Решение б/н Решение по делу № 077/07/00-11453/2020 ООО «Бисер» на ФГУП «... от 17 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-11453/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

14.07.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:рассмотрев жалобу ООО «Бисер» (далее также — Заявитель) на действия
ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России (далее также — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку специальной одежды для работников филиалов ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России (реестровый № 32008911956) (далее — Аукцион),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика выразилось в нарушении Заказчиком сроков проведения процедуры, в связи с чем Заявителю не были возвращены денежные средства и являются заблокированными.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о проведении Закупки размещено на сайте Единой информационной системы в сфере закупок 21.02.2020. Дата окончания подачи заявок – 13.03.2020. Дата подведения итогов – 21.04.2020.

Вместе с тем, на дату рассмотрения жалобы Заявителя – 14.07.2020, итоги не подведены.

Согласно доводам жалобы Заявитель обжалует действия (бездействие) по неразмещению протоколов, не завершению процедуры, а также Заявителю не было возвращено обеспечение заявки в размере 2 342 480,00 рублей и до настоящего времени денежные средства являются заблокированными на специальном счете в ПАО «Промсвязьбанк».

Заявитель обращался к Заказчику, а также на электронную торговую площадку с требованием вернуть данные денежные средства. Однако, согласно доводам жалобы, Заказчик отказался вернуть обеспечение в связи с отсутствием технических возможностей.

Заказчик с доводами жалобы не согласился и представил письменные возражения.

Согласно возражениям Заказчика в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21.10.2019 № 509 «О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2019 № 2865-р ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России с 21.05.2020 реорганизовано в форме присоединения к ФГУП «Охрана» Росгвардии.

Вместе с тем, Заказчик пояснил, что рассмотрение первых частей заявок участников аукциона Центральной закупочной комиссией ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России проведено 15.04.2020. Процедура сопоставления ценовых предложений участников аукциона проведена электронной торговой площадкой 17.04.2020. Рассмотрение вторых частей заявок – 20.04.2020, итоги подведены – 21.04.2020.

Заказчик в материалы дела представил запрос, направленный в адрес электронной торговой площадки (далее – ЭТП), об обеспечении возможности опубликования протоколов, составленных в ходе закупки от 23.04.2020 № 11/2754, а также ответ ЭТП, в котором указано следующее.

По результатам рассмотрения 20.04.2020 вторых частей заявок участников по Закупке был размещен протокол, который в автоматическом режиме был направлен Оператором ЭТП в ЕИС. При этом, согласно сведениям из реестра событий ЭТП было осуществлено несколько попыток направления протокола, но ввиду нестабильно функционирующих интеграционных процессов в системе ЕИС, публикация протокола рассмотрения вторых частей заявок по Закупке в ЕИС не была осуществлена.

Также, Заказчик указывает, что действия в отношении данного аукциона после прекращения 21.05.2020 деятельности ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России путем реорганизации в форме присоединения к ФГУП «Охрана» Росгвардии в личных кабинетах ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России на электронной торговой площадке и в ЕИС работниками Центра охраны объектов топливно-энергетического комплекса (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии не производятся, так как согласно пункту 4 части 6 статьи 14 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» при прекращении деятельности юридического лица сертификаты ключей проверки электронной подписи, ранее выданные его работникам, прекращают свое действие.

Вместе с тем, по состоянию на 13.07.2020 сроки действия заявки победителя аукциона ООО «Инвестпром» и заявки ООО «Бисер», которой был присвоен второй порядковый номер <...> ограниченные 80 календарными днями с момента их подачи (13.03.2020), истекли. Также 15.06.2020 истек срок действия банковской гарантии, оформленной победителем аукциона ООО «Инвестпром» в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе.

При этом на Комиссией было установлено следующее.

По результатам рассмотрения 01.04.2020 жалобы на действия Заказчика при проведении спорной закупочной процедуры Комиссией было вынесено решение по делу № 077/07/00-5681/2020 о признании такой жалобы обоснованной и о признании Заказчика нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании указанного решения Комиссией Заказчику было выдано предписание от 01.04.2020 по делу № 077/07/00-5681/2020 об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, назначить новые даты окончания подачи заявок, даты рассмотрения заявок, даты подведения итогов Закупки, продления срока приема заявок на участие в Закупке, а также продолжить проведение Аукциона в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере закупок, Положения о закупке, Аукционной документации с учетом решения Комиссии.

При этом исполнить названное предписание Заказчику надлежало в срок до 18.05.2020.

В соответствии со статьей 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

Комиссией установлено, что требования названного предписания в том виде, в котором они были сформулированы антимонопольным органом в совокупности с решением по тому же делу, в установленный срок Заказчиком не исполнены.

Вместе с тем, относительно довода Заявителя относительно невозврата обеспечительного платежа, Комиссия установлено следующее.

Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 25 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом).

При этом частью 15 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что в течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации осуществляет блокирование при наличии на специальном банковском счете участника закупки не заблокированных денежных средств в размере обеспечения указанной заявки и информирует оператора. Блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном банковском счете участника такой закупки денежных средств в размере для обеспечения указанной заявки либо в случае приостановления операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем оператор электронной площадки информируется в течение одного часа. В случае, если блокирование денежных средств не может быть осуществлено по основаниям, предусмотренным настоящей частью, оператор электронной площадки обязан вернуть указанную заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об осуществлении конкурентной закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 17 Закупочной документации участие в аукционе возможно при наличии на специальном счете участника закупки, открытом им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование оператором электронной площадки операций по счету, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в аукционе.

Размер обеспечения заявки составляет 2 % от начальной (максимальной) цены договора: 2 342 480,00 рублей.

Помимо внесения денежных средств, в качестве обеспечения заявки возможно представление банковской гарантии в составе заявки в участии в аукционе. Банковская гарантия должна быть безотзывной, срок её действия должен заканчиваться не ранее, чем по истечении 80 (восьмидесяти) дней с даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

В пункте 1.11.6 Положения о закупках указано, что заказчик возвращает обеспечение заявки в течение пяти рабочих дней:

со дня заключения договора - победителю закупки и участнику закупки, заявке которого присвоено второе место после победителя;

со дня подписания итогового протокола закупки – допущенным к закупке участникам, заявкам которых присвоены места ниже второго;

со дня подписания протокола, указанного в пункте 1.10.3 или пункте 1.10.4 Положения, – участникам закупки, которым отказано в допуске к участию в процедуре закупки либо которые отстранены от такой закупки на любом этапе ее проведения;

со дня окончания приема заявок – участникам закупки, заявки которых
в соответствии с Положением возвращены без рассмотрения, а также участникам, отозвавшим свои заявки;

со дня принятия решения об отказе от проведения закупки – всем участникам, представившим обеспечение заявки на участие в закупке.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия усматривает в действиях Заказчика противоправные действия, направленные на нарушение прав Заявителя, а также указывает на то, что блокирование денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в аукционе должно быть прекращено и средства должны быть возвращены участникам Закупки.

Таким образом, Комиссия признает жалобу Заявителя обоснованной и принимает решение выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений в совокупности действий Заказчика и ЭТП.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Бисер» (ОГРН: 1163702074491,
ИНН: 3702161188) на действия ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России
(ОГРН: 1037705013114, ИНН: 7705492450) при проведении Аукциона обоснованной.

2. Установить в действиях ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны