Решение №23066/24 б/а от 10 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-7247/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

05.06.2024 г.Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>,

членов Комиссии:

<...>,

<...>,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «Радиант» в лице <...>, действующего на основании доверенности от 24.04.2024 № б/н,

рассмотрев жалобу Русских С.В. (далее — Заявитель) на действия ООО «Радиант» (далее — Организатор торгов) при проведении аукциона в электронной форме по реализации имущества должника: Квартира общей площадью 26,4 кв.м., г. Москва, б-р Химкинский, д. 19. корп.1, кв.39 к/н: 77:08:0004008:1453 (извещение № 22000138250000001181, лот №1, далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

Торги проводятся в соответствии с статьями 447-449 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ); Федеральным законом от 02.10.2007 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве); Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»; Законом Российской Федерации от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»; Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; Регламентом ЭТП; Соглашением ФССП России № 0001/13, Росимущества № 01-12/65 от 30.04.2015 «О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнении судебных решений и актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество»; Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — ФЗ № 115).

Таким образом, проведение спорных Торгов является обязательным в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона Торги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия ( бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности реестр документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Организатора торгов выразилось в неправомерном отклонении заявки в ходе проведения Торгов.

По мнению Заявителя, Организатором торгов при формировании документации нарушены требования Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных), поскольку в форме согласия на обработку персональных данных, размещенной в составе документации, содержится пустая строка для заполнения, где претендентом указываются данные об операторе, получающем согласие субъекта персональных данных.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и истребуемые антимонопольным органом материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Извещения о проведении Торгов размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведение торгов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru.

В соответствии с частью 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети «Интернет». Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Согласно части 1 статьи 87 Закона об исполнительном производстве принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комиссией установлено, что между Организатором торгов и ТУ Росимущества в городе Москве заключен государственный контракт на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Российской Федерации от 14.08.2023 № 01-АИ/24-25 (далее — Государственный контракт).

Извещение о проведении торгов № 22000138250000001181, лот №1 было опубликовано 03.05.2024 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (ww.torgi.gov.ru) (далее — Официальный сайт).

Начальная цена: 4 730 760,00 руб.

Предмет Торгов: Квартира общей площадью 26,4 кв.м., расположенная по адресу: г.Москва, б-р Химкинский, д. 19. корп.1, кв.39 к/н: 77:08:0004008:1453.

Дата и время начала подачи заявок: 03.05.2024 в 15:00.

Дата и время окончания подачи заявок: 20.05.2024 в 09:00.

Дата проведения торгов: 22.05.2024 в 09:00.

На основании пункта 7.5 приложения № 1 к Извещению Организатор торгов отказывает заявителю в допуске на участие в торгах в следующих случаях:

- подача заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов с нарушением срока, установленного в информационном сообщении;

- подача предусмотренных информационным сообщением документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и информационным сообщением;

- заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

- не подтверждено поступление в установленный срок задатка.

Данный перечень оснований для отказа заявителю в приеме заявки на участие в торгах является исчерпывающим.

В силу пункта 7.6 приложения № 1 к Извещению к торгам допускаются лица, зарегистрированные на ЭТП, указанной в извещении о проведении торгов, находящейся в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», предоставившие заявки на участие в торгах с помощью электронного документооборота на ЭТП, подписанные ЭЦП с необходимым комплектом документов (электронные цветные скан-копии с подлинника документа), соответствующих требованиям извещения и настоящих Правил.

В том числе с направлением комплекта нижеприведенных документов:

Платежный документ об оплате задатка;

Паспорт (с приложением всех страниц), ИНН (на бланке ИФНС, либо подтверждение данных о ИНН с официального сайта ИФНС);

Заявка на участие в торгах по установленной форме;

Если заявка подается представителем претендента - надлежащим образом оформленная доверенность на лицо, имеющее право действовать от имени претендента, копия паспорта представителя (с приложением всех страниц) и ИНН представителя (на бланке ИФНС, либо подтверждение данных о ИНН с официального сайта ИФНС);

К заявке для физических лиц дополнительно должны быть представлены:

- если заявка подается на недвижимое имущество - нотариально удостоверенное согласие супруга/супруги на заключение сделки (при наличии супруга/супруги), или нотариально заверенное заявление об отсутствии зарегистрированного брака (при отсутствии зарегистрированного брака, если требует законодательство РФ) сроком давности не более 6 (шести) месяцев до даты подачи заявки на участие в торгах;

