Решение б/н б/а от 7 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-7433/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров


07.06.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...> — главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов,

членов Комиссии:

<...> — ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,

<...> — специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Орбита», АО «Лужники»,

рассмотрев жалобу ООО «Орбита» (далее - Заявитель) на действия АО «Лужники» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по обслуживанию инженерных систем зданий и сооружений учреждений спортивной направленности (реестровый № 32312335555, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС России от 02.06.2023 № 28/43716/23.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в Закупке.

При этом Заявитель указывает на то, что Заказчиком установлены неправомерные требования к участникам закупки.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, пояснив, что заявка Заявителя отклонена правомерно в связи с предоставлением недостоверных сведений в отношении предлагаемого к поставке, а также в связи с несоблюдением Заявителем установленных документацией требований к заявке.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки.

В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Комиссией установлено, что 27.04.2023 Заказчик в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее — ЕИС) размещено извещение о проведении Закупки.

Дата начала срока подачи заявок: 27.04.2023.

Дата окончания срока подачи заявок: 15.05.2023.

В соответствии с требованиями пункта 12 Информационной карты, п. 14 Приложения № 1 к Положению о закупках товаров, работ, услуг АО «Лужники» к Участникам предъявляются дополнительные требования по предмету закупки, за несоответствие которым, заявки Участников подлежат отклонению.

В соответствии с пунктом 12 Информационной карты было установлено требование: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений. Цена выполненных работ, оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) договора, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Документами подтверждающими наличие опыта являются:

1) исполненный договор (контракт);

2) акт приемки выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену выполненных работ, оказанных услуг.

В силу подпункта 2 пункта 29 Информационной карты заявка участника может быть отклонена за несоответствие участника закупки дополнительным требованиям к участникам закупок, установленным пунктом 12 Информационной карты.

Комиссией установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре от 25.05.2023 № 32312335555 Заявителю (заявка № 1073719) отказано в допуске к процедуре в связи с несоответствием заявки требованиям к составу, содержанию и оформлению заявки, а именно:

«Заявка участника отклоняется в соответствии с п.29 информационной карты и признана не соответствующей требованиям, установленными конкурсной документацией (п.12 раздела II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА») а именно:

- В соответствии с п.12 установлено требование: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений. Цена выполненных работ, оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) договора, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Документам подтверждающими наличие опыта являются: 1) исполненный договор (контракт); 2) акт приемки выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену выполненных работ, оказанных услуг

В составе заявки участника не представлена копия государственного контракта (представлен документ в котором отсутствуют печати и подписи сторон.)».

Согласно доводам жалобы Заявитель считает указанное отклонение неправомерным, поскольку в составе заявки имеются акты и дополнительные соглашения, свидетельствующие о заключении государственных контрактов. При этом, как указывает Заявитель, указанные договоры подписаны электронной цифровой подписью.

Вместе с тем Комиссией установлено, что Заявитель в составе заявки по исполнение пункта 12 Информационной карты представил копии документов (контрактов), в которых отсутствуют печати и подписи сторон, а также отсутствует информация, подтверждающая электронное подписание документа (контракта) на специализированной электронной площадке «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (далее – электронная площадка АСТ ГОЗ): www.astgoz.ru.

Также на заседании Комиссии Заказчик пояснил, что ввиду того, что указанные договоры заключены в рамках закрытых процедур, то у него отсутствует возможность самостоятельно проверить факт заключения указанных договоров на площадке. При этом Заказчик пояснил, что в Единой информационной системе в сфере закупок сведения об указанных договорах также отсутствуют.

Доказательства обратного Заявителем не представлены.

Учитывая изложенное Комиссия, приходит к выводу, что наличие указанных выше реквизитов на актах и дополнительных соглашениях при отсутствии необходимых реквизитов в самих контрактах не сможет само по себе свидетельствовать о соблюдении Заявителем установленных документацией требований к составу, содержанию и оформлению заявки.

Таким образом, Комиссией установлено, что заявка Заявителя не соответствует квалификационным требованиям, установленным пункта 12 Информационной карты, в связи с чем у закупочной комиссии Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя.

Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы в указанной части.

В свою очередь, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Орбита» (ИНН:7727390050; ОГРН:1187746752632) на действия АО «Лужники» (ИНН:7704077210; ОГРН:1027700111120) при проведении закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 05.06.2023 № НП/22645/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны