Решение б/н Решение от 13 июля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-10592/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
08.07.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
рассмотрев жалобу СПАО «РЕСО-Гарантия» на действия ООО «Сибирская генерирующая компания» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на по добровольному медицинскому страхованию сотрудников: Лот № 1 – АО «Барнаульская генерация»; Лот № 2 – АО «Барнаульская ТЭЦ-3»; Лот № 3 – АО «Барнаульская теплосетевая компания»; Лот № 4 – АО «Рубцовский теплоэнергетический комплекс»; Лот № 5 – АО «Бийскэнерго»; Лот № 6 – Обособленное подразделение АО «СИБЭКО» Новосибирская ТЭЦ-2; Лот № 7 – Обособленное подразделение АО «СИБЭКО» Новосибирская ТЭЦ-3; Лот №8 – Обособленное подразделение АО «СИБЭКО» Новосибирская ТЭЦ-4; Лот № 9– Обособленное подразделение АО «СИБЭКО» Новосибирская ТЭЦ-5; Лот № 10 – Обособленное подразделение АО «СИБЭКО» Барабинская ТЭЦ; Лот №11 –АО «Кузбассэнерго»; Лот №12 – АО «Кузнецкая ТЭЦ»; Лот №13 – АО «Ново-Кемеровская ТЭЦ»; Лот №14 – АО «Кемеровская генерация»; Лот №15 – АО «Красноярская теплотранспортная компания»; Лот №16 – АО «Енисейская ТГК (ТГК13)»; Лот №17 – ООО «Южно-Сибирская теплосетевая компания»; Лот №18 – АО «Канская ТЭЦ»; Лот №19 - АО «Назаровская ГРЭС»; Лот №20 - АО «Красноярская ТЭЦ-1» (Закупка №4231-2020-ГО) (реестровый № 32009234487) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная несогласием с установленными требованиями в Закупочной документации.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
На официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС, Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках).
Так, в Закупочной документации установлены следующие критерии оценки:
№п/п |
Название закупки: ________________ |
Участник закупки 1 (название) |
|
|||
Критерий выбора |
Удельный вес критерия в общей оценке, от 0 до 1 |
Оценка критерия от 1 до 5 |
||||
1 |
2 |
3 |
||||
1.
Ri1 |
Нагрузка (РВД) (абсолютный %) |
Kai=0,15 |
1. Критерий «нагрузка (РВД)» - наилучшим условием исполнения договора по критерию «нагрузка (РВД)» признается предложение участника с наименьшим размером % расходов на ведение дела и данному участнику присваивается порядковый №1. Наилучшее предложение с порядковым №1 оценивается в 5 баллов. Баллы по менее выгодным предложениям рассчитываются пропорционально в зависимости от разницы показателей по сравнению с лучшим приложением по формуле:
Где: - балл рейтинга, присуждаемый i-й заявке; Апр.i – предложение i-ого участника по размеру % РВД; Апр.1 – наименьший размер % РВД. 5 - максимальный бал для лучшего предложения (наименьший размер РВД). |
|||
2.
Ri2 |
Страховая сумма на 1 человека (в соответствии с Приложением 1 к ТЗ) – приложение №1 – это группы застрахованных и программы застрахованных |
Kbi=0,05 |
2. Критерий «страховая сумма на 1 человека» - наилучшим условием исполнения договора по критерию «страховая сумма» признается предложение участника с наибольшим размером страховой суммы (суммарно по всем программам) и данному участнику присваивается порядковый №1. Наилучшее предложение с порядковым №1 оценивается в 5 баллов. Баллы по менее выгодным предложениям рассчитываются пропорционально в зависимости от разницы сумм по сравнению с лучшим приложением по формуле:
Где: - балл рейтинга, присуждаемый i-й заявке; Апр.i – предложение i-ого участника по размеру страховой суммы; Апр.1 – наибольший размер страховой суммы. 5 - максимальный бал для лучшего предложения (наибольший размер страховой суммы). |
|||
3.
Ri3 |
Страховая премия на 1 человека (в соответствии с Приложением №1 к ТЗ) – приложение №1 – это группы застрахованных и программы застрахованных |
Kсi=0,10 |
3. Критерий «страховая премия на 1 человека» - наилучшим условием исполнения договора по критерию «страховая премия» признается предложение участника с наименьшим размером страховой премии (суммарно по всем программам) и данному участнику присваивается порядковый №1. Наилучшее предложение с порядковым №1 оценивается в 5 баллов. Баллы по менее выгодным предложениям рассчитываются пропорционально в зависимости от разницы сумм по сравнению с лучшим приложением по формуле:
Где: - балл рейтинга, присуждаемый i-й заявке; Апр.i – предложение i-ого участника по размеру страховой премии; Апр.1 – наименьший размер страховой премии. 5 - максимальный бал для лучшего предложения (наименьший размер страховой премии). |
|||
4.
Ri4 |
Объем услуг по ДМС |
Kdi=0,40 |
4. Критерий «объем услуг по ДМС» - наилучшим условием исполнения договора по критерию «объем услуг по ДМС» признается предложение участника с наибольшей суммой страховых премий по договорам добровольного медицинского страхования за январь-декабрь 2019 года (в соответствии с Отчетностью по форме 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" (раздел 1, код строки 126, столбец 3) и данному участнику присваивается порядковый №1. Наилучшее предложение с порядковым №1 оценивается в 5 баллов. Баллы по менее выгодным предложениям рассчитываются пропорционально в зависимости от разницы показателей по сравнению с лучшим приложением по формуле:
Где: - балл рейтинга, присуждаемый i-й заявке; Апр.i – предложение i-ого участника по размеру страховой премии; Апр.1 – наибольший размер страховой премии. 5 - максимальный бал для лучшего предложения (наибольший размер страховой премии). |
|||
5.
Ri5 |
Рейтинговая оценка |
Kfi=0,20 |
5. Критерий «рейтинговая оценка» - Rfi – балл рейтинга присуждаемый i-й заявке (по данным рейтингового агентства «Эксперт РА»): ruAAA – 5 баллов ruAA+ или ruAA – 2,5 балла. иначе – 0 (ноль) – баллов. |
|||
6.
Ri6 |
Опыт оказания страховых услуг на региональной территории присутствия Лота (Новосибирская область и/или Красноярский край и/или Республика Хакасия и/или Кемеровская область и/или, Алтайский край) (на основании справки о кол-ве Застрахованных в компании на указанных территориях, по состоянию на 31.12.2019г.) |
Khi=0,10 |
6. Критерий «Опыт оказания страховых услуг на региональной территории присутствия Лота»- наилучшим условием исполнения договора по критерию «Опыт оказания страховых услуг на территории региональной территории присутствия Лота» признается предложение участника с наибольшим кол-вом застрахованных и данному участнику присваивается порядковый №1 Наилучшее предложение с порядковым №1 оценивается в 5 баллов. Баллы по менее выгодным предложениям рассчитываются пропорционально в зависимости от разницы показателей по сравнению с лучшим приложением по формуле:
Где: - балл рейтинга, присуждаемый i-й заявке; Апр.i – предложение i-ого участника по кол-ву застрахованных; Апр.1 – наибольшее кол-во застрахованных. 5 - максимальный бал для лучшего предложения (наибольшее кол-во застрахованных). |
Как указывает Заявитель в своей жалобе показатели 4 и 5 являются определяющими победителя закупки. Вес данных критериев составляет 60 баллов в общей системе оценки по всем критериям. Они дают заведомое преимущество АО «СОГАЗ», которой обладает доминирующим положением на рынке добровольного медицинского страхования.
Эти данные являются публичными и общедоступными т.к. размещены в открытом доступе на сайте ЦБ РФ и сайте ЭкспертРА, заранее известны заказчику.
Сводные сведения о размере сборов по добровольному медицинскому страхованию за 2019 год размещены на сайте Банка России в публичном доступе:
http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/27399/2019_4.rar
- форма 13. «сведения в размере страховой премии в разрезе страховщиков».
- форма 14. «сведения в размере страховых сумм в разрезе страховщиков»;
- форма 21. «сведения в размере страховых выплат в разрезе страховщиков»;
В соответствии с указанными официальными данными по показателю «Размер сборов по медицинскому страхованию за 2019 год» следующая ситуация (форма 13, столбец 16, отфильтровано в Excel от максимального показателя к минимальному, с применением порядка расчета баллов по документации) + сумма сборов по всему рынку
Страховщик |
Размер сборов, тыс. руб. |
Баллы |
ВСЕГО ЕМКОСТЬ РЫНКА ДМС |
180 654 787.31 |
|
АО "СОГАЗ" |
60 242 124.67 |
40.00 |
ПАО СК "Росгосстрах" |
19 699 922.35 |
13.08 |
СПАО "РЕСО-Гарантия" |
17 554 643.76 |
11.66 |
АО "АльфаСтрахование" |
15 357 438.72 |
10.20 |
СПАО "Ингосстрах" |
10 891 116.39 |
7.23 |
ООО СК "Альянс Жизнь" |
8 006 535.53 |
5.32 |
ООО СК "ВТБ Страхование" |
7 324 132.36 |
4.86 |
САО "ВСК" |
7 181 916.91 |
4.77 |
АО "Группа Ренессанс Страхование" |
6 852 744.44 |
4.55 |
ООО "СК "Согласие" |
3 654 654.36 |
2.43 |
ПАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ" |
1 861 477.30 |
1.24 |
АО "ЕРВ Туристическое Страхование" |
1 694 201.29 |
1.12 |
АО "МАКС" |
1 576 639.53 |
1.05 |
Таким образом, как указывает Заявитель, Заказчиком выставлен критерий 4 с весом в 40 баллов, имея информацию о том, что по нему с огромным преимуществом выиграет АО «СОГАЗ», имеющий доминирующее положение на рынке ДМС (устойчивая доля более 30% от все рынка ДМС).
Данный критерий, по мнению Заявителя, дает АО «СОГАЗ» заведомое преимущество в 27% перед любым конкурентом на рынке.
Также установлен критерий 5 «рейтинговая оценка» (по данным рейтингового агентства «Эксперт РА») весом в 20 баллов.
В соответствии с данными сайта ЭкспертРА:
https://raexpert.ru/ratings/insurance/?sort=rating&type=asc
ООО СК "ВТБ СТРАХОВАНИЕ" |
ruAAA |
АО "СОГАЗ" |
ruAAA |
АО СК "АЛЬЯНС" |
ruAA+ |
СПАО "РЕСО-ГАРАНТИЯ" |
ruAA+ |
АО "АИГ" |
ruAA+ |
АО "АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ" |
ruAA+ |
САО "ВСК" |
ruAA |
АО СК "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ" |
ruAA |
ПАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ" |
ruAA- |
АО "МАКС" |
ruAA- |
АО "ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ" |
ruAA- |
АО "ЕРВ ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ" |
ruAA- |
ПАО СК "РОСГОССТРАХ" |
ruAA- |
АО «СОГАЗ» имеет рейтинг «ruAAA», что соответствует максимальному баллу по критерию.
По сумме указанных вышеуказанных двух критериев:
Страховщик |
Размер сборов, тыс. руб. |
Баллы |
Рейтинг |
Баллы |
Итого |
ВСЕГО ЕМКОСТЬ РЫНКА ДМС |
180 654 787.31 |
|
|
|
|
АО "СОГАЗ" |
60 242 124.67 |
40.00 |
ruAAA |
20 |
60.00 |
ПАО СК "Росгосстрах" |
19 699 922.35 |
13.08 |
ruAA- |
0 |
13.08 |
СПАО "РЕСО-Гарантия" |
17 554 643.76 |
11.66 |
ruAA+ |
10 |
21.66 |
АО "АльфаСтрахование" |
15 357 438.72 |
10.20 |
ruAA+ |
10 |
20.20 |
СПАО "Ингосстрах" |
10 891 116.39 |
7.23 |
ruAAA |
20 |
27.23 |
ООО СК "Альянс Жизнь" |
8 006 535.53 |
5.32 |
ruAAA (страховщик жизни) |
20 |
25.32 |
ООО СК "ВТБ Страхование" |
7 324 132.36 |
4.86 |
ruAAA |
20 |
24.86 |
САО "ВСК" |
7 181 916.91 |
4.77 |
ruAA |
10 |
14.77 |
АО "Группа Ренессанс Страхование" |
6 852 744.44 |
4.55 |
ruAA- |
0 |
4.55 |
ООО "СК "Согласие" |
3 654 654.36 |
2.43 |
ruBBB |
0 |
2.43 |
ПАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ" |
1 861 477.30 |
1.24 |
ruAA- |
0 |
1.24 |
АО "ЕРВ Туристическое Страхование" |
1 694 201.29 |
1.12 |
ruAA- |
0 |
1.12 |
АО "МАКС" |
1 576 639.53 |
1.05 |
ruAA- |
0 |
1.05 |
Таким образом, АО «СОГАЗ» по сумме данных критериев 4, 5 имеет заранее известное преимущество над ближайшим конкурентом в 33 балла, что фактически равно весу всех оставшихся критериев 1-3, 7 (40 баллов).
В итоге, как следует из жалобы, СОГАЗ безальтернативно выигрывает данную закупку. Фактически конкуренция по закупке и при установлении таких объемных критериев как сборы по ДМС с весом в 40% отсутствует, поскольку определяет победу лица, занимающего на данном рынке ДМС доминирующее положение.
Комиссия считает необходимым отметить, что в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены качества и надежности, эффективного использования денежных средств расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, а также, наряду с изложенным, в целях развития добросовестной конкуренции обеспечения гласности и прозрачности закупки, Законом о закупках закреплены основные принципы и положения закупки товаров, работ, услуг.
Так, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
В свою очередь, праву Заказчика по формированию требований к участникам закупочной процедуры корреспондирует его обязанность при этом по недопущению создания условий, ограничивающих конкуренцию.
Включение Заказчиком в Закупочную документацию оценочных критериев, предъявляемых к участникам закупки, расценивается как нарушение положений Закона о закупках в случае, если они проводят к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в закупочных процедурах.
Так, согласно дополнительным пояснениям представителя Заказчика, а также проведенной оценки поданных заявок По Лотам №11, 12, 13, 14 Запрос предложений в электронной форме на право заключения договора по добровольному медицинскому страхованию сотрудников был бы признан состоявшимся и в результате оценки, заявки были бы ранжированные в следующем порядке (в порядке уменьшения степени выгодности условий):
Лот №11:
№ места по ранжиру |
Наименование участника |
Порядковый номер заявки |
Стоимость предложения, руб. НДС не облагается |
Рейтинг |
Критерии оценки |
|
|||||||||
Нагрузка (РВД) (абсолютный %) |
Страховая сумма на 1 человека (в соответствии с Приложением 1 к ТЗ) |
Страховая премия на 1 человека (в соответствии с Приложением №1 к ТЗ) |
Объем услуг по ДМС |
Рейтинговая оценка |
Опыт оказания страховых услуг на региональной территории присутствия Лота |
||||||||||
1 |
АО «СОГАЗ» |
1 |
11 637 000,00 |
4,69 |
0,45 |
0,25 |
0,49 |
2,00 |
1,00 |
||||||
2 |
ООО «СК Согласие» |
2 |
11 437 000,00 |
2,00 |
0,75 |
0,20 |
0,50 |
0,12 |
0,00 |
Лот №12:
№ места по ранжиру |
Наименование участника |
Порядковый номер заявки |
Стоимость предложения, руб., НДС не облагается |
Рейтинг |
Критерии оценки |
|
|||||||||
Нагрузка (РВД) (абсолютный %) |
Страховая сумма на 1 человека (в соответствии с Приложением 1 к ТЗ) |
Страховая премия на 1 человека (в соответствии с Приложением №1 к ТЗ) |
Объем услуг по ДМС |
Рейтинговая оценка |
Опыт оказания страховых услуг на региональной территории присутствия Лота |
||||||||||
1 |
АО «СОГАЗ» |
1 |
3 515 000,00 |
4,59 |
0,45 |
0,25 |
0,39 |
2,00 |
1,00 |
||||||
2 |
ООО «СК Согласие» |
2 |
3 315 000,00 |
2,00 |
0,75 |
0,20 |
0,50 |
0,12 |
0,00 |
Лот №13:
№ места по ранжиру |
Наименование участника |
Порядковый номер заявки |
Стоимость предложения, руб. НДС не облагается |
Рейтинг |
Критерии оценки |
|
|||||||||
Нагрузка (РВД) (абсолютный %) |
Страховая сумма на 1 человека (в соответствии с Приложением 1 к ТЗ) |
Страховая премия на 1 человека (в соответствии с Приложением №1 к ТЗ) |
Объем услуг по ДМС |
Рейтинговая оценка |
Опыт оказания страховых услуг на региональной территории присутствия Лота |
||||||||||
1 |
АО «СОГАЗ» |
1 |
4 813 999,00 |
4,65 |
0,45 |
0,25 |
0,45 |
2,00 |
1,00 |
||||||
2 |
ООО «СК Согласие» |
2 |
4 614 000,00 |
2,00 |
0,75 |
0.20 |
0,50 |
0,12 |
0,00 |
Лот №14:
№ места по ранжиру |
Наименование участника |
Порядковый номер заявки |
Стоимость предложения, руб. НДС не облагается |
Рейтинг |
Критерии оценки |
|
|||||||||
Нагрузка (РВД) (абсолютный %) |
Страховая сумма на 1 человека (в соответствии с Приложением 1 к ТЗ) |
Страховая премия на 1 человека (в соответствии с Приложением №1 к ТЗ) |
Объем услуг по ДМС |
Рейтинговая оценка |
Опыт оказания страховых услуг на региональной территории присутствия Лота |
||||||||||
1 |
АО «СОГАЗ» |
1 |
9 271 998,00 |
4,63 |
0,45 |
0,25 |
0,43 |
2,00 |
1,00 |
||||||
2 |
ООО «СК Согласие» |
2 |
9 000 000,00 |
2,00 |
0,75 |
0,20 |
0,50 |
0,12 |
0,00 |
Исходя из полученного рейтинга, как указывает представитель Заказчика, участник под №1 был бы признан победителем по Лотам №11, 12, 13, 14, поскольку участник под №2 объективно менее надежен и квалифицирован в сфере страховых услуг, вследствие чего не обладает наивысшей рейтинговой оценкой ни по одной из версий различных рейтинговых агентств.
Наивысший рейтинг (ruAAA), который присвоен участнику под №1, означает, что этот участник обладает максимальным уровнем кредитоспособности/финансовой надежности/финансовой устойчивости, что в полной мере соответствует интересам заказчиков.
Участник под №2 обладает рейтингм ruBBB+. Данный рейтинг, означает, что объект рейтинга имеет умеренный уровень кредитоспособности/финансовой надежности/финансовой устойчивости по сравнению с другими объектами рейтинга в Российской Федерации, при этом имеет более высокую чувствительность к воздействию негативных изменений экономической конъюнктуры, чем у объектов рейтинга в рейтинговой категории A.
При этом, как было указано в возражениях представителя ООО «СГК», первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).
Вместе с тем совокупность указанных обстоятельств, а также подтверждение доводов жалобы результатами проведенной Закупочной комиссии оценки позволяет Комиссии прийти к выводу о том, что установленные Заказчиком формулы расчета баллов направлены не на выявление исполнителя, способного наилучшим образом удовлетворить потребности Заказчика, а на ограничение конкуренции с целью заключения договора с заранее определенным контрагентом, что подтверждается вышеизложенными обстоятельствами дела.
С учетом того факта, что Заказчиком не доказана объективность установленных критериев оценки, исходя из имеющихся материалов, свидетельствующих о наличии подходящих показателей для получения наивысшего балла по указанным критериям только у одного участника процедуры, Комиссия признает жалобу обоснованной и приходит к выводу о ненадлежащем формировании Заказчиком Закупочной документации, влекущей ограничение конкуренции, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 3, пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу СПАО «РЕСО-Гарантия» (ОГРН:1027700042413, ИНН:7710045520) на действия ООО «Сибирская генерирующая компания» (ОГРН:1097746400091, ИНН:7709832989) при проведении Закупки обоснованной.
-
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.