Решение б/н б/а от 17 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-16613/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров


14.11.2022                                                                                                    г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

.........

при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО «ПроектБалтЭнерго», ООО «Самолет-Прогресс»,

рассмотрев жалобу ООО «ПроектБалтЭнерго» (далее - Заявитель) на действия ООО «Самолет-Прогресс» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по разработке Схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств ООО «Самолет-Прогресс» в поселении «Рязановское» Новомосковского административного округа города Москвы (реестровый № 32211742595) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Заявитель в своей жалобе выражает несогласие с результатами оценки победителя закупки ООО «Меридиан Энерго». По мнению Заявителя, принятые в качестве подтверждения опыта выполнения аналогичных услуг к оценке договоры не соответствуют установленному в показателе критерию аналогичности.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Комиссия, изучив представленные в материалы дела документы и сведения, установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В силу пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Комиссией установлено, что 05.10.2022 Заказчик на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), а также на сайте электронной торговой площадки - АО «Сбербанк-АСТ» (УТП), разместил информацию о проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по разработке Схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств ООО «Самолет-Прогресс» в поселении «Рязановское» Новомосковского административного округа города Москвы (реестровый № 32211742595) (далее - запрос предложний, процедура).

Согласно итоговому протоколу от 21.10.2022 № 43/2022 победителем закупки признано ООО «Меридиан Энерго». Заявителю присвоено второе место.

Так, Приложением № 3 к информационной карте установлен следующий порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участника закупки».

Значимость (весомость) критерия-КЗ: 50 %.

Максимальный балл по критерию: 100.

Содержание критерия:

В рамках критерия оценивается наличие опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера за последние 5 лет (а именно, работы по разработке схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств, схем и программ развития электроэнергетики субъектов РФ) исполненных в срок, без начислений штрафных санкций.

Подтверждающие документы: Анкета контрагента и скан копии договоров для подтверждения указанного опыта работ ( в том числе документы, подтверждающие исполнение обязательств по договорам (акты выполненных работ, счет-фактуры и пр.)).

Порядок оценки по критерию: Оценка по критерию проводится по следующим формулам: Лучшим условием исполнения договора по критерию оценки является наибольшее значение критерия оценки (количество договоров), количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (БНi), определяется: в случае если Нmax < Нпред, - по формуле:

БНi = КЗ x 100 x (Нi / Нmax);

в случае если Нmax ≥ Нпред , - по формуле:

БНi = КЗ x 100 x (Нi / Нпред)

при этом БНmax = КЗ x 100,

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1; Нi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается; Нmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; Нпред - предельно необходимое Заказчику значение характеристик, указанное в документации о закупке;

Нпред – 15 исполненных договоров ( с приложением документов, подтверждающие исполнение обязательств по договорам (акты выполненных работ, счет-фактуры и пр.)). БНmax - количество баллов по критерию оценки, присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное Заказчиком в документации о закупке.

Комиссией установлено, что ООО «Меридиан Энерго» в составе заявки в качестве подтверждения опыта выполнения аналогичных работ было представлено 26 договоров. По результатам оценки представленных ООО «Меридиан Энерго» договоров Заказчиком было принято 19 договоров.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что при принятии решения о соответствии опыта участников требованиям критерия оценки учитывалось, что требования к порядку проведения данных работ и к их содержанию установлены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 28.12.2020 № 1195 «Об утверждении Правил разработки и согласования схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии» (далее – Приказ № 1195). Требования к содержанию работ по разработке схем выдачи мощности указаны в Статье V п.46 Приказа № 1195, а содержанию работ по разработке схем внешнего электроснабжения указаны в Статье V п.47 Приказа № 1195. Состав работ, указанный в данных статьях полностью аналогичный, как для схем выдачи мощности так и для схем внешнего электроснабжения.

Вместе с тем, Комиссия расценивает доводы Заказчика критически на основании следующего.

В соответствии с пунктом 44 Приказа № 1195 разработка схемы выдачи мощности (схемы внешнего электроснабжения) должна осуществляться заявителем либо привлеченной им проектной организацией на основании согласованного в соответствии с главой II Правил и утвержденного заявителем технического задания и с использованием математических моделей, сформированных и верифицированных в соответствии с главой IV Правил.

Согласно пункту 45 Приказа № 1195 в процессе разработки схемы выдачи мощности или схемы внешнего электроснабжения должны быть выполнены работы и проведены расчеты в соответствии с требованиями к составу и объему расчетов, составу и содержанию работ, указанными в приложении № 1 к Правилам для схемы выдачи мощности или приложении № 2 к Правилам для схемы внешнего электроснабжения соответственно.

В соответствии с пунктом 8 Приложения № 1 к Правилам по результатам расчетов должны быть определены требования к оборудованию объекта по производству электрической энергии и технические решения по замене оборудования на других объектах электроэнергетики энергорайона и (или) разработаны мероприятия по ограничению токов короткого замыкания.

Между тем, в соответствии с пунктом 2 Приложения № 2 к Правилам по результатам расчетов должны быть определены требования к оборудованию объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств заявителя и технические решения по замене оборудования на других объектах электроэнергетики энергорайона и (или) разработаны мероприятия по ограничению токов короткого замыкания.

Вместе с тем, пунктом 1 Приложения № 1 к приказу Минэнерго России установлены Правила требования к составу и объему расчетов, составу и содержанию, выполняемых в рамках разработки схемы выдачи мощности настоящие Правила разработки и согласования схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (далее — Правила), которые устанавливают требования к разработке схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии (далее - схема выдачи мощности), схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (далее - схема внешнего электроснабжения) и порядок взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии при их согласовании.

В соответствии с пунктом 3 Правил схема выдачи мощности (схема внешнего электроснабжения) должна разрабатываться заявителем в отношении объекта по производству электрической энергии (энергопринимающего устройства), соответствующего критериям, установленным подпунктом «к» пункта 10 Правил технологического присоединения.

Так, постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

Согласно подпункту «к» пункта 10 Правил технологического присоединения в случае технологического присоединения объекта по производству электрической энергии максимальной мощностью более 5 МВт или энергопринимающих устройств максимальной мощностью более 50 МВт схема выдачи мощности или схема внешнего электроснабжения соответственно, разработанная заявителем и согласованная им с сетевой организацией и субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в соответствии с правилами разработки и согласования схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии и методическими указаниями по проектированию развития энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.

Таким образом, учитывая требования подпункта «к» пункта 10 Правил технологического присоединения схема выдачи мощности разрабатывается для определения технических решений, необходимых для осуществления технологического присоединения объекта по производству электрической энергии (электростанции) мощностью более 5 МВт. В свою очередь, схема внешнего электроснабжения разрабатывается для определения технических решений, необходимых для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств мощностью более 50 МВт.

Вместе с тем Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 2 Технического задания цель работы разработка, согласование и утверждение схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств ООО «Самолет-Прогресс» с максимальной мощностью 112,08 МВт в поселении «Рязановское» Новомосковского административного округа города Москвы с учетом условий формирования баланса мощности и электроэнергии энергосистемы г. Москвы и Московской области и ОЭС Центра.

Таким образом, учитывая, что максимальная мощность объекта составляет более 50 МВт, в рамках выполнения работ будет проводится технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии и соответственно разработка схемы внешнего электроснабжения, а не схемы выдачи мощности.

Вместе с тем, в Закупочной документации не содержится требования о предоставлении опыта по разработке схем выдачи мощности.

Таким образом, учитывая требования закупочной документации, у Заказчика отсутствовали правовые основания для принятия к оценке, представленного победителем закупки опыта по разработке схем выдачи мощности.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Вместе с тем, Комиссия изучила представленные документы, подтверждающие опыт оказания аналогичных работ и отмечает, что оценка победителя Закупки проведена с нарушением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, обозначенных в пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также в нарушение положений Закупочной документации.

Учет договоров не являющихся аналогичными предмету Закупки, нарушает принципы равноправия и справедливости, представляет необоснованные преимущества конкретному участнику, а также не соответствует порядку оценки и сопоставления заявок, установленного в Закупочной документации.

Соблюдая установленный порядок оценки Заказчик вправе принимать к оценке договоры только соответствующие положениям Закупочной документации.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что при рассмотрении представленных к заявке победителя документов по критерию «Квалификация участника закупки» Заказчиком неправомерно был учтен опыт выполнения работ, не предусмотренный Закупочной документацией.

Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком произведена оценка заявок с нарушением установленного документацией порядка оценки, что не соответствует пункту 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках и признает жалобу обоснованной.

Ходатайство Заявителя (вх. от 10.11.2022 № 75891-ЭП/22) о предоставлении документов, направленных в адрес Комиссии Заказчиком, включающих также заявки победителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с письмом ФАС России от 20.04.2022 №ГМ/39356/22, ознакомление с документами и сведениями, представленными на рассмотрение Комиссии в ходе рассмотрения жалобы, положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрено. В соответствии со статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в материалах жалобы, могут быть представлены антимонопольным органом в случае истребования их судом.

При этом Комиссия отмечает, что документы, составляющие охраняемую законом тайну (например, содержащие персональные данные, коммерческую либо банковскую тайну) в связи с установленными, регулирующим законодательством, запретами на представление такой информации третьим лицам, не предоставляются для ознакомления.

Кроме того, возражения на жалобу были получены Заявителем.

В связи с изложенным, Комиссией принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства Заявителя о выдаче для ознакомления запрашиваемых документов.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ПроектБалтЭнерго» (ИНН: 7839315822; ОГРН: 1057810457726) на действия ООО «Самолет-Прогресс» (ИНН: 7731317983; ОГРН: 1167746526530) при проведении закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны