Решение №ПО/3494/21 РЕШЕНИЕ по делу № 077/01/14.8-20446/2020 от 22 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «УМА.ТЕХ»

 

Трифоновская ул, д. 57А,

г. Москва, 129272

 

ООО «ГПМ Развлекательное телевидение»

 

Трифоновская ул, д. 57А,

129272, г. Москва

 

<...>

 

<...>

 

ООО «Премьер»

 

129272, г. Москва, ул. Трифоновская,

д. 57а

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/01/14.8-20446/2020

 

Резолютивная часть оглашена «18» января 2021 года

В полном объеме изготовлено «22» января 2021 года

 

г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дела № 077/01/14.8-20446/2020 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: <...>,

членов Комиссии: <...>, <...>, <...>,

рассмотрев дело № 077/01/14.8-20446/2020 по признакам нарушения ООО «ГПМ Развлекательное телевидение» (место нахождения: 129272, г. Москва, Трифоновская ул, д. 57А, эт. 7, оф. 7-16; ОГРН 1157746132136, ИНН 7703071777), ООО «УМА.ТЕХ» (место нахождения: 129272, г. Москва, Трифоновская ул, д. 57А, эт. 8, оф. 8-01; ОГРН 5177746031370, ИНН 7743228142) статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑Ф3 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в получении согласий потребителей на распространение им рекламы по сетям электросвязи путем размещения на сайте premier.one, а также в мобильном приложении «PREMIER» форм регистрации (авторизации), обязывающих потребителей получать рекламу по сетям электросвязи и не предусматривающих возможность выбора (волеизъявления) со стороны потребителя, желающего воспользоваться услугами организации, соглашаться или не соглашаться на получение рекламы по сетям электросвязи,

в присутствии представителей ООО «Премьер» в лице <...> (доверенность № <...>, в лице <...> (доверенность № <...>), представителя ООО «УМА.ТЕХ» в лице <...> (по доверенности № <...>), представителя ООО «ГПМ Развлекательное телевидение» в лице <...> (по доверенности № <...>),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 077/01/14.8-20446/2020 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено на основании материалов относительно наличия в действиях ООО «ГПМ Развлекательное телевидение» и ООО «УМА.ТЕХ» (далее также ответчики) признаков нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, выразившегося в получении согласий потребителей на распространение им рекламы по сетям электросвязи путем размещения на сайте premier.one, а также в мобильном приложении «PREMIER» форм регистрации (авторизации), обязывающих потребителей получать рекламу по сетям электросвязи и не предусматривающих возможность выбора (волеизъявления) со стороны потребителя, желающего воспользоваться услугами организации, соглашаться или не соглашаться на получение рекламы по сетям электросвязи.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Комиссией Московского УФАС России установлены следующие обстоятельства.

ООО «ГПМ Развлекательное телевидение» (место нахождения: 129272, г. Москва, Трифоновская ул, д. 57А, эт. 7, оф. 7-16) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц  26.02.2015, за основным государственным регистрационным номером 1157746132136, ИНН 7703071777, КПП 770201001.

Установлено, что основным видом деятельности «ГПМ Развлекательное телевидение» является консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (ОКВЭД 70.22).

В качестве дополнительных видов деятельности Общество осуществляет деятельность в области радиовещания и телевизионного вещания (ОКВЭД 60.10, 60.20).

Данное обстоятельство также подтверждается наличием лицензии на осуществление услуг связи по предоставлению каналов связи № 182216 от 18.05.2020, выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

ООО «УМА.ТЕХ» (место нахождения: 129272, г. Москва, Трифоновская ул, д. 57А, эт. 8, оф. 8-01) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц  04.10.2017, за основным государственным регистрационным номером 5177746031370, ИНН 7743228142, КПП  770201001.

Установлено, что основным видом деятельности ООО «УМА.ТЕХ» является прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (ОКВЭД 62.09).

В качестве дополнительных видов деятельности Общество осуществляет деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность (ОКВЭД 63.11).

При осуществлении своей деятельности хозяйствующего субъекта ООО «ГПМ Развлекательное телевидение», ООО «УМА.ТЕХ» используют в том числе сайт premier.one и приложение «PREMIER», доступное для всех мобильных операционных систем для функционирования одноименного сервиса «PREMIER».

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

 

 

Вместе с тем при анализе вопроса о том, является ли конкретное совершенное лицом действие актом недобросовестной конкуренции, подлежат учету не только указанные положения, но и положения статьи 10.bis Парижской конвенции, в силу которых актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Определяющим для признания конкретных действий недобросовестными является не упоминание их в главе 2.1 Закона о защите конкуренции, а то, охватываются ли они составом недобросовестной конкуренции в том виде, в котором этот состав охарактеризован в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции и статье 10.bis Парижской конвенции.

В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 11, для квалификации конкретных совершенных лицом действий как акта недобросовестной конкуренции следует исходить из цели таких действий.

Цель действий может быть установлена, исходя, в том числе из последующего поведения лица. Вместе с тем такая цель может быть установлена и на основании иных обстоятельств.

В соответствии со статьей 14.8 Закона о защите конкуренции, не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 Закона о защите конкуренции.

При использовании (при входе и регистрации) сервиса «PREMIER» потребитель должен заполнить контактную информацию (имя, номер мобильного телефона, адрес электронной почты), в том числе для получения информации о личном кабинете, для осуществления и подтверждения платежа за подписку на данный сервис, а также для иных целей.

Однако при указании таких данных, несогласие на распространение рекламы препятствует возможности потребителя воспользоваться услугами данного электронного сервиса. Лишь согласившись с положениями Пользовательского соглашения, Политики по обработке персональных данных в полном объеме, в которое входит согласие на получение сообщений рекламного характера, у потребителя возникает возможность воспользоваться той или иной услугой, предоставляемой сервисом.

Такие действия ответчиков обусловлены лишь желанием получить необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе путем направления рекламных писем всем пользователям, которые используют сервис «PREMIER», а также дальнейшим побуждением пользователей к совершению дополнительных действий, направленных на отказ от распространения рекламы в их адрес.

В целях защиты прав и законных интересов абонента, при получении согласия на распространение рекламы абоненту должна быть предоставлена возможность изначально отказаться от получения рекламных рассылок, а сама форма согласия должна быть прямой и недвусмысленно выражающей соответствующее согласие (абонент прямо выражает согласие на получение рекламы), а не опосредованной и обусловленной ознакомлением с правилами оказания (предоставления) услуг.

Следует отметить, что предоставленное распространителю рекламы право на получение согласия абонента в любой форме не свидетельствует о его безграничном усмотрении в разрешении этого вопроса и оканчивается там, где начинаются права абонентов на выражение своего непосредственного согласия на получение рекламы. Обратное же приведет к злоупотреблениям со стороны распространителей рекламы, стремящихся любым способом навязать абоненту возможность распространения со своей стороны рекламы с приданием своим действиям видимости законности.

Согласие должно носить явно выраженный характер и не может быть выполнено в форме согласия на получение какой-либо информации.

Представляется, что при регистрации на сайте, а также при авторизации в приложении одновременно идентифицировать лицо, осуществляющее регистрацию, и как следствие, дающее согласие на получение рекламной информации не предоставляется возможным. Таким образом, сам по себе факт регистрации на сайте или в приложении не является свидетельством надлежащего согласия гражданина на получение рекламных сообщений.

Исходя из вышеизложенного, при регистрации в сервисе просмотра кино/сериалов на сайте или через приложения, подтверждая свое согласие с условиями пользовательского соглашения, пользователь фактически лишен возможности отказаться от распространения в его адрес рекламы.

В данном случае у лица, которое принимает условия пользовательского соглашения, возникает необходимость для отказа от получения рекламных сообщений совершить ряд дополнительных действий. В то время, когда для их получения достаточно лишь пройти регистрацию на сайте или в приложении. Подобное положение прямо противоречит самой цели правила предварительного получения согласия абонента, и нарушает его право на возможность не соглашаться на распространение на его телефон (электронную почту и т. п.) рекламы.

Таким образом, действия ответчиков обусловлены лишь желанием получить необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе путем направления рекламных писем всем пользователям, которые являются пользователями сервиса «PREMIER», вне зависимости от их волеизъявления на получение рекламы (что противоречит части 1 статьи 18 Закона о рекламе, пункту 15 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).

Вышеуказанные обстоятельства были положены в Московским УФАС России в основу выданного ответчикам Предупреждения № 08‑39 от 26.08.2020 о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

 

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела Комиссией Управления было установлено, что с 01.10.2020 администратором домена premier.one и владельцем сервиса PREMIER является ООО «Премьер», также привлеченное к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица.

Данное обстоятельство позволяет Комиссии Управления придти к следующим выводам.

Несмотря на то, что Предупреждение № 08‑39 было выдано ООО «ГПМ Развлекательное телевидение» и ООО «УМА.ТЕХ», на момент возбуждения настоящего дела спорные действия, а именно неисполнение Предупреждения, а равно продолжение нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, совершались уже не ответчиками, а новым владельцем сервиса — ООО «Премьер». Вместе с тем, Комиссия не находит правовых оснований для применения административных мер в отношении ООО «Премьер», поскольку в таком случае антимонопольный орган будет вменять правонарушение, совершенное одними лицами — ответчиками, иному лицу, которое на момент выявления нарушения не совершало противоправных действий.

Более того, на заседании Комиссии установлено, что 22.12.2020 Комиссией Московского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 077/05/18-21593/2020 о нарушении законодательства о рекламе ООО «Премьер» было выдано Предписание № 372, в соответствии с которым ООО «Премьер» надлежит прекратить и не допускать в дальнейшем действия по получению согласия потребителей на распространение им рекламы по сетям электросвязи путем размещения на сайте в сети Интернет premier.one формы регистрации, обязывающей потребителей получать рекламу по сетям электросвязи и не предусматривающей возможность выбора (волеизъявления) со стороны потребителя, желающего воспользоваться услугами организации, соглашаться или не соглашаться на получение рекламы по сетям электросвязи.

Таким образом, несмотря на установленные процессуальные обстоятельства, с безусловностью свидетельствующие о необходимости прекращения рассмотрения настоящего дела в отношении ООО «ГПМ Развлекательное телевидение» и ООО «УМА.ТЕХ», с точки зрения принятия антимонопольным органом мер, направленных на выявление и устранение противоправных действий, в данном случае в отношении ООО «Премьер» такие меры приняты в рамках выданного Обществу Предписания № 372.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41,

статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 077/01/14.8-20446/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «ГПМ Развлекательное телевидение» и
ООО «УМА.ТЕХ» прекратить в связи с неподтверждением факта наличия признаков нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «ГПМ Развлекательное телевидение» и ООО «УМА.ТЕХ».

 

Председатель Комиссии

 

 

<...>

Члены Комиссии

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд г. Москвы.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны