Решение б/н б/а от 13 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-5430/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
07.05.2024                                                                                                    г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<............>,

членов Комиссии:

<............>,

<............>,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей <............>,

в отсутствие представителей <............>, извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 02.05.2024 № НП/17339/24,

рассмотрев жалобу ООО «Европринтснаб» (далее — Заявитель) на действия <............> (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме в особых условиях на право заключения договора на поставку многофункционального устройства (МФУ) (реестровый № 32413436081, процедура № SBR003-240099080500003) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС России от 19.04.2024 № 28/34065/24.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу в назначенное время, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о переносе рассмотрения жалобы, в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Заявителя.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией установлено, что при проведении закупки Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд <............>, утвержденным Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации 26.09.2022 (далее – Положение о закупках).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Информация о проведении Закупки опубликована в закрытой части Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), а также на сайте электронной торговой площадки АО «Сбербанк — АСТ» (https://www.sberbank-ast.ru/).

Согласно извещению об аукционе в электронной форме в особых условиях:

Начальная (максимальная) цена договора: 1 126 900 (Один миллион сто двадцать шесть тысяч девятьсот) рублей 00 копеек.

Дата начала срока подачи заявок: 27.03.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 11.04.2024 в 09:00.

Дата рассмотрения вторых частей заявок/подведения итогов: 22.04.2024.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 15.04.2024 заявка Заявителя (порядковый номер 7989) отклонена на основании следующего:

«Первая часть заявки участника закупки не соответствует требованиям п. 3.2 Раздела VII документации о проведении аукциона в электронной форме в особых условиях, так как в составе заявки участника закупки не представлены конкретные показатели характеристик товара, соответствующие значениям, установленным документацией о проведении аукциона в электронной форме в особых условиях, и указание на товарный знак (при наличии), марку и модель (при наличии) предлагаемого для поставки товара, а именно, в том числе: формат печати, цветность печати, технология печати, скорость печати А4, скорость печати A3, скорость сканирования А4, максимальная нагрузка в месяц, Максимальное разрешение сканирования».

Так, согласно пунктам 15 и 16 раздела 4 главы III Положения о закупке заявки на участие в аукционе в электронной форме представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в документации о закупке. Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.

В соответствии с пунктом 22 раздела 4 главы III Положения о закупке комиссия рассматривает первые части заявок на участие в аукционе в электронной форме на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В силу пунктов 23 и 24 раздела 4 главы III Положения о закупке по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме комиссия принимает решение о допуске участника закупки к участию в аукционе в электронной форме или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.

Так, Разделом VII Извещения установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявок на участие в аукционе в электронной форме, в том числе исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в составе заявки.

В соответствии с пунктом 3 первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:

п. 3.1 При осуществлении закупки товара, если в аукционной документации установлено требование поставки товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об электронном аукционе:

- согласие участника закупки на поставку товара;

- наименование страны происхождения товара.

п. 3.2. При осуществлении закупки товара, если в аукционной документации отсутствует указание на товарный знак товара:

- наименование страны происхождения товара

- конкретные показатели характеристик товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), марку и модель (при наличии) предлагаемого для поставки товара.

Таким образом, исходя из вышеизложенный положений Закупочной документации, в случае, если в требованиях к товару отсутствует указание на товарный знак, то участнику в составе заявки необходимо представить конкретные технические характеристики товара.

Разделом VIII Извещения установлены требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

На подпункта 1 пункта 1 Раздела VII Извещения Комиссия, по результатам рассмотрения первых частей заявок, не допускает участника закупки к участию в аукционе в электронной форме в том числе в случае непредоставления информации, предусмотренной документацией о закупке, или предоставления недостоверной информации.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что в составе заявки Заявителя отсутствует какая-либо информация (предложение) относительно предмета закупки (конкретные показатели характеристик товара, соответствующие значениям, установленным документацией о проведении аукциона в электронной форме в особых условиях, и указание на товарный знак (при наличии), марку и модель (при наличии) предлагаемого для поставки товара, а именно, в том числе: формат печати, цветность печати, технология печати, скорость печати А4, скорость печати A3, скорость сканирования А4, максимальная нагрузка в месяц, Максимальное разрешение сканирования).

Также Заказчик отметил, что в составе заявки отсутствуют какие-либо файлы и документы, что подтверждается представленным в материалы дела скриншотом с сайта электронной площадки.

В свою очередь Заявитель на заседании Комиссии пояснил, что им в составе заявки был приложен файл с техническими характеристиками предлагаемого к поставке товара.

Вместе с тем Комиссией в целях всестороннего рассмотрения дела принято решение о направлении запроса информации в адрес Оператора ЭТП (от 24.04.2024 № НП/16538/24, исх. 02.05.2024 № НП/17397/24).

Согласно поступившему ответу от АО «Сбербанк- АСТ» (вх. от 03.05.2024 № 28019-ЭП/24) Оператор ЭТП пояснил, что порядок проведения аукциона установлен в Разделе 11 Регламента торговой секции «Закупки по 223-ФЗ». Согласно реестру документов Оператора ЭТП 10.04.2024 в 12:33 (МСК) при подачи заявки на участие в закупке № 32413436081 Заявителем документы, входящие в состав заявки были загружены в разделе «Документы» второй части заявки. Данные документы доступны Заказчику при рассмотрении вторых частей заявок в реестре заявок на участников.

Оператор ЭТП также отметил, что в связи с чем, что при рассмотрении первых частей заявок, заявка Заявителя отклонена Заказчиком, документы, загруженные Заявителем в разделе «Документы» второй части заявок, Заказчику не направлялись.

Таким образом, исходя из ответа от Оператора ЭТП Заявителем в составе первой части заявки не были представлены документы, содержание конкретные технические характеристики товара в соответствии с пунктом 3.2 Извещения.

При этом Заявитель на заседание Комиссии, состоявшегося 07.05.2024 после переноса рассмотрения жалобы не явился, доказательств обратного не представил.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что в данном случае заявка Заявителя не соответствовала требованиям Закупочной документации, а равно у Заказчика имелись основания для отклонения такой заявки.

Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Указанное, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

В настоящем случае установлено, что на участие в Закупке подано 4 заявки, 3 из которых допущены к дальнейшему, отклонен только Заявитель, что свидетельствует о том, что документация участникам ясна, не содержала в себе двоякого толкования и не вводила в заблуждение. Напротив, допуск заявки такого участника, при наличии 3 заявок, оформленных в полном соответствии с требованиями документации являлось бы предоставлением преимущества такому лицу перед другими участниками, что недопустимо в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того, Заявитель на момент подачи заявки положения Закупочной документации не оспаривал, с запросом разъяснений в адрес Заказчика не обращался, тем самым согласился с установленными требованиями.

На основании изложенного, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в силу статьи 8 ГК РФ Заявитель, подавая заявку на участие в Закупке, конклюдентно согласился с условиями проведения конкурентной процедуры, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких требований.

В этой связи у Комиссии также отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Закупочной документации, которая не была оспорена Заявителем в административном порядке и с условиями которой Заявитель согласился при подаче заявки на участие в процедуре.

Вместе с тем Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <............> на действия <............> при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 22.04.2024 № НП/16232/24, от 24.04.2024 № НП/16521/24, от 02.05.2024 № НП/17339/24.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны