Решение б/н ООО «Энерго Аст» на действия ПАО «Россети Московский регион» от 12 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-23457/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
30.12.2021 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«»;

членов Комиссии:

«»;

при участии представителей ООО «Энерго Аст», ПАО «Россети Московский регион»,

рассмотрев жалобу ООО «Энерго Аст» (далее - Заявитель) на действия ПАО «Россети Московский регион» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на определение исполнителя на оказание услуг по анализу технического состояния основного электротехнического оборудования, линий электропередачи и определению уровня готовности филиалов ПАО «Россети Московский регион» к работе в отопительный сезон 2022-2023 гг. (реестровый №32110865968, далее — Закупка) (далее — Жалоба), перенаправленную письмом ФАС России от 23.12.2021 №28/110490/21,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Заявитель в своей жалобе указывает на то, что в Закупочной документации Заказчиком установлены невыполнимые требования к участникам, а также Заявитель оспаривает допуск участника АО «ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЕЭС» к участию в Закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Комиссией Управления установлено, что 25.11.2021 Заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 32110865968 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на определение исполнителя на оказание услуг по анализу технического состояния основного электротехнического оборудования, линий электропередачи и определению уровня готовности филиалов ПАО «Россети Московский регион» к работе в отопительный сезон 2022-2023 гг. (далее — Закупка, процедура).

Дата начала срока подачи заявок - 25.11.2021.

Дата и время окончания подачи заявок — 13.12.2021 в 11:00 (МСК).

При этом, Заявитель не является участником процедуры.

Таким образом, учитывая положения части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия отмечает, что оспаривание положений документации, которые по мнению Заявителя, противоречат действующему законодательству Российской Федерации, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, а именно не позднее 11:00 — 13.12.2021.

Вместе с тем жалоба подана Заявителем в антимонопольный орган 20.12.2021.

Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Документации, по его мнению, ограничивающие конкуренцию, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации.

Кроме того, из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц – потенциальных участников закупки.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений.

В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Конкурсной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

Также следует отметить, что нарушения при составлении закупочной документации могут быть подразделены на явные и скрытые, проявляющиеся только при злоупотреблении организаторами закупок своими правами при совершении тех или иных действий в рамках их проведения и не выявляемые при общей проверке закупочной документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о закупках. Скрытые нарушения в составе закупочной документации могут быть выявлены и устранены контрольным органом при рассмотрении им жалобы участника закупки на последствия таких нарушений, что не будет являться злоупотреблением правом со стороны последних и не будет свидетельствовать о выходе административного органа за пределы предоставленных ему полномочий и доводов поданной жалобы (часть 13 статьи 3 Закона о закупках).

В то же самое время, оценивая содержание нарушения, на которое ссылается в настоящем случае Заявитель, следует признать, что подобное нарушение (в случае его действительного наличия в действиях Заказчика) являлось явным и не могло не быть обнаружено Заявителем при изучении им Закупочной документации. Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, на наличие таких «нарушений» в закупочной документации Заказчика Заявитель указал только после отказа Заказчика допустить его к участию в закупочной процедуре, что фактически является злоупотреблением правом.

Согласно статье 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что обжалование Заявителем положений документации после принятия участия в самой закупочной процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем обжалование участником Закупки положений Документации после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.

Таким образом, Заявитель не может обжаловать указанные действия Заказчика при проведении Закупки, в связи с чем у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя в части оспаривания положений документации.

В связи с изложенным, Комиссией принято решение об оставлении жалобы Заявителя в указанной части без рассмотрения.

Вместе с тем, Заявитель оспаривает допуск участника АО «ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЕЭС» к участию в процедуре, мотивируя это тем, что данный участник изначально не мог соответствовать установленным Закупочной документацией требованиям, поскольку они являются невыполнимыми.

Комиссией установлено, что в соответствии с Протоколом № РМР/5492 заявка АО «ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЕЭС» допущена к дальнейшему участию в Закупке.

Согласно пункту 1 Технического задания Услуги оказываются в соответствии со следующими нормативными документами:

- методика проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденная приказом Минэнерго России от 27.12.2017 № 1233 с учетом изменений, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.02.2020 № 87 (далее – Методика ОС) в рамках исполнения постановления Правительства РФ от 10.05.2017 № 543 с изменениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.11.2019 № 1451.

Заявитель в доводах жалобы указывает, что в соответствии с пунктами 1.2.; 1.3.; 1.4 Методики ОС настоящая методика применяется Министерством энергетики Российской Федерации, оценка готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон проводится Министерством энергетики Российской Федерации, исходя из этого Заявитель пришел к выводу о том, что участник, соответствующий требованиям Заказчика, должно быть «Министерство энергетики Российской Федерации».

При этом, Комиссией установлено, что предметом Закупки является оказание услуг по анализу технического состояния основного электротехнического оборудования, линий электропередачи и определению уровня готовности филиалов ПАО «Россети Московский регион» к работе в отопительный сезон 2022-2023 гг.

Для этого в соответствии с пунктом 2 Технического задания исполнитель должен провести:

  • консультации по применению Методики ИТС, Методики ОС в ходе подготовки информации об основном электротехническом оборудовании и линиях электропередачи Заказчика (далее – оборудование, ЛЭП) для дальнейшей обработки в соответствии Методикой ИТС и Методикой ОС;

  • расчет индексов технического состояния (далее – ИТС), единиц оборудования и ЛЭП в соответствии с Методикой ИТС с использованием информации, предоставленной ПАО «Россети Московский регион»;

  • анализ причин снижения ИТС оборудования, ЛЭП;

  • ранжирование оборудования и ЛЭП по ИТС;

  • расчет текущего уровня готовности ПАО «Россети Московский регион» к работе в отопительный сезон 2022-2023 гг. в соответствии с Методикой ОС с использованием информации, предоставленной ПАО «Россети Московский регион»;

  • ранжирования филиалов по результатам оценки выполнения условий готовности с анализом причин;

  • определить перечень филиалов, имеющих худшие результаты оценок готовности с анализом причин их появления;

  • определить перечень филиалов, имеющих отрицательную динамику по результатам оценок готовности.

Таким образом, Исполнитель  сопровождает ПАО «Россети Московский регион» в части оценки готовности, которое проводит Министерство энергетики Российской Федерации.

Заказчик на заседании Комиссии, а также в возражениях на жалобу Заявителя, пояснил, что для того, чтобы  услуги были оказаны максимально качественно и корректно приведена ссылка на нормативно-правовой акт, в соответствии с которым Минэнерго оценивает готовность компаний к осенне-зимнему периоду.

Также Комиссией в Проекте договора, являющимся приложением к Закупочной документации, не усмотрена необходимость исполнения участниками функций Министерства энергетики Российской Федерации.

Иных доказательств нарушения прав Заявителя на заседание Комиссии им не представлено.

В свою очередь Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

В связи с чем Комиссия признает данный довод необоснованным.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Энерго Аст» («») на действия ПАО «Россети Московский регион» («») при проведении Закупки не обоснованной в части допуска к участию в Закупке иного участника, в остальной части оставить без рассмотрения.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 28.12.2021 № НП/79978/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны