Решение б/н Решение от 13 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-10592/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

08.07.2020 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) 

рассмотрев жалобу СПАО «РЕСО-Гарантия» на действия ООО «Сибирская генерирующая компания» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на по добровольному медицинскому страхованию сотрудников: Лот № 1 – АО «Барнаульская генерация»; Лот № 2 – АО «Барнаульская ТЭЦ-3»; Лот № 3 – АО «Барнаульская теплосетевая компания»; Лот № 4 – АО «Рубцовский теплоэнергетический комплекс»; Лот № 5 – АО «Бийскэнерго»; Лот № 6 – Обособленное подразделение АО «СИБЭКО» Новосибирская ТЭЦ-2; Лот № 7 – Обособленное подразделение АО «СИБЭКО» Новосибирская ТЭЦ-3; Лот №8 – Обособленное подразделение АО «СИБЭКО» Новосибирская ТЭЦ-4; Лот № 9– Обособленное подразделение АО «СИБЭКО» Новосибирская ТЭЦ-5; Лот № 10 – Обособленное подразделение АО «СИБЭКО» Барабинская ТЭЦ; Лот №11 –АО «Кузбассэнерго»; Лот №12 – АО «Кузнецкая ТЭЦ»; Лот №13 – АО «Ново-Кемеровская ТЭЦ»; Лот №14 – АО «Кемеровская генерация»; Лот №15 – АО «Красноярская теплотранспортная компания»; Лот №16 – АО «Енисейская ТГК (ТГК13)»; Лот №17 – ООО «Южно-Сибирская теплосетевая компания»; Лот №18 – АО «Канская ТЭЦ»; Лот №19 - АО «Назаровская ГРЭС»; Лот №20 - АО «Красноярская ТЭЦ-1» (Закупка №4231-2020-ГО) (реестровый № 32009234487) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная несогласием с установленными требованиями в Закупочной документации.

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона о закупках).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.

На официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС, Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках).

Так, в Закупочной документации установлены следующие критерии оценки:

п/п

Название закупки: ________________

Участник закупки 1 (название)

 

Критерий выбора

Удельный вес критерия в общей оценке, от 0 до 1

Оценка критерия от 1 до 5

1

2

3

1.

 

 

Ri1

Нагрузка (РВД) (абсолютный %)

Kai=0,15

1. Критерий «нагрузка (РВД)» - наилучшим условием исполнения договора по критерию «нагрузка (РВД)» признается предложение участника с наименьшим размером % расходов на ведение дела и данному участнику присваивается порядковый №1.

Наилучшее предложение с порядковым №1 оценивается в 5 баллов.

Баллы по менее выгодным предложениям рассчитываются пропорционально в зависимости от разницы показателей по сравнению с лучшим приложением по формуле:

 

Где:

- балл рейтинга, присуждаемый i-й заявке;

Апр.i – предложение i-ого участника по размеру % РВД;

Апр.1 – наименьший размер % РВД.

5 - максимальный бал для лучшего предложения (наименьший размер РВД).

2.

 

 

Ri2

Страховая сумма на 1 человека (в соответствии с Приложением 1 к ТЗ) – приложение №1 – это группы застрахованных и программы застрахованных

Kbi=0,05

2. Критерий «страховая сумма на 1 человека» - наилучшим условием исполнения договора по критерию «страховая сумма» признается предложение участника с наибольшим размером страховой суммы (суммарно по всем программам) и данному участнику присваивается порядковый №1.

Наилучшее предложение с порядковым №1 оценивается в 5 баллов.

Баллы по менее выгодным предложениям рассчитываются пропорционально в зависимости от разницы сумм по сравнению с лучшим приложением по формуле:

 

Где:

- балл рейтинга, присуждаемый i-й заявке;

Апр.i – предложение i-ого участника по размеру страховой суммы;

Апр.1 – наибольший размер страховой суммы.

5 - максимальный бал для лучшего предложения (наибольший размер страховой суммы).

3.

 

Ri3

Страховая премия на 1 человека (в соответствии с Приложением №1 к ТЗ) – приложение №1 – это группы застрахованных и программы застрахованных

i=0,10

3. Критерий «страховая премия на 1 человека» - наилучшим условием исполнения договора по критерию «страховая премия» признается предложение участника с наименьшим размером страховой премии (суммарно по всем программам) и данному участнику присваивается порядковый №1.

Наилучшее предложение с порядковым №1 оценивается в 5 баллов.

Баллы по менее выгодным предложениям рассчитываются пропорционально в зависимости от разницы сумм по сравнению с лучшим приложением по формуле:

 

Где:

- балл рейтинга, присуждаемый i-й заявке;

Апр.i – предложение i-ого участника по размеру страховой премии;

Апр.1 – наименьший размер страховой премии.

5 - максимальный бал для лучшего предложения (наименьший размер страховой премии).

4.

 

Ri4

Объем услуг по ДМС

Kdi=0,40

4. Критерий «объем услуг по ДМС» - наилучшим условием исполнения договора по критерию «объем услуг по ДМС» признается предложение участника с наибольшей суммой страховых премий по договорам добровольного медицинского страхования за январь-декабрь 2019 года (в соответствии с Отчетностью по форме 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" (раздел 1, код строки 126, столбец 3) и данному участнику присваивается порядковый №1.

Наилучшее предложение с порядковым №1 оценивается в 5 баллов.

Баллы по менее выгодным предложениям рассчитываются пропорционально в зависимости от разницы показателей по сравнению с лучшим приложением по формуле:

 

Где:

- балл рейтинга, присуждаемый i-й заявке;

Апр.i – предложение i-ого участника по размеру страховой премии;

Апр.1 – наибольший размер страховой премии.

5 - максимальный бал для лучшего предложения (наибольший размер страховой премии).

5.

 

Ri5

Рейтинговая оценка

Kfi=0,20

5. Критерий «рейтинговая оценка» -

Rfi – балл рейтинга присуждаемый i-й заявке (по данным рейтингового агентства «Эксперт РА»):

ruAAA – 5 баллов

ruAA+ или ruAA – 2,5 балла.

иначе – 0 (ноль) – баллов.

6.

 

Ri6

Опыт оказания страховых услуг на региональной территории присутствия Лота (Новосибирская область и/или Красноярский край и/или Республика Хакасия и/или Кемеровская область и/или, Алтайский край)

(на основании справки о кол-ве Застрахованных в компании на указанных территориях, по состоянию на 31.12.2019г.)

Khi=0,10

6. Критерий «Опыт оказания страховых услуг на региональной территории присутствия Лота»- наилучшим условием исполнения договора по критерию «Опыт оказания страховых услуг на территории региональной территории присутствия Лота» признается предложение участника с наибольшим кол-вом застрахованных и данному участнику присваивается порядковый №1

Наилучшее предложение с порядковым №1 оценивается в 5 баллов.

Баллы по менее выгодным предложениям рассчитываются пропорционально в зависимости от разницы показателей по сравнению с лучшим приложением по формуле:

 

Где:

- балл рейтинга, присуждаемый i-й заявке;

Апр.i – предложение i-ого участника по кол-ву застрахованных;

Апр.1 – наибольшее кол-во застрахованных.

5 - максимальный бал для лучшего предложения (наибольшее кол-во застрахованных).

Как указывает Заявитель в своей жалобе показатели 4 и 5 являются определяющими победителя закупки. Вес данных критериев составляет 60 баллов в общей системе оценки по всем критериям. Они дают заведомое преимущество АО «СОГАЗ», которой обладает доминирующим положением на рынке добровольного медицинского страхования.

Эти данные являются публичными и общедоступными т.к. размещены в открытом доступе на сайте ЦБ РФ и сайте ЭкспертРА, заранее известны заказчику.

Сводные сведения о размере сборов по добровольному медицинскому страхованию за 2019 год размещены на сайте Банка России в публичном доступе:

http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/27399/2019_4.rar

- форма 13. «сведения в размере страховой премии в разрезе страховщиков».

- форма 14. «сведения в размере страховых сумм в разрезе страховщиков»;

- форма 21. «сведения в размере страховых выплат в разрезе страховщиков»;

В соответствии с указанными официальными данными по показателю «Размер сборов по медицинскому страхованию за 2019 год» следующая ситуация (форма 13, столбец 16, отфильтровано в Excel от максимального показателя к минимальному, с применением порядка расчета баллов по документации) + сумма сборов по всему рынку

Страховщик

Размер сборов, тыс. руб.

Баллы

ВСЕГО ЕМКОСТЬ РЫНКА ДМС

180 654 787.31

 

АО "СОГАЗ"

60 242 124.67

40.00

ПАО СК "Росгосстрах"

19 699 922.35

13.08

СПАО "РЕСО-Гарантия"

17 554 643.76

11.66

АО "АльфаСтрахование"

15 357 438.72

10.20

СПАО "Ингосстрах"

10 891 116.39

7.23

ООО СК "Альянс Жизнь"

8 006 535.53

5.32

ООО СК "ВТБ Страхование"

7 324 132.36

4.86

САО "ВСК"

7 181 916.91

4.77

АО "Группа Ренессанс Страхование"

6 852 744.44

4.55

ООО "СК "Согласие"

3 654 654.36

2.43

ПАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ"

1 861 477.30

1.24

АО "ЕРВ Туристическое Страхование"

1 694 201.29

1.12

АО "МАКС"

1 576 639.53

1.05

Таким образом, как указывает Заявитель, Заказчиком выставлен критерий 4 с весом в 40 баллов, имея информацию о том, что по нему с огромным преимуществом выиграет АО «СОГАЗ», имеющий доминирующее положение на рынке ДМС (устойчивая доля более 30% от все рынка ДМС).

Данный критерий, по мнению Заявителя, дает АО «СОГАЗ» заведомое преимущество в 27% перед любым конкурентом на рынке.

Также установлен критерий 5 «рейтинговая оценка» (по данным рейтингового агентства «Эксперт РА») весом в 20 баллов.

В соответствии с данными сайта ЭкспертРА:

https://raexpert.ru/ratings/insurance/?sort=rating&type=asc

 

ООО СК "ВТБ СТРАХОВАНИЕ"

ruAAA

АО "СОГАЗ"

ruAAA

АО СК "АЛЬЯНС"

ruAA+

СПАО "РЕСО-ГАРАНТИЯ"

ruAA+

АО "АИГ"

ruAA+

АО "АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ"

ruAA+

САО "ВСК"

ruAA

АО СК "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ"

ruAA

ПАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ"

ruAA-

АО "МАКС"

ruAA-

АО "ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ"

ruAA-

АО "ЕРВ ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ"

ruAA-

ПАО СК "РОСГОССТРАХ"

ruAA-

 

АО «СОГАЗ» имеет рейтинг «ruAAA», что соответствует максимальному баллу по критерию.

По сумме указанных вышеуказанных двух критериев:

 

Страховщик

Размер сборов, тыс. руб.

Баллы

Рейтинг

Баллы

Итого

ВСЕГО ЕМКОСТЬ РЫНКА ДМС

180 654 787.31

 

 

 

 

АО "СОГАЗ"

60 242 124.67

40.00

ruAAA

20

60.00

ПАО СК "Росгосстрах"

19 699 922.35

13.08

ruAA-

0

13.08

СПАО "РЕСО-Гарантия"

17 554 643.76

11.66

ruAA+

10

21.66

АО "АльфаСтрахование"

15 357 438.72

10.20

ruAA+

10

20.20

СПАО "Ингосстрах"

10 891 116.39

7.23

ruAAA

20

27.23

ООО СК "Альянс Жизнь"

8 006 535.53

5.32

ruAAA

(страховщик жизни)

20

25.32

ООО СК "ВТБ Страхование"

7 324 132.36

4.86

ruAAA

20

24.86

САО "ВСК"

7 181 916.91

4.77

ruAA

10

14.77

АО "Группа Ренессанс Страхование"

6 852 744.44

4.55

ruAA-

0

4.55

ООО "СК "Согласие"

3 654 654.36

2.43

ruBBB

0

2.43

ПАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ"

1 861 477.30

1.24

ruAA-

0

1.24

АО "ЕРВ Туристическое Страхование"

1 694 201.29

1.12

ruAA-

0

1.12

АО "МАКС"

1 576 639.53

1.05

ruAA-

0

1.05

 

Таким образом, АО «СОГАЗ» по сумме данных критериев 4, 5 имеет заранее известное преимущество над ближайшим конкурентом в 33 балла, что фактически равно весу всех оставшихся критериев 1-3, 7 (40 баллов).

В итоге, как следует из жалобы, СОГАЗ безальтернативно выигрывает данную закупку. Фактически конкуренция по закупке и при установлении таких объемных критериев как сборы по ДМС с весом в 40% отсутствует, поскольку определяет победу лица, занимающего на данном рынке ДМС доминирующее положение.

Комиссия считает необходимым отметить, что в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены качества и надежности, эффективного использования денежных средств расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, а также, наряду с изложенным, в целях развития добросовестной конкуренции обеспечения гласности и прозрачности закупки, Законом о закупках закреплены основные принципы и положения закупки товаров, работ, услуг.

Так, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

В свою очередь, праву Заказчика по формированию требований к участникам закупочной процедуры корреспондирует его обязанность при этом по недопущению создания условий, ограничивающих конкуренцию.

Включение Заказчиком в Закупочную документацию оценочных критериев, предъявляемых к участникам закупки, расценивается как нарушение положений Закона о закупках в случае, если они проводят к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в закупочных процедурах.

Так, согласно дополнительным пояснениям представителя Заказчика, а также проведенной оценки поданных заявок По Лотам №11, 12, 13, 14 Запрос предложений в электронной форме на право заключения договора по добровольному медицинскому страхованию сотрудников был бы признан состоявшимся и в результате оценки, заявки были бы ранжированные в следующем порядке (в порядке уменьшения степени выгодности условий):

Лот №11:

места по ранжиру

Наименование участника

Порядковый номер заявки

Стоимость предложения, руб. НДС не облагается

Рейтинг

Критерии оценки

 

Нагрузка (РВД) (абсолютный %)

Страховая сумма на 1 человека (в соответствии с Приложением 1 к ТЗ)

Страховая премия на 1 человека (в соответствии с Приложением №1 к ТЗ)

Объем услуг по ДМС

Рейтинговая оценка

Опыт оказания страховых услуг на региональной территории присутствия Лота

1

АО «СОГАЗ»

1

11 637 000,00

4,69

0,45

0,25

0,49

2,00

1,00

2

ООО «СК Согласие»

2

11 437 000,00

2,00

0,75

0,20

0,50

0,12

0,00

 

Лот №12:

места по ранжиру

Наименование участника

Порядковый номер заявки

Стоимость предложения, руб., НДС не облагается

Рейтинг

Критерии оценки

 

Нагрузка (РВД) (абсолютный %)

Страховая сумма на 1 человека (в соответствии с Приложением 1 к ТЗ)

Страховая премия на 1 человека (в соответствии с Приложением №1 к ТЗ)

Объем услуг по ДМС

Рейтинговая оценка

Опыт оказания страховых услуг на региональной территории присутствия Лота

1

АО «СОГАЗ»

1

3 515 000,00

4,59

0,45

0,25

0,39

2,00

1,00

2

ООО «СК Согласие»

2

3 315 000,00

2,00

0,75

0,20

0,50

0,12

0,00

 

Лот №13:

места по ранжиру

Наименование участника

Порядковый номер заявки

Стоимость предложения, руб. НДС не облагается

Рейтинг

Критерии оценки

 

Нагрузка (РВД) (абсолютный %)

Страховая сумма на 1 человека (в соответствии с Приложением 1 к ТЗ)

Страховая премия на 1 человека (в соответствии с Приложением №1 к ТЗ)

Объем услуг по ДМС

Рейтинговая оценка

Опыт оказания страховых услуг на региональной территории присутствия Лота

1

АО «СОГАЗ»

1

4 813 999,00

4,65

0,45

0,25

0,45

2,00

1,00

2

ООО «СК Согласие»

2

4 614 000,00

2,00

0,75

0.20

0,50

0,12

0,00

 

Лот №14:

места по ранжиру

Наименование участника

Порядковый номер заявки

Стоимость предложения, руб. НДС не облагается

Рейтинг

Критерии оценки

 

Нагрузка (РВД) (абсолютный %)

Страховая сумма на 1 человека (в соответствии с Приложением 1 к ТЗ)

Страховая премия на 1 человека (в соответствии с Приложением №1 к ТЗ)

Объем услуг по ДМС

Рейтинговая оценка

Опыт оказания страховых услуг на региональной территории присутствия Лота

1

АО «СОГАЗ»

1

9 271 998,00

4,63

0,45

0,25

0,43

2,00

1,00

2

ООО «СК Согласие»

2

9 000 000,00

2,00

0,75

0,20

0,50

0,12

0,00

Исходя из полученного рейтинга, как указывает представитель Заказчика, участник под №1 был бы признан победителем по Лотам №11, 12, 13, 14, поскольку участник под №2 объективно менее надежен и квалифицирован в сфере страховых услуг, вследствие чего не обладает наивысшей рейтинговой оценкой ни по одной из версий различных рейтинговых агентств.

Наивысший рейтинг (ruAAA), который присвоен участнику под №1, означает, что этот участник обладает максимальным уровнем кредитоспособности/финансовой надежности/финансовой устойчивости, что в полной мере соответствует интересам заказчиков.

Участник под №2 обладает рейтингм ruBBB+. Данный рейтинг, означает, что объект рейтинга имеет умеренный уровень кредитоспособности/финансовой надежности/финансовой устойчивости по сравнению с другими объектами рейтинга в Российской Федерации, при этом имеет более высокую чувствительность к воздействию негативных изменений экономической конъюнктуры, чем у объектов рейтинга в рейтинговой категории A.

При этом, как было указано в возражениях представителя ООО «СГК», первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Вместе с тем совокупность указанных обстоятельств, а также подтверждение доводов жалобы результатами проведенной Закупочной комиссии оценки позволяет Комиссии прийти к выводу о том, что установленные Заказчиком формулы расчета баллов направлены не на выявление исполнителя, способного наилучшим образом удовлетворить потребности Заказчика, а на ограничение конкуренции с целью заключения договора с заранее определенным контрагентом, что подтверждается вышеизложенными обстоятельствами дела.

С учетом того факта, что Заказчиком не доказана объективность установленных критериев оценки, исходя из имеющихся материалов, свидетельствующих о наличии подходящих показателей для получения наивысшего балла по указанным критериям только у одного участника процедуры, Комиссия признает жалобу обоснованной и приходит к выводу о ненадлежащем формировании Заказчиком Закупочной документации, влекущей ограничение конкуренции, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 3, пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу СПАО «РЕСО-Гарантия» (ОГРН:1027700042413, ИНН:7710045520) на действия ООО «Сибирская генерирующая компания» (ОГРН:1097746400091, ИНН:7709832989) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны