Решение б/н по делу № 077/01/14.4-134/2019 от 31 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФГУП «ЗащитаИнфоТранс»

 

105082, г. Москва,

Бакунинская ул., д. 71, стр. 10

 

infosecurity@z-it.ru

 

ООО «ЗащитаИнфоТранс»

 

117105, г. Москва,

Варшавское ш., д. 1, стр. 1-2,

эт. 3, комн. 50, оф. 84

 

zitrans@mail.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/01/14.4-134/2019

 

«31» июля 2019 года                                               г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дела № 077/01/14.4-134/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: <...>,

членов Комиссии: <...>,

рассмотрев дело № 077/01/14.4-134/2019 по признакам нарушения ООО «ЗащитаИнфоТранс» (ОГРН 1187746477170, ИНН 7726431218) части 1 статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в приобретении и использовании ООО «ЗащитаИнфоТранс» (ОГРН 1187746477170) исключительного права на фирменное наименование юридического лица, принадлежащего ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» (ОГРН 1027739499567),

в присутствии представителей: ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» в лице <...> (по доверенности ), <...> (по доверенности); ООО «ЗащитаИнфоТранс» в лице Степа <...>оверенности),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 077/01/14.4-134/2019 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено на основании заявления ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» (ОГРН 1027739499567) относительно наличия признаков нарушения ООО «ЗащитаИнфоТранс» (ОГРН 1187746477170) статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006  135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в приобретении и использовании ООО «ЗащитаИнфоТранс» (ОГРН 1187746477170) исключительного права на фирменное наименование юридического лица, принадлежащего ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» (ОГРН 1027739499567).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарным рынком является сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» (адрес: Бакунинская ул., д. 71, стр. 10, г. Москва, 105082) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 04.11.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027739499567, ИНН 7708083600, КПП 770101001, обладает лицензиями: № 122742 1 от 27.08.2014 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации; № 122744 1 от 27.08.2014 на оказание услуг связи по предоставлению каналов связи; № 122743 1 от 27.08.2014 на оказание телематических услуг связи; № 0366 от 15.07.2005 на оказание деятельности по технической защите конфиденциальной информации; № 0230 от 15.07.2005 на услуги по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации; № ЛСЗ0012797 15208 от 29.06.2016 на оказание деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств; № ГТ 0074418 6054/ХК/2115 от 11.07.2018 и № ГТ 0074417 6053/ХК/2114 от 11.07.2018 на оказание деятельности, связанной с защитой государственной тайны.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» является деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая (62.09). Дополнительными видами деятельности являются в том числе: деятельность консультативная и работа в области компьютерных технологий (62.02), научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие (72.19). Осуществление данной деятельности подтверждается рядом документов, представленных в адрес Московского УФАС России, в том числе договорами, государственными контрактами, участием ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» в торгах в качестве исполнителя, подрядчика (поставщика), а также размещение на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov закупок в качестве заказчика и согласуется со сведениями, содержащимися в Государственном реестре юридических лиц.

ООО «ЗащитаИнфоТранс» (адрес:117105, г. Москва, Варшавское ш., д. 1, стр. 1-2, эт. 3, комн. 50, оф. 84) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 15.05.2018 за основным государственным регистрационным номером 1187746477170, ИНН 7726431218, КПП 772601001.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ООО «ЗащитаИнфоТранс» является разработка компьютерного программного обеспечения (62.01). Дополнительными видами деятельности являются в том числе: деятельность консультативная и работа в области компьютерных технологий (62.02), деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (62.09), научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие (72.19). Данные сведения не подтверждаются какой-либо иной информацией или документами.

Резюмируя изложенное, ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» и ООО «ЗащитаИнфоТранс» потенциально могут являться конкурентами, осуществляющими аналогичную хозяйственную деятельность на рынке, а именно: деятельность консультативная и работа в области компьютерных технологий; деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий; научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие.

Данной возможности функционирования хозяйствующих субъектов на одном товарном рынке достаточно для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, то есть установления признаков нарушения. Однако в рамках дела должны быть установлены реальные конкурентные отношения, фактическое осуществление деятельности на одном товарном рынке.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Для признания оспариваемых действий ответчика актом недобросовестной конкуренции, необходимо надлежащее установление факта наличия законодательно установленных признаков недобросовестной конкуренции. Таким образом, указанные действия должны:

—  совершаться хозяйствующим субъектом-конкурентом;

—  быть направленными на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

—  противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

—  причинить или быть способными причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, либо нанесли или быть способными нанести вред их деловой репутации.

Отсутствие доказательств хотя бы одного из названных обстоятельств исключает возможность признания действия ответчика актом недобросовестной конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции, не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 1474 ГК РФ, юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 3 статьи 1474 ГК РФ, не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

В соответствии с пунктом 6 статьи 1252 ГК РФ, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее.

Таким образом, не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Между тем для фиксации нарушения не только положений Гражданского кодекса Российской Федерации, но и пункта 9 статьи 4, части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции надлежит установление наличия всей совокупности признаков нарушения в форме определенного акта недобросовестной конкуренции.

Согласно сведениям, представленным ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», а также информации из Единого государственного реестра юридических лиц, заявитель под своим фирменным наименованием зарегистрирован значительно раньше лица, в отношении которого подано заявление.

Между тем, заявителем выявлена информация о том, что на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov), ООО «ЗащитаИнфоТранс» была подана жалоба на действия ФКУ «РосТрансМодернизация» при проведении открытого конкурса на выполнение работ по поддержке и технологическому оперированию компонентов функциональных задач информационно-аналитической системы регулирования на транспорте (АСУ ТК) (Закупка № 0373100096718000012).

Согласно решению Московского УФАС России № 2-57-11537/77-18 от 19.09.2018 жалоба ООО «ЗащитаИнфоТранс» на действия ФКУ «РосТрансМодернизация» была признана необоснованной.

В это же время ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» являлось участником указанного открытого конкурса, следовательно использование ООО «ЗащитаИнфоТранс» фирменного наименования, сходного до степени смешения с фирменным наименованием ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», по мнению заявителя, может ввести в заблуждение потребителей товаров (контрагентов).

Приобретение и дальнейшее использование ООО «ЗащитаИнфоТранс» фирменного наименования, сходного до степени смешения с фирменным наименованием хозяйствующего субъекта-конкурента, а именно ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», может повлечь за собой необоснованное соотнесение вновь созданного Общества с репутацией уже существующего на рынке хозяйствующего субъекта со сходным до степени смешения фирменным наименованием.

Подобные действия субъекта-конкурента потенциально могут повлечь отток клиентов у существующего Общества, а равно привести к перераспределению прибыли на товарном рынке.

Кроме того, используя в качестве фирменного наименования обозначение сходное до степени смешения с фирменным наименованием уже существующего Общества, хозяйствующий субъект фактически пользуется репутацией такого общества, при этом не затрачивая самостоятельно никаких ресурсов и усилий на продвижение своего фирменного наименования на товарном рынке.

Резюмируя изложенное, непосредственным преимуществом, получаемым ООО «ЗащитаИнфоТранс» при приобретении и использовании фирменного наименования, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, принадлежащим ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», может являться снижение издержек индивидуального Общества на продвижение собственного обозначения на товарном рынке.

Таким образом, ООО «ЗащитаИнфоТранс» не затрачивая собственных средств на продвижение услуг, может пользоваться популярностью средств индивидуализации Заявителя, в результате чего получает преимущества при осуществлении конкурентной деятельности в результате перераспределения потребительского спроса, а именно, привлекает к производимым Обществом товарам потребителей, которые полагают, что приобретают товар у Общества, существующего уже длительное время.

Однако в настоящем случае при принятии решения Московское УФАС России обращает внимание на следующие обстоятельства.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

В соответствии с материалами дела, ООО «ЗащитаИнфоТранс» с момента регистрации (15.05.2018) до настоящего времени не осуществляет фактическую деятельность, что подтверждается бухгалтерской отчетностью за 2018 год, а также банковской выпиской по расчетному счету за период с 21.06.2018 по 10.06.2019. Обществом не совершались какие-либо сделки, не заключались договоры с физическими и юридическими лицами.

Также необходимо отметить, что ответчик не принимал участие в торгах и не использовал фирменное наименование в гражданском обороте.

Как было указано ранее, ООО «ЗащитаИнфоТранс» была подана жалоба на действия ФКУ «РосТрансМодернизация» при проведении открытого конкурса на выполнение работ по поддержке и технологическому оперированию компонентов функциональных задач информационно-аналитической системы регулирования на транспорте (АСУ ТК) (Закупка № 0373100096718000012).

Вместе с тем, кроме указанной жалобы, ООО «ЗащитаИнфоТранс» не принимало участие в каких-либо конкурсах, объявляемых заказчиком, контрагентом ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» не является, иными способами свои услуги не реализовывало.

Таким образом, действия ООО «ЗащитаИнфоТранс» по оспариванию конкурсной документации не имеют направленности на получение преимуществ, не причинили убытки или иной вред ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», следовательно, по мнению Комиссии Московского УФАС России, не могут быть квалифицированы именно как акт недобросовестной конкуренции. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Для целей применения запрета, установленного антимонопольным законодательством, следует рассматривать исключительно совокупность действий по приобретению и использованию исключительных прав на средство индивидуализации.

Термин «приобретение» исключительных прав на средства индивидуализации понимается исходя из соответствующих положений ГК РФ. Так, приобретением исключительных прав на фирменное наименование в соответствии со статьей 1474 ГК РФ является государственная регистрация юридического лица и указание фирменного наименования в его учредительных документах.

Под использованием исключительных прав на средства индивидуализации понимается в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет».

 

 

Однако для целей применения положений статьи 14.4 Закона о защите конкуренции под недобросовестным приобретением исключительных прав на средства индивидуализации понимаются действия хозяйствующего субъекта, выразившиеся в умышленном приобретении исключительных прав на обозначение, которое уже определенное время использовалось конкурентом в качестве средства индивидуализации своей деятельности, производимых и реализуемых товаров, приобрело определенную узнаваемость у потребителей.

Для защиты нарушенных прав в административном порядке недостаточно лишь указать на наличие у юридического лица фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию заявителя или сходного с ним до степени смешения, а также на наличие аналогичных кодов ОКВЭД и более ранний срок включения фирменного наименования заявителя в Единый государственный реестр юридических лиц.

Документально не подтверждено фактическое осуществление субъектами конкурентной деятельности на одном товарном и географическом рынке, не представлены доказательства умышленного приобретения исключительных прав на фирменное наименование ООО «ЗащитаИнфоТранс», использования в своей деятельности такого фирменного наименования, влекущее смешение или паразитирование на рынке.

Сам по себе факт возможного наличия признаков нарушения положений четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации в изложенных обстоятельствах в отсутствие иных квалифицирующих признаков, определенных пунктом 9 статьи 4, частью 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции, не может свидетельствовать о совершении Обществом действий, являющихся актом недобросовестной конкуренции в контексте норм антимонопольного законодательства.

На сновании изложенного Комиссия приходит к выводу, что в настоящем случае в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства наличия между заявителем и ответчиком фактических конкурентных отношений, которые продолжали бы существовать до настоящего момента.

Таким образом, в связи с неосуществлением ООО «ЗащитаИнфоТранс» фактической деятельности, в том числе с использованием обозначения «ЗащитаИнфоТранс», отсутствует какая-либо возможность влияния на конкурентную среду на товарном рынке, а равно исключает возможность наступления неблагоприятных последствий для заявителя в настоящее время.

В свою очередь ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» доказательств и сведений, опровергающих данные выводы Комиссии, в материалы дела не представило.

Таким образом, на основании материалов дела № 077/01/14.4-134/2019 Комиссией Московского УФАС России в действиях ООО «ЗащитаИнфоТранс» не установлены признаки нарушения части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия выносит решение в соответствии с требованиями, установленными статьей 41 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1   4 статьи 41, статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия Московского УФАС  России

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 077/01/14.4-134/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «ЗащитаИнфоТранс» (ОГРН 1187746477170, ИНН 7726431218) прекратить в связи с неподтверждением факта наличия в действиях ООО «ЗащитаИнфоТранс» нарушения части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции.

 

Председатель Комиссии

<...>

Члены Комиссии

<...>

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия, изготовления решения в полном объеме в Арбитражный суд г. Москвы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны