Решение б/н б/а от 25 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-404/2022 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров 20.01.2022 г. Москва Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе: Председательствующего:

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Русские крановые машины», АО «Интер РАО-Электрогенерация», в отсутствие представителей АО «ТЭК-Торг», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 17.01.2022 № НП/1715/22, рассмотрев жалобу ООО «Русские крановые машины» (далее — Заявитель) на действия АО «Интер РАО-Электрогенерация» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на установку подъемных сооружений для механизации погрузочно-разгрузочных работ в дробильном корпусе №3 топливоподачи блоков 225 МВт 2022-3419 2 для Черепетской ГРЭС» для нужд филиала «Черепетская ГРЭС имени Д.Г. Жимерина» АО «Интер РАО-Электрогенерация» (реестровый № 32110779594, далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), УСТАНОВИЛА: В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках. Согласно доводам жалобы, Заявитель не согласен с отклонением своей заявки согласно итоговому протоколу. Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях представителей Заказчика, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и 2022-3419 3 утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Комиссией установлено, что Заказчиком 29.10.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на установку подъемных сооружений для механизации погрузочно-разгрузочных работ в дробильном корпусе №3 топливоподачи блоков 225 МВт для Черепетской ГРЭС» для нужд филиала «Черепетская ГРЭС имени Д.Г. Жимерина» АО «Интер РАО-Электрогенерация» (реестровый № 32110779594). Закупка осуществляется на основании Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд АО «Интер РАО – Электрогенерация» (далее — Положение о закупке). В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок № 188769/ОК-ПН от 27 декабря 2021 заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям: 1) существенное нарушение требований Закупочной документации, а именно - не соответствует п. 5.2.2. закупочной документации и п.9.3. Методики финансовой экспертизы участников закупочных процедур: стоп-фактором является отрицательное значение 3-его раздела баланса. 2) Не представление выписки из реестра членов СРО в полном объеме, из чего не удается определить уровень ответственности члена СРО по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров (п. 5.5 ТЗ). Согласно пункту 5.2.2. Закупочной документации, участник закупки должен соответствовать следующим обязательным требованиям к финансовой устойчивости: - показатели финансово-хозяйственной деятельности Участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости; - отсутствие у Участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов Участника закупки по данным 2022-3419 4 бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. При наличии задолженности Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в закупке не принято; Оценка соответствия Участника закупки требованиям, предусмотренным настоящим пунктом, осуществляется в соответствиями требованиями Методики проведения экспертизы финансово-экономической устойчивости участников закупочных процедур (Раздел 9 настоящей закупочной документации). Согласно пункту 9.3. Методики проведения экспертизы финансово-экономической устойчивости участников закупочных процедур (далее — Методика финэкспертизы) для принятия решения о соответствии/несоответствии используется система стоп и рискфакторов. Стоп-фактор – фактор, реализация которого должна являться основанием для отклонения предложения участника закупочной процедуры и принятия решения о несоответствии. Одним из стоп-факторов, согласно пункту 9.3 Методики финэкспертизы является отрицательное значение 3-го раздела баланса (капитал и резервы) на последнюю отчетную дату. Согласно подпункту 7б пункта 6.3.1 закупочной документации, для подтверждения соответствия требованиям, указанным в разделе 6 закупочной документации, участник закупки в составе заявки на участие в закупке должен приложить следующие документы: - Баланс (Форма №1) и отчет о финансовых результатах (форма №2) без отметки ИФНС о приеме, заполненные на последнюю отчетную дату текущего года (1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев). В случае непредоставления, данный факт не является основанием для отклонения заявки участника, однако, может влиять на оценку в случаях, предусмотренных Руководством по экспертной оценке (раздел 9). Таким образом, в указанном пункте прямо предусмотрено, что указанный промежуточный баланс не может являться основанием для отклонения заявки. Кроме того, согласно позиции представителя Заказчика, озвученной на заседании Комиссии, указанный промежуточный баланс может быть учтен в качестве завышения баллов участника, вместе с тем, в настоящем случае его представление имело противоположенный эффект. При этом Комиссия установила, что Закупочная документация не содержит определения «отчетной даты», баланс на которую подлежит оценке по документации. В свою очередь, Комиссия отмечает, что статья 15 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете) дает определение отчетной дате: датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (отчетной датой), является последний календарный день отчетного периода. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о бухгалтерском учете, отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. Таким образом, формулировка, данная Заказчиком в пункте 7б пункта 6.3.1. закупочной документации («последняя отчетная дата текущего года (1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев») содержит противоречие с пунктом 9.3 Методики финэкспертизы, согласно которой оцениваются показатели финансовой устойчивости на «последнюю 2022-3419 5 отчетную дату», поскольку к понятию «последняя отчетная дата» не может применяться периодизация (1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев). Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что исходя из буквального толкования пункта 9.3 Методики финэкспертизы для принятия решения о соответствии/несоответствии Заказчиком подлежал использованию риск-фактор — отрицательное значение 3-го раздела баланса (капитал и резервы) на 30.12.2020, то есть на последнюю отчетная дату. Между тем, Комиссией установлено, что ООО «Русские крановые машины» является субъектом малого предпринимательства, при этом на основании пункта 1 части 4 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете Заявитель использует упрощенный способ ведения бухгалтерского учета и сдает бухгалтерскую отчетность по итогам года (на основании Приказа Министерства финансов от 17.08.2012 № 113н). Таким образом, последней отчетной датой бухгалтерского баланса для Заявителя является 31 декабря 2020 года, а дополнительно представленная Заявителем в составе заявки бухгалтерская отчетность по итогам девяти месяцев 2021 года является для организации отчетностью для внутреннего управленческого пользования, и согласно пункту 6.3 Закупочной документации Баланс (форма №1) и Отчет о финансовых результатах (форма №2) без отметки ИФНС о приеме, заполненные на последнюю отчетную дату текущего года (1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев) не является обязательным документом и в случае непредоставления не является причиной для отклонения. При этом Комиссия отмечает, что согласно подпункту 7б пункта 6.3.1 закупочной документации факт непредоставления предусмотренных сведений влияет на оценку заявки. Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки была приложена копия баланса по итогам 2020 года, значение 3-его раздела этого баланса — положительное. Исходя из изложенного, Комиссия делает вывод, что Заказчик в нарушение требований пункта 9.3 Методики финансовой экспертизы для оценки соответствия Заявителя пункту 5.2.2 закупочной документации использовал документ, не подлежащий применению, и не использовал подлежащий применению документ. Таким образом, Комиссия приходит к выводу об неправомерности отклонения заявки Заявителя по данному основанию. При этом вторым основанием отклонения предложения Заявителя является не представление выписки из реестра членов СРО в полном объеме, из чего не удается определить уровень ответственности члена СРО по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров (пункт 5.5 Технического задания). В соответствии с пунктом 5.5. Технического задания, участник в составе своей заявки должен представить действующую выписку из реестра членов СРО или адрес сайта/страницы из общедоступных и государственных реестров где размещена информация, подтверждающая, что он соответствует требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Согласно доводам Заказчика, Заявитель предоставил только первую страницу выписки, из чего не представляется возможным установить, удовлетворяет ли документ запрашиваемые требования или нет. В соответствии с подпунктом 1е пункта 6.3.1 Закупочной документации, соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в документации о конкурентной закупке требованиям 2022-3419 6 законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы). При этом, как отмечает Заказчик, представленная декларация участника не содержит ссылок и информации с указанием сайта или страницы сайта в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы. Комиссией установлено, что Заявитель в составе своей заявки предоставил сканкопию действующей выписки СРО с регистрационным номером записи СРО-С-204- 24022010, проверить которую можно в общедоступных источниках (http://sro.gosnadzor.ru/sro_detail.php?ID=78917) на сайте Ростехкомнадзора, а также реестре членов СРО, где размещена информация, подтверждающая, что Заявитель соответствует требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом в выписке указан адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещена информация и документы, подтверждающие соответствие Заявителя требованиям закупочной документации, а именно http://www.npros.ru. При поиске на сайте по регистрационному номеру члена (№ 1471) в реестре членов СРО, указанному в выписке, предоставленной Заявителем, выводится информация о члене СРО, в том числе наличие права выполнять работы по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров: а) в отношении объектов капитального строительства, б) в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также взносе в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств — 200 тыс. руб. Таким образом, информация, необходимая для предоставления в с пунктом 5.5 Технического задания, содержится в открытом доступе на общедоступных информационных ресурсах в сети «Интернет» и позволяет идентифицировать Заявителя как лицо, соответствующее установленным требованиям Закупочной документации. При этом приоритет формы над содержанием недопустим при проведении закупок и не соответствуют не только балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П) и принципу стабильности публичных правоотношений, а также принципу добросовестной реализации прав и законных интересов (часть 3 статьи 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ). При этом пункт 4.16.5. Закупочной документации предоставляет Организатору закупки в ходе рассмотрения заявок на участие в закупке право запрашивать у соответствующих органов государственной власти, а также юридических и физических лиц, указанных в заявке на участие в закупке и приложениях к ней, получать из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству 2022-3419 7 Российской Федерации, информацию о соответствии и достоверности указанных в заявке на участие в закупке сведений, на основании которой Закупочная комиссия принимает решение о дальнейшем допуске к участию в закупке или отстранении участника закупки от участия в закупке. При этом Заказчик не воспользоваться этим правом, отклонив заявку по формальным основаниям. Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованном отклонении заявки Заявителя по данному основанию. Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Соглано части 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «Русские крановые машины» (ИНН 3663103493, ОГРН 1143668015040) на действия АО «Интер РАО-Электрогенерация» (ИНН 7704784450, ОГРН 1117746460358) при проведении Закупки обоснованной. 2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункту 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках. 3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Связанные организации

Связанные организации не указаны