- копия СНИЛС;

Физические лица – иностранные граждане и лица без гражданства (в том числе и представители) дополнительно предоставляют:

- Документы, подтверждающие в соответствии с действующим законодательством их законное пребывание (проживание) на территории Российской Федерации, в том числе миграционную карту. Документы, предоставляемые иностранным гражданином и лицом без гражданства, должны быть легализованы, документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться их нотариально заверенным переводом на русский язык;

Юридические лица дополнительно к вышеперечисленным документам предоставляют:

Надлежащим образом заверенные копии: Учредительные документы (Устав, учредительный договор (при наличии), Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, Свидетельство о внесении записи в Единый реестр юридических лиц;

Копии документов, подтверждающие полномочия органов управления Заявителя (выписки из протоколов и копии приказов);

Выписку из ЕГРЮЛ, полученную не позднее 10 (Десяти) дней до подачи заявки на участие в торгах;

Формы 1 и 2 бухгалтерской отчетности за последний отчетный период с приложением документов, подтверждающих факт сдачи отчетности в контролирующие органы;

Паспорт руководителя и представителя (с приложением всех страниц);

Справку ИФНС давностью не более 10 (Десяти) рабочих дней до даты подачи заявки на участие в торгах об отсутствии задолженности перед бюджетом;

Решение соответствующего органа управления Претендента, разрешающее приобретение имущества, если это необходимо в соответствии с учредительными документами Заявителя, подписанное уполномоченными лицами соответствующего органа управления (одобрение крупной сделки);

Юридические лица – участники торгов подтверждают отсутствие решения о ликвидации, отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом и об открытии конкурсного производства, отсутствие решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, формой предоставления сведений является декларация в свободной форме в виде отдельного документа заявки.

Индивидуальные предприниматели к вышеперечисленным документам предоставляют:

Копию свидетельства регистрации в качестве ИП;

Выписку из ЕГРИП, полученную не позднее 10 (Десяти) дней до подачи заявки на участие в торгах;

Справку ИФНС давностью не более 10 (Десяти) рабочих дней до даты подачи заявки на участие в торгах об отсутствии задолженности перед бюджетом;

Копию СНИЛС.

Индивидуальные предприниматели – участники торгов подтверждают отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом. Формой предоставления сведений является декларация в свободной форме в виде отдельного документа заявки.

Образцы документов для подачи заявок находятся на ЭТП при определенном лоте в разделе документация. В случае противоречий в образцах документов для подачи заявок приоритет имеют образцы документов, размещенные в составе документации конкретного аукциона, размещенными на ЭТП. Документы Опись, Анкета, Сведения, Согласие на предоставление и обработку персональных данных, Заявка на участие в торгах должны иметь дату в пределах срока подачи заявок аукциона.

В соответствии с пунктом 13.2 Приложения № 1 к Извещению документы Участниками торгов формируются с учетом следующих особенностей:

13.2.1. Владельцем персональных данных в Согласии на предоставление и обработку персональных данных является участник торгов – физическое лицо и его представитель (при наличии).

Если вышеуказанные функции - участник торгов и представитель участника торгов (при наличии) выполняет юридическое лицо, владельцем персональных данных является единоличный исполнительный орган юридического лица или иное лицо, надлежащим образом уполномоченное на подписание документов;

13.2.2. Все поля форм документов в составе заявки должны быть заполнены. В случае неприменимости ячейки формы документов к участнику (его представителю), в такой ячейке формы документов ставится прочерк или формируется примечание, позволяющее однозначно идентифицировать неприменимость ячейки формы документов к участнику (его представителю).

13.2.3. Каждый документ, формируемый участником путем заполнения сведений, должен быть подписан участником (или его представителем) собственноручно рукописной или электронной подписью (с соответствующей отметкой о подписании ЭП). Заполненные и не подписанные документы (формы документов) не принимаются к рассмотрению и считаются неподанными в составе заявки. Документы, полученные из налоговых и иных органов, должны быть подписаны должностным лицом или иметь отметку о подписании электронной подписью (за исключением сведений- скриншот с информацией с сайта nalog.ru из личного кабинета налогоплательщика).

13.2.4. Электронные документы, приложенные в составе заявки, должны точно повторять оригинал, с которого они сделаны. Изображение электронного документа не должно быть изменено, должно быть читаемо, не должно иметь признаков постороннего вмешательства. Информация и реквизиты оригинала документа должны быть свободно видны на представленном изображении без дополнительных средств. Электронный документ не должен быть защищен от просмотра, печати, не должен содержать вредоносного программного обеспечения в явном или скрытом виде. Текст, написанный от руки, должен быть читаем и позволять определить содержание документа.

Согласно протоколу определения участников аукциона от 22.05.2024 Организатором торгов принято следующее решение:

 

п/п

Полное наименование Претендента

заявки

Соответствие заявки и представленных документов на участие в торгах установленным требованиям

Сведения

об отзыве

заявки

Поступление задатка

1

Крамзаева Наталья Александровна

Z90451

Не соответствует

Нет

Поступил

2

Русских Сергей Владимирович

Z90510

Не соответствует

Нет

Поступил

3

Маркасова Ольга Николаевна

Z90654

 

Отозвана 19.05.2024 в 21:25

Поступил

4

Маркасов Алексей Леонидович

Z90671

 

Отозвана 19.05.2024 в 21:22

Поступил

5

Индивидуальный предприниматель Астапова Юлия Юрьевна, в лице Астапова Юлия Юрьевна

Z90818

Не соответствует

Нет

Поступил

6

Павлов Дмитрий Анатольевич

Z91107

Не соответствует

Нет

Поступил

7

Баранова Алла Владимировна

Z91314

Не соответствует

Нет

Поступил

8

Насретдинов Дамир Мунипович, в лице Чернецов Андрей Валентинович

Z91364

Не соответствует

Нет

Поступил

9

Маркасов Алексей Леонидович

Z91371

Не соответствует

Нет

Поступил

10

Слободянюк Алексей Игоревич

Z91375

Соответствует

Нет

Поступил

11

Маркасова Ольга Николаевна

Z91381

Не соответствует

Нет

Поступил

12

Серегина Наталья Михайловна

Z91388

Соответствует

Нет

Поступил

13

Копылов Борис Борисович

Z91389

Не соответствует

Нет

Поступил

14

Копылов Андрей Борисович

Z91390

Не соответствует

Нет

Поступил

 

п/п

Полное наименование Претендента

Основание отказа

1

Крамзаева Наталья Александровна

абз. 3 п. 7.5 Правил - В нарушение требований Правил претендентом не представлена заявка на участие в торгах и иные документы, за исключением копий паспорта и ИНН.

2

Русских Сергей Владимирович

абз. 3 п. 7.5 Правил - 1. В представленном согласии на предоставление и обработку персональных данных от 13.05.2024 г. не в полном объеме указаны сведения согласно п.п. 1, 3 ч. 4 ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ и п. 7.8 Правил (адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных).

3

Индивидуальный предприниматель Астапова Юлия Юрьевна, в лице Астапова Юлия Юрьевна

абз. 3 п. 7.5 Правил - 1. В представленном согласии на предоставление и обработку персональных данных от 14.05.2024 г. не в полном объеме указаны сведения согласно п.п. 1, 3 ч. 4 ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ и п. 7.8 Правил (адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных).

4

Павлов Дмитрий Анатольевич

абз. 3 п. 7.5 Правил - 1. В представленном согласии на предоставление и обработку персональных данных от 09.05.2024 г. не в полном объеме указаны сведения согласно п.п. 1, 3 ч. 4 ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ и п. 7.8 Правил (адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных).

5

Баранова Алла Владимировна

абз. 3 п. 7.5 Правил - 1. В представленном согласии на предоставление и обработку персональных данных от 17.05.2024 г. не в полном объеме указаны сведения согласно п.п. 1, 3 ч. 4 ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ и п. 7.8 Правил (адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных); 2. В нарушение требования п. 13.2.2 Правил в представленном документе "Опросный лист" имеются незаполненные поля ячеек (в т.ч. ПДЛ, ИПДЛ), что не позволяет однозначно идентифицировать неприменимость ячейки формы документов к участнику.

6

Насретдинов Дамир Мунипович, в лице Чернецов Андрей Валентинович

абз. 3 п. 7.5 Правил - 1. В представленных согласиях претендента и его представителя на предоставление и обработку персональных данных от 19.05.2024 г. не в полном объеме указаны сведения согласно п.п. 1, 3 ч. 4 ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ и п. 7.8 Правил (адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных).

7

Маркасов Алексей Леонидович

абз. 3 п. 7.5 Правил - 1. В нарушение требования п. 13.2.2 Правил в представленном документе "Опросный лист" от 13.05.2024 имеются незаполненные поля ячеек (принадлежность к ПДЛ, ИПДЛ), что не позволяет однозначно идентифицировать неприменимость ячейки формы документов к участнику.

8

Маркасова Ольга Николаевна

абз. 3 п. 7.5 Правил - 1. В нарушение требования п. 13.2.2 Правил в представленном документе "Опросный лист" от 14.05.2024 имеются незаполненные поля ячеек (принадлежность к ПДЛ, ИПДЛ), что не позволяет однозначно идентифицировать неприменимость ячейки формы документов к участнику.

9

Копылов Борис Борисович

абз. 3 п. 7.5 Правил - 1. В нарушение требования п. 7.6 Правил (абз. 27) представленное претендентом согласие на предоставление и обработку персональных данных от 19.05.2024 имеет противоречие образцу документа, размещенному в составе документации конкретного аукциона на ЭТП.

10

Копылов Андрей Борисович

абз. 3 п. 7.5 Правил - 1. В нарушение требования п. 7.6 Правил (абз. 27) представленное претендентом согласие на предоставление и обработку персональных данных от 19.05.2024 имеет противоречие образцу документа, размещенному в составе документации конкретного аукциона на ЭТП; 2. В нарушение требования п. 7.6 Правил претендентом представлено нотариально удостоверенное согласие супруга/супруги на заключение сделки от 30.09.2023, т.е. сроком давности более 6 (шести) месяцев до даты подачи заявки на участие в торгах.

 

Заявитель с указанным основанием отклонения заявки не согласен, полагая, что приложенное в составе заявки согласие соответствует требованиям документации о Торгах.

Вместе с тем Комиссия установила следующее.

Согласно приложению № 1 к извещению заявка – обращение Заявителя, содержащее комплект документов, утверждённый данными правилами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, указанными в разделе № 1.

Пунктом 7.8 приложения № 1 к извещению участник подаёт согласие на обработку персональных данных в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных должно соответствовать указанным требованиям и подаётся в свободной форме.

При подаче заявки юридическими лицами, согласие на обработку персональных данных подают все физические, подающие персональные данные.

При этом Комиссия отмечает, что в составе документации размещена форма согласия на обработку персональных данных.

В свою очередь, Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки приложено согласие на обработку персональных данных, в котором не указан адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных.

Вместе с тем в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о персональных данных под оператором понимается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Согласно части 1 статьи 9 Закона о персональных данных субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

Частью 4 статьи 9 Закона о персональных данных установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

Аналогичные требования к содержанию согласия на обработку персональных данных содержатся в пункте 7.8 приложения № 1 к извещению.

Таким образом, в согласии на обработку персональных данных Заявителю надлежало указать адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, адрес ООО «Радиант», получающего согласие субъекта персональных данных.

Вместе с тем указанные требования документации и Закона о персональных данных Заявителем при подаче заявки не были соблюдены, в связи с чем заявка Заявителя была отклонена правомерно.

В свою очередь Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора торгов нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 ГК РФ, недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

Учитывая изложенное, Комиссия находит доводы жалобы Заявителя необоснованными.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и ( или ) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Оценивая в порядке части 17 статьи 18 Закона о защите конкуренции правомерность отклонение заявок других претендентов, Комиссия установила следующее.

Относительно отклонения заявки Крамзаевой Н.А. (Z90451) Комиссия отмечает, что в соответствии с протоколом определения участников аукциона от 22.05.2024 участник отклонен на основании следующего: «абз. 3 п. 7.5 Правил - В нарушение требований Правил претендентом не представлена заявка на участие в торгах и иные документы, за исключением копий паспорта и ИНН».

Комиссия, проанализировав заявку Крамзаевой Н.А. (Z90451), установила, что в составе представленных документов отсутствует заявка на участие в торгах и иные документы, за исключением копий паспорта и ИНН, в связи с чем Организатор торгов правомерно отклонил заявку участника на основании абзаца 3 пункта 7.5 Правил.

Относительно отклонения заявок Павлова Д.А. (Z91107), Барановой А.В. (Z91314), Насретдинова Д.М. (Z91364) Комиссия отмечает, что в соответствии с протоколом определения участников аукциона от 22.05.2024 указанные участники отклонены на основании следующего: «абз. 3 п. 7.5 Правил - 1. В представленном согласии на предоставление и обработку персональных данных от 09.05.2024 г. не в полном объеме указаны сведения согласно п.п. 1, 3 ч. 4 ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ и п. 7.8 Правил (адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных)».

В свою очередь, как было ранее установлено, в части 4 статьи 9 Закона о персональных данных указано что именно согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя.

Аналогичные требования к содержанию согласия на обработку персональных данных содержатся в пункте 7.8 приложения № 1 к извещению.

Вместе с тем Комиссия, изучив заявки Павлова Д.А. (Z91107), Барановой А.В. (Z91314), Насретдинова Д.М. (Z91364) в указанной части, установила, что требования документации о Торгах и Закона о персональных данных данными участниками при подаче заявки не были соблюдены, в связи с чем заявки Павлова Д.А. (Z91107), Барановой А.В. (Z91314), Насретдинова Д.М. (Z91364) были отклонены Организатором торгов правомерно.

Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что ранее Рязанским УФАС России была рассмотрена жалоба ИП Астаповой Ю.Ю. (Z90818) на действия Организатора торгов при проведении оспариваемых Торгов, содержащая доводы о несогласии с отклонением своей заявки.

Решением Рязанского УФАС России от 03.06.2024 по делу № 062/10/18.1-337/2024 жалоба признанна необоснованной.

В силу части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 5 части 9 Закона о защите конкуренции.

Соответственно, на основании части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции производство в отношении отклонения заявки ИП Астаповой Ю.Ю. (Z90818) подлежит прекращению, поскольку антимонопольным органом ранее было принято решение относительно обжалуемых действий Организатора торгов.

В свою очередь, оценив провомерность отклонения заявок Копылова Б.Б. (Z91389), Копылова А.Б. (Z91390) за наличие противоречий образцу документа согласия, размещенному в составе документации о Торгах, Комиссия приходит к выводу о неправомерности отклонения указанных заявок по следующим основаниям.

Как было установлено ранее, согласно пункту 7.8 Приложения № 1 к Извещению Участник подает согласие на обработку персональных данных в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о персональных данных.

При этом Организатором торгов в пункте 7.8 Правил отдельно установлено, что согласие на обработку персональных данных должно соответствовать указанным требованиям и подаётся в свободной форме.

То есть, Комиссия считает необходимым отметить, что в документации о Торгах отсутствует императивное требование о строгом соответствии предоставляемого согласия на обработку и предоставления персональных данных образцу, размещенному в составе документации о Торгах.

Проанализировав заявки Копылова Б.Б. (Z91389), Копылова А.Б. (Z91390) в данной части, Комиссия приходит к выводу, что согласия указанных участников на обработку и предоставления персональных данных содержат все необходимые сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Закона о персональных данных, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о соответствии указанных согласий требованиям Закона о персональных данных.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заявки Копылова Б.Б. (Z91389), Копылова А.Б. (Z91390) отклонены Организатором торгов неправомерно и не в соответствии с требованиями Правил.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов не допускается отклонение заявок участников по формальным основаниям с целью искусственно ограничить количество потенциальных участников.

Формальное отклонение заявки за непредставление предусмотренных сведений не может являться безусловным основанием для отклонения заявки участника, если Заказчиком не доказано реальное несоответствие такого участника требованиям.

Таким образом, само по себе несоответствие указанных согласий в форме согласия на обработку персональных данных не может быть положено в обоснование отклонения заявок, поскольку данное несоответствие не препятствует дальнейшему участию данных претендентов в торгах.

Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу, что отклонение заявок Копылова Б.Б. (Z91389), Копылова А.Б. (Z91390) на основании использования иной формы согласия на обработку персональных данных при условии, что указанные документы соответствуют требованиям Закона о персональных данных, является недопустимым.

Относительно правомерности отклонения заявок Барановой А.В. (Z91314), Маркасова А.Л. (Z91371), Маркасовой О.Н. (Z91381) Комиссия установила следующее.

Согласно пункту 13.2.2 Приложения № 1 к Извещению все поля форм документов в составе заявки должны быть заполнены. В случае неприменимости ячейки формы документов к участнику (его представителю), в такой ячейке формы документов ставится прочерк или формируется примечание, позволяющее однозначно идентифицировать неприменимость ячейки формы документов к участнику (его представителю).

Вместе с тем Комиссия отмечает, что в установленной форме «Сведения получаемые в целях идентификации клиентов-физических лиц, представителей клиента, выгодоприобретателей-физических лиц и бенифициарных владельцев (Опросный лист)» (далее — Опросный лист) отсутствуют поля для проставления прочерка в случае неприменимости таких полей как «Принадлежность к категории иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ)» и «Принадлежность к категории публичное должностное лицо (ПДЛ)»:

 

Принадлежность к категории иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ) ☐*

Принадлежность к категории публичное должностное лицо (ПДЛ) ☐*

 

Таким образом, установленная форма заполнения данных полей не позволяет участникам проставить прочерк в случае неприменимости таких полей.

В связи с чем, в данном случае у участников отсутствовала возможность для заполнения вышеуказанных полей.

В свою очередь, Организатором торгов не представлено обоснований иного трактования применения полей ИПДЛ и ПДЛ в форме Опросного листа.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что в данном случае заявки Барановой А.В. (Z91314), Маркасова А.Л. (Z91371), Маркасовой О.Н. (Z91381) отклонены Организатором торгов неправомерно и по формальным основаниям.

В свою очередь, относительно правомерности допуска заявок Слободянюка А.И. (Z91375), Серегиной Н.М. (Z91388) Комиссия установила следующее.

Слободянюком А.И. (Z91375) в составе заявки приложено согласие на обработку персональных данных, в котором не указан адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных.

Таким образом, приложенная к заявке Слободянюка А.И. (Z91375) согласие на обработку персональных данных не содержит все необходимые сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Закона о персональных данных, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о несоответствии указанного согласия требованиям Закона о персональных данных.

Оценив заявку Серегиной Н.М. (Z91388), Комиссия отмечает следующее.

Оператором субъекта персональных данных является ООО «Радиант».

В Извещении о проведении торгов указан юридический и фактический адрес ООО «Радиант»: 390010, Рязанская обл. г. Рязань, Ш. Московское, д. 20, офис 404/5.

В ходе изучения заявки Серегиной Н.М. (Z91388) Комиссией установлено, что в составе заявки представлено согласие на обработку персональных данных, в котором отсутствовал адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных.

Таким образом, представленное Серегиной Н.М. (Z91388) в составе заявки согласие на обработку персональных данных не соответствует подпункту 3 пункта 7.8 Приложения № 1 к Извещению.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что заявка Серегиной Н.М. (Z91388) не соответствовала требованиям Извещения, в связи с чем у Организатора торгов имелись основания для отклонения заявки такого участника.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что в данном случае заявки Слободянюка А.И. (Z91375), Серегиной Н.М. (Z91388) допущены Организатором торгов неправомерно.

Таким образом, Комиссия в данном случае усматривает неравнозначный подход к рассмотрению заявок участников на предмет соответствия согласия на обработку персональных данных при условии, что иные участники были отклонены по указанным основаниям.

Оценив действия Организатора торгов при отклонении заявки Копылова А.Б. (Z91390) за непредоставление (несоответствие требованиям документации) нотариально удостоверенного согласия супруга/супруги на заключение сделки, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки, по правилам статьи 173.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В свою очередь Комиссия отмечает, что пунктом 7.2.13. Технического задания к Государственному контракту Организатору торгов указано на необходимость в соблюдении требований к копиям документов, удостоверяющих личность претендента на участие в торгах, предоставление нотариально заверенных копий документов, а также согласия супруга на приобретение имущества.

При этом согласно частям 1-3 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по обоюдному согласию супругов.

При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга. Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки.

Для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нормально удостоверенное согласие другого супруга.

Из данной нормы права следует, что обязательное согласие другого супруга на совершения сделки требуется тогда, когда сделка совершается в нотариальной форме либо подлежит обязательной государственной регистрации либо права на имущество, выступающее предметом сделки, подлежат обязательной государственной регистрации.

В рассматриваемом случае, государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество установлена в соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статьей 131 ГК РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 57 Семейного кодекса Российской Федерации супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.

Таким образом, при регистрации перехода права на нового собственника в Единый государственный реестр недвижимости вносится запись об отсутствии необходимого согласия супруга на совершение сделки. Информация об отсутствии согласия супруга отражается в выписке из ЕГРН, удостоверяющей право нового собственника на приобретенный объект недвижимости, что может в дальнейшем затруднить отчуждение или совершение иных сделок с объектом недвижимости, так как такая сделка является оспоримой.

Комиссия отмечает, что совершение сделки осуществляется между победителем торгов и Организатором только после подведения итогов процедуры, в связи с чем представление соответствующего согласия супруга на этапе принятия участия в Торгах является избыточным.

Кроме того пунктом 7.2.13 Технического задания к Государственному контракту установлено, что претендент на покупку имущества должен иметь нотариальное согласие супруга, при этом, указанный пункт не устанавливает обязанность представлять указанное согласие на этапе подачи заявки.

При этом само по себе нотариально удостоверенное заявление об отсутствии брака не гарантирует того факта, что в действительности гражданин в таком браке не состоит: в данном случае нотариус удостоверяет лишь факт наличия соответствующего заявления (которое носит сугубо декларативный характер), исходящего от конкретного лица согласно статье 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1).

Данная позиция также подтверждается письмом Росимущества от 12.02.2019 № СА12/4364ж.

При этом, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

В силу пункта 8.3 Приложения № 1 к Государственному контракту Организатор торгов 8.3. Оказывать Услугу способами, не допускающими ограничение, устранение конкуренции и (или) нарушение законных прав и ущемление интересов других лиц.

Комиссия также отмечает, что в соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.07.2016 № 306-ЭС16-3230 по делу № А57-494/2014 (далее — Определение ВС РФ), действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении ВС РФ, торги являются конкурентной формой определения наиболее лучших условий за продаваемое имущество и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота).

Комиссия отмечает, что указанные Торги являются публичными торгами, целью проведения которых является реализация имущества с наибольшей ценой. Наибольшее количество участвующих в торгах лиц, проявивших интерес к реализуемому имуществу, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущество, что в конечном счете повышает степень удовлетворяемости требований взыскателя.

Действуя разумно и добросовестно в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, Организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников Торгов.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о неправомерности установленного требования, а равно неправомерности отклонения заявки за неисполнение указанного требования.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу о нарушении Организатором торгов пунктов 8.3, 8.8 Приложения № 1 к Государственному контракту, статьи 449.1 ГК РФ, а также пунктов 7.5, 7.8 Приложения № 1 к Извещению.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Комиссией установлено, что 22.05.2024 Организатором торгов с победителем торгов заключен договор № 50Т-24 купли-продажи имущества.

В соответствии со частью 11 статьи 89 Закона об исполнительном производстве не допускается заключение договора по результатам торгов ранее чем через десять дней со дня подписания протокола, на основании которого осуществляется заключение договора, а в случае, если предусмотрено размещение указанного протокола на сайте в сети «Интернет», ранее чем через десять дней со дня такого размещения.

Вместе с тем протокол итогов Торгов был подписан 22.05.2024.

Договор по итогам Торгов заключен 22.05.2024.

При этом, согласно письму ФАС России от 17.06.2021 № ГМ/49532/21 по вопросу применения норм о моратории на заключение договора при проведении публичных торгов по реализации заложенного имущества в рамках Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Торги по продаже заложенного имущества в ходе исполнительного производства относятся к числу публичных торгов, организованных в рамках принудительного исполнения судебных актов, и, соответственно, при их проведении должны учитываться нормы Закона об исполнительном производстве.

В связи с этим, положения части 11 статьи 89 Закона об исполнительном производстве, устанавливающие императивный запрет на заключение договора по результатам торгов ранее чем через десять дней со дня подписания протокола торгов (размещения его на сайте в сети «Интернет»), применимы при проведении публичных торгов по реализации заложенного имущества в ходе исполнительного производства в рамках Закона об ипотеке и рассмотрении антимонопольными органами жалоб на нарушение процедуры проведения таких торгов и порядка заключения договоров по их результатам.

Таким образом, Организатором торгов в нарушение части 11 статьи 89 Закона об исполнительном производстве заключен договор по итогам Торгов.

Вместе с тем, учитывая, что Организатором торгов не представлено документов, подтверждающих переход права собственности на реализуемое имущество, а равно судьба реализуемого имущества не разрешена, у антимонопольного органа отсутствуют правовые препятствия для выдачи Организатору торгов обязательного предписания.

На основании изложенного и руководствуясь частями 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов необоснованной.

  2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение пунктов 8.3, 8.8 Приложения № 1 к Государственному контракту, статьи 449.1 ГК РФ, а также пунктов 7.5, 7.8 Приложения № 1 к Извещению.

  3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны