Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по д... от 21 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания по делу
об административном правонарушении № 4-14.3-1240/77-15
«01» февраля 2016 года г. Москва
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной
службы по г. Москве <...>, рассмотрев Протокол от 18.01.16 и материалы дела об
административном правонарушении №4-14.3-1240/77-15, возбужденного в
отношении ЗАО «Аргументы и факты», в связи с нарушением требований
п. 1 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее —
Закон о рекламе), при размещении в газете «Аргументы и факты»
№ 8 (1789) 18-24 февраля 2015 года на странице 7 рекламы БАД «Инфорте»,
создающей впечатление о том, что указанное средство обладает лечебными
свойствами, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП
РФ),
в присутствии представителя ЗАО «Аргументы и факты» в лице
<...> (доверенность № 04/16 от 15.01.2016)
УСТАНОВИЛ:
ЗАО «Аргументы и факты» (адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая,
д. 42) является юридическим лицом, действующим на основании Устава,
включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным
государственным регистрационным номером 1027700459379, ИНН 7701103751,
КПП 770101001.
Решением Комиссии Московского УФАС России от 09.11.2015 по делу
№ 3-5-125/77-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о
рекламе в действиях ЗАО «Аргументы и факты» при распространении рекламы
БАДа «Инфорте», размещенной в газете «Аргументы и факты» №8 (1789)
18-24 февраля 2015 года на странице 7, установлен факт нарушения требований
п. 1 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»
(далее — Закон о рекламе).
Страница 7 газеты «Аргументы и факты» № 8 (1789) 18-24 февраля 2015
содержит сведения, создающие впечатление о том, что указанное средство
обладает лечебными свойствами.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама — это информация,
1
распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых
средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на
привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или
поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация размещалась в печатном издании «Аргументы и факты», а
следовательно, сведения были распространены широкому, заранее неопределенному
кругу лиц.
При этом, под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые
не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной
информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу
реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации
как предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в
рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на
восприятие которых реклама направлена.
В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе» объектом рекламирования
является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара,
изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности
либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс,
фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к
которым направлена реклама.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о рекламе, товаром является продукт
деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи,
обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе, реклама биологически
активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том,
что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными
свойствами.
Согласно п. 23 постановления Пленума Высшего арбитражного суда
Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики
применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», при
применении п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе следует учитывать, что реклама
биологически активных добавок (пищевых добавок) может быть признана
создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, то есть
обладают лечебным эффектом, тем более если в такой рекламе содержится
название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание
продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.
Рассматриваемая реклама, содержит следующую информацию:
«Обеспокоены слабой и непродолжительной эрекцией?».
Под эректильная дисфункцией понимается неспособность к эрекции или
поддержанию её на уровне, достаточном для совершения нормального полового
акта.
Эректильная дисфункция (импоте
b
нция) включена в список МКБ-10 под
кодами F52.2, N48.4.
2
МКБ-10 является Международная классификация болезней 10-го
пересмотра, разработана Всемирной организацией здравоохранения. МКБ-10
состоит из 21 раздела, каждый из которых содержит подразделы с кодами
заболеваний и состояний.
Согласно п. 1 приказа Минздрава России от 27.05.1997 № 170
«О переходе органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации на
международную статистическую классификацию болезней и проблем,
связанных со здоровьем, X пересмотра», органам и учреждениям
здравоохранения осуществить переход на МКБ-X —  как единого
международного нормативного документа для формирования системы учета и
отчетности в здравоохранении — с 01.01.99.
Таким образом, установлено, что классификация МКБ-10 применяется на
территории Российской Федерации, и включает в себя заболевание эректильная
дисфункция, описание признаков которого используется в рассматриваемой
рекламе.
Данный вывод должностного лица  Московского УФАС России
подтверждается письменными пояснениями НИИ урологии и интервенционной
радиологии
им. Н.А. Лопаткина — филиал ФГБУ «НМИРЦ» Минздрава России
относительно наличия в тексте указанной рекламы описания симптоматики
заболеваний, в том числе эректильной дисфункции.
В соответствии с вышеуказанными пояснениями, в рассматриваемой
рекламе содержится информация, отражающая основные симптомы
эректильной дисфункции (слабая непродолжительная эрекция). В этом же
рекламном блоке в разделе результат приведены пункты, согласно которым на
фоне предложенного лечения пациент может также избавиться от следующей
симптоматики (недостаточная твердость полового члена при эрекции,
недостаточная продолжительность эрекции, а также снижение потенции и
уменьшенные размеры полового члена).
Согласно письму ФАС России № АК/19266/15 от 20.04.2015,
использование в рекламе биологических активных добавок таких утверждений
как «создает», «повышает», «устраняет» и иных подобных выражений,
содержащих утверждение, обещающее наступление определенного
последствия, может создать впечатление о том, что объект рекламирования
является лекарственным средством.
Такое впечатление может создаваться не только использованием
непосредственно данных слов и словосочетаний, но также и остальным
содержанием рекламы, сообщающем о действии БАДов на организм человека
или содержащим описание характеристик данного продукта.
Рассматриваемая реклама содержит, в том числе, следующую
информацию: «100 % гарантия. Результат: достижение максимальной
твердости; взрывная и продолжительная эрекция; существенное увеличение
потенции и размеров полового органа», «действует с удвоенной силой, дает
3
быстрый и продолжительный эффект», «Способствует улучшению половой
функции у мужчин различных возрастов».
Таким образом, использование в рекламе «Будь лидером секса»
вышеуказанных выражений, содержащих описание действия БАДа «Инфорте»,
формирует у потребителя впечатление о том, что средство обладает лечебными
свойствами, в том числе по отношению к заболеванию эректильная
дисфункция.
Таким образом, в рекламе «Будь лидером секса», создающей впечатление о
том, что БАД «Инфорте» обладает лечебными свойствами, установлен факт
нарушения п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе.
ЗАО «Аргументы и Факты» заявлен довод о том, что фраза
«способствует улучшению половой функции у мужчин различных возрастов» не
является указанием на лечебные свойства препарата. Данная формулировка
указана в сертификате соответствия товара БАД «Инфорте».
Между тем, при установлении факта нарушения п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона о
рекламе в рассматриваемой рекламе должностным лицом Московского УФАС
России оценивалось в совокупности содержание всех использованных в ней
выражений. Наличие или отсутствие фразы «способствует улучшению половой
функции у мужчин различных возрастов» при сохранения содержания
остальной части макета, не влияет на существо допущенного нарушения.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая
требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является
ненадлежащей.
Таким образом, реклама «Будь лидером секса», содержащая признаки
нарушения п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе, является ненадлежащей.
Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или
продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание
рекламы лицо.
Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространителем является лицо,
осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с
использованием любых средств.
Распространение рассматриваемой рекламы осуществлялось на основании
договора № 2047/14 от 18.06.2014 (далее - Договор), заключенного между
ЗАО «Аргументы и Факты» и <...>.
Согласно п. 1 Договора, в соответствии с условиями Договора,
ЗАО «Аргументы и Факты» обязуется оказать <...> комплекс рекламных услуг в
порядке и на условиях, определяемых в приложении.
Согласно п. 2.1.1 Договора, <...> обязуется предоставлять техническое
задание, а также утвержденный оригинал-макет.
На основании изложенного, должностное лицо Московского УФАС
России приходит к выводу о том, что лицом, осуществившим распространение
рассматриваемой рекламы в газете «Аргументы и факты», а равно ее
рекламораспространителем, является ЗАО «Аргументы и Факты».
4
Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение
требований, установленных п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе несет
рекламодатель и рекламораспространитель.
Таким образом, в действиях ЗАО «Аргументы и Факты» при размещении
в газете «Аргументы и Факты» № 8 (1789), 18-24 февраля 2015 рекламы
«Будь лидером секса» установлен факт нарушения п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона о
рекламе.
Место совершения административного правонарушения: территория
распространения газеты «Аргументы и факты» № 8 (1789) 18-24 февраля 2015
года, в том числе город Москва.
Время совершения административного правонарушения — 18 февраля
2015 года (первый день распространения газеты «Аргументы и факты» № 8
(1789), 18-24 февраля 2015 года).
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным
правонарушением признается противоправное, виновное действие
(бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или
законами субъектов Российской Федерации об административных
правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается
виновным в совершении административного правонарушения, если будет
установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм,
за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации
предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были
приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ЗАО «Аргументы и факты» состоит в распространении в газете
«Аргументы и факты» № 8 (1789) 18-24 февраля 2015 рекламы БАДа «Инфорте»
с нарушением требований п.1 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе. Московским УФАС
России не установлено объективных обстоятельств, делающих невозможным
соблюдение указанных требований.
Согласно п. 2.2.2. Договора № 2047/14 ЗАО «Аргументы и факты» вправе
отказаться от исполнения обязательств по настоящему договору в случае
нарушения рекламодателем Закона о рекламе.
Следовательно, ЗАО «Аргументы и факты» обладало возможностью не
допустить распространения спорной рекламы.
ЗАО «Аргументы и факты» является профессиональным участником
рынка по предоставлению рекламных услуг, в связи с чем Общество должно
было и могло проявить необходимую степень заботливости и
осмотрительности, которая позволила бы не допустить распространения
ненадлежащей рекламы.
Таким образом, Московским УФАС России не установлено объективных
обстоятельств, делающих невозможным соблюдение указанных требований.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении
административного наказания юридическому лицу учитываются характер
5
совершенного им административного правонарушения, имущественное и
финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие
административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие
административную ответственность.
Согласно ст. 4.6 КоАП РФ, лицо, которому назначено административное
наказание за совершение административного правонарушения, считается
подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления
о назначении административного наказания до истечения одного года со дня
окончания исполнения данного постановления.
Факт привлечения ЗАО «Аргументы и факты» ранее к административной
ответственности за нарушение законодательства о рекламе подтверждается
платежными поручениями № 542 от 28.01.2015 (Постановление Московского УФАС
России по делу № 4-14.3-813/00-08-14 от 08.12.14), № 4520 от 30.04.2014
(Постановление Московского УФАС России по делу № 4-14.3-1505/00-08-13 от
01.01.14), № 12038 от 24.11.2014 (Постановление Московского УФАС России по
делу № 4-14.3-479/77-14 от 25.09.14), № 8842 от 29.08.2014 (Постановление
Ставропольского УФАС России), № 11839 от 18.11.2014 (Постановление Омского
УФАС России).
При этом, должностным лицом Московского УФАС России учтено, что во всех
вышеперечисленных случаях ЗАО «Аргументы и факты» привлекалось к
административной ответственности за нарушение положений Закона о рекламе при
распространении ненадлежащей рекламы, что свидетельствует о нежелании
правонарушителя отказаться от противоправного поведения.
Таким образом, должностным лицом установлены обстоятельства, отягчающие
административную ответственность ЗАО «Аргументы и факты».
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность
ЗАО «Аргументы и факты», должностным лицом административного органа не
установлено.
На основании изложенного, должностным лицом Московского УФАС России
принято решение о применении к ЗАО «Аргументы и факты» более строгой
санкции, чем минимальный штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем,
рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства
Российской Федерации о рекламе влечет наложение административного
штрафа на граждан — от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на
должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей;
юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, штраф, подлежащий взысканию составляет 350 000
рублей.
Руководствуясь ст.-ст. 33, 38 Закона о рекламе, ст.-ст. 4.1, 14.3, 23.48, 29.9,
29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
6
За нарушение п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе, ответственность за
которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, назначить ЗАО «Аргументы и
факты» (адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 42, ОГРН 1027700459379,
ИНН 7701103751, КПП 770101001) административное наказание в виде
административного штрафа в размере 350 000 (трехсот пятидесяти тысяч)
рублей.
Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть
уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не
позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении
административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока
отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа,
свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об
уплате административного штрафа в Государственной информационной
системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока,
указанного в ч. 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие
постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении
административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-
исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным
законодательством.
В соответствии с ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ, сумма административного штрафа
подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Суммы штрафов, уплаченных за нарушение законодательства Российской
Федерации о рекламе, зачисляются в соответствующие бюджеты в
соотношении:
- 40% в Федеральный бюджет;
- 60% в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого
зарегистрировано ЗАО «Аргументы и факты», перечислением через банк,
обслуживающий хозяйствующий субъект.
Реквизиты для уплаты административных штрафов, предусмотренных за
нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе (квитанция
прилагается):
Получатель: УФК по г. Москве (для Московского УФАС России)
Банк получателя: Отделение 1 Москва
ИНН 7706096339
КПП 770101001
БИК 044583001
р/с 40101810800000010041
КБК 161 1 16 26000 01 6000140
ОКТМО 45375000
Назначение платежа: административный штраф по делу
7
№ 4-14.3-1240/77-15.
Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в
срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере
суммы неуплаченного административного штрафа.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, постановление по
делу об административном правонарушении может быть обжаловано в
арбитражном суде в течение десяти суток со дня вручения или получения
копии постановления.
В соответствии с п. 1 ст. 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об
административном правонарушении вступает в законную силу после истечения
срока, установленного для обжалования постановления по делу об
административном правонарушении, если указанное постановление не было
обжаловано или опротестовано.
Приложение на 1 листе.

Связанные организации

Связанные организации не указаны