Решение №17297/23 б/а от 20 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-4684/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
17.04.2023 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

 

членов Комиссии:

 

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «СК «Автодор»,

в отсутствие представителей ООО ЧОФ «Север-охрана», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 07.04.2023НП/15188/23,

рассмотрев жалобу ООО ЧОФ «Север-охрана» (далее — Заявитель) на действия ООО «СК «Автодор» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание охранных услуг на объектах ООО «СК «Автодор» (реестровый № 32312174343, далее — Закупка),

в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

В свою очередь, Заявителем было направлено ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Таким образом, учитывая данное ходатайство, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие Заявителя.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

 

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Как следует из материалов дела, Заказчик 07.03.2023 на сайте электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) разместил информацию о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание охранных услуг на объектах ООО «СК «Автодор» (реестровый № 32312174343) (далее – Конкурс, Закупка).

Начальная (максимальная) цена договора - 49 871 808 рублей.

Дата начала срока подачи заявок:07.03.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика): 28.03.2023.

Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Конкурсе от 04.04.2023 № 32312174343-01 заявка Заявителя (Участник № 1) отклонена от дальнейшего участия в Закупке, поскольку заявка не отвечает требованиям установленным в Документации. «В первой части конкурсной заявки участника закупки № 1 отсутствует следующая информация: - об условиях оказания услуг, требования к которым установлены в части 7 таблицы Технического задания на оказание охранных услуг на объекте «Строительство скоростной автомобильной дороги Казань – Екатеринбург на участке Дюртюли – Ачит», 1 этап км 0 – км 140, Республика Башкортостан» (Приложение № 1 к Документации. Техническая часть) (далее также – Техническое задание); - об основных требованиях к Охранникам, требования к которым установлены в части 8 таблицы Технического задания; - об общих требованиях к оказанию услуг, требования к которым установлены в части 9 таблицы Технического задания; - о требованиях к качеству оказываемых услуг, требования к которым установлены в части 10 таблицы Технического задания; - о требованиях к качественным характеристикам услуг, требования к которым установлены в части 11 таблицы Технического задания; - о порядке оказания услуг, требования к которому установлены в части 12 таблицы Технического задания; - о требованиях к документообороту между Заказчиком и Исполнителем, требования к которым установлены в части 13 таблицы Технического задания; Указанные нарушения являются основанием для принятия Комиссией решения о несоответствии первой части конкурсной заявки участника № 1 требованиям и условиям, установленным в Документации и, как следствие, отказом в допуске к участию в Конкурсе, в соответствии с пунктом «а» части 3 раздела V Документации и пунктом «в» части 1 статьи 40 Положения».

Заявитель в обоснование неправомерности отклонения своей заявки ссылается на то, что первая часть заявки заполнена в строгом соответствии с формой, указанной в Приложении №2 к Конкурсной документации.

При этом, по мнению Заявителя заявка отклонена по формальному признаку, ввиду того, что участник перечислил документы, в которых указаны все условия оказания услуг, но не переписал в первой части заявки все содержимое указанных документов.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Также в силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации подлежат указанию требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Разделом IV Документации установлены требования к подаче конкурсных заявок.

Пунктом 2 Раздела IV Документации установлено, что первая часть заявки на участие в Конкурсе, составленная по форме, установленной приложением № 2 к Документации, должна содержать описание поставляемого товара/выполняемой работы/оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, (предложение участника конкурентной закупки в отношении предмета такой закупки), соответствующее всем условиям исполнения договора, изложенным в Технической части (приложение № 1 к Конкурсной документации), оформленное в соответствии с требованиями приложения № 5 к Конкурсной документации, а также информацию и документы, для осуществления оценки в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, применяемых к предлагаемым участниками такой закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в Конкурсной документации этих критериев), в соответствии с установленным в Приложении № 2 к Конкурсной документации перечнем.

Приложением № 2 установлена Форма первой части конкурсной заявки, которая включает в себя:

«Участник закупки (в том числе все лица, выступающих на стороне Участника закупки (если применимо)) выражает свое безусловное и безотзывное согласие заключить Договор с Заказчиком на условиях, указанных в проекте договора (приложение № 6 к Конкурсной документации), а также на нижеизложенных условиях:

Описание поставляемого товара/выполняемой работы/оказываемой услуги, которые являются предметом закупки (предложение участника конкурентной закупки в отношении предмета закупки)

Описание, качественные, количественные характеристики товаров/работ/услуг и иные предложения об условиях исполнения Договора:.

Приложением № 5 к Документации установлена Инструкция по заполнению форм и порядку подачи заявки, которая включает в себя:

«Конкурсная заявка должна быть составлена по формам, приведенным в приложениях № 2 и 3 к Документации.

Заявка на участие в Конкурсе состоит из двух частей и Предложения о цене договора (цене лота, единицы товара, работы, услуги).

Не допускается указание в разделе первой части заявки «Описание поставляемого товара/выполняемой работы/оказываемой услуги, которые являются предметом закупки (предложение участника конкурентной закупки в отношении предмета закупки)» ссылок на положения Приложения № 1 к Документации, в целях исключения двусмысленного толкования предложения участника закупки.

Сведения, которые содержатся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований, противоречить друг другу и Документации о закупке.

Объемы Товаров/Работ/Услуг и иные характеристики Товаров/Работ/Услуг должны быть выражены в тех же единицах измерения, что и в Приложении № 1 к Документации, единицы измерения должны соответствовать ГОСТ 8.417-2002 «Единицы величин», Постановлению правительства Российской Федерации от 31.10.2009 № 879 «Об утверждении положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации» и условным обозначениям единиц измерения в Общероссийском классификаторе единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97).

Раздел первой части заявки «Описание поставляемого товара/выполняемой работы/оказываемой услуги, которые являются предметом закупки (предложение участника конкурентной закупки в отношении предмета закупки)» должен соответствовать следующим требованиям:

- не должен содержать слов «эквивалент», «должен», «обязан», «может», «вправе», «следует», «необходимо», а также склонений (спряжений) данных слов, дающих двусмысленное толкование предложения участника закупки.

- при исключении слов «эквивалент», «должен», «обязан», «может», «вправе», «следует», «необходимо», а также склонений (спряжений) данных слов, дающих двусмысленное толкование предложения участника закупки, допускается изменение склонений (спряжений) слов и изменение конструкций фраз, входящих в словосочетания со словами «эквивалент» «должен», «обязан», «может», «вправе», «следует», «необходимо», а также со склонениями (спряжениями) данных слов, дающих двусмысленное толкование предложения участника закупки.

- в случае предложения эквивалента необходимо указывать его фирменное наименование, качественные и количественные характеристики.

- иные запрашиваемые сведения должны соответствовать требованиям Документации.

- должны быть в полном объеме отражены сведения и информация, содержащиеся в Технической части (Приложение № 1 к Документации), касающиеся качественных, количественных, технических характеристик Товаров/Работ/Услуг и иных условиях исполнения Договора. Частичное предложение по предмету договора не допускается. В случае необходимости указания информации/сведений (части сведений и/или информации), содержащихся в Технической части, в том числе, в которые отсутствует возможность внесения изменений, участник закупки излагает в заявке такую информацию/сведения, тем самым подтверждая свое согласие на исполнение договора согласно положениям Документации в полном объеме.

И первая, и вторая часть заявки могут состоять из 2 (двух) и более электронных документов, указанные документы направляются участником закупки одновременно (если иное не установлено Документацией).

Для удобства работы с заявкой, и, если это допускается правилами ЭП, участник закупки вправе разделить первую и/или вторую часть заявки на тома (если иное не предусмотрено в Документацией).

При несоблюдении вышеуказанных одного или нескольких требований Комиссия по закупкам будет считать это несоблюдением установленных Документацией требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки».

Комиссия Управления исследовав и проанализировав заявку Заявителя установила, что в заявке Заявителя отсутствует описание поставляемого товара/выполняемой работы/оказываемой услуги, которые являются предметом закупки (предложение участника конкурентной закупки в отношении предмета закупки), требования к которому установлены в Технической части (Приложение № 1 к Документации). Первая часть заявки Заявителя включала в себя только Согласие участника размещения закупки на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Комиссией Управления установлено, что в настоящем случае Заказчик отклонил заявку ввиду ее несоответствия требованиям Документации, в связи с чем, оценивая действия Заказчика на предмет соблюдения требований Закона о закупках, а также требований Документации, Комиссия не находит оснований для вывода о наличии в действиях Заказчика нарушений по отклонению заявки, поскольку в Документации установлено, что участник закупки в своей заявке должен был в полном объеме отразить сведения и информацию, содержащиеся в Технической части (Приложение № 1 к Документации), касающиеся качественных, количественных, технических характеристик Товаров/Работ/Услуг и иных условиях исполнения Договора.

Таким образом, заявка Заявителя не соответствовала требованиям документации, а равно у Заказчика имелись правовые основания для отклонения заявки.

При этом Комиссия принимает во внимание, что отсутствие указанных сведений в первой части заявки Заявителем не отрицается.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона о закупках, конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с обязательным соблюдением условия обеспечения конкуренции между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки.

Таким образом, учитывая требования Закона о закупках, по результатам проведения