем которого является участник закупки и которое соответствует требованиям Технического задания:

05.04 Поисковые средства (3.2.1.1. Технического задания);

07.01 Парсеры и семантические анализаторы (3.2.1.1. - 3.2.1.4; 3.2.2. – 3.2.4. Технического задания)

10.01 Средства обработки Больших Данных (BigData) (3.2.1.1.; 3.2.3; 3.2.5. – 3.2.7 Технического задания);

05.13 Средства интеллектуальной обработки информации и интеллектуального анализа бизнес-процессов. (3.2.1.1.; 3.2.2.1.; 3.2.3; 3.2.4.1 Технического задания).

В свою очередь Комиссия считает необходимым отметить, что согласно пункту 7 Технического задания программное обеспечение должно быть собственностью участника.

Таким образом, наличие программного обеспечения в Реестре Российского ПО не влияет на квалификацию участника, поскольку ПО уже создано.

При этом документацией не установлены особые требования к программному обеспечению.

Заказчиком не доказаны различия между программным обеспечением, включенным и не включенным в Реестр Российского ПО.

Иных доказательств, подтверждающих потребность в программном обеспечении, которое находится в Реестре Российского ПО, Заказчиком Комиссии не представлено.

При этом Комиссия также отмечает, что наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к предмету закупки не означает, что реализация данного права должна осуществляться произвольно.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о признании данного довода жалобы обоснованным, а также наличии в действиях Заказчика нарушений пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Наумен консалтинг» (ИНН: 7725507256, ОГРН: 1047796228622) на действия ФГАУ «ФЦПР ИИ» (ИНН: 7727009915, ОГРН: 1037739567360) при проведении Закупки частично обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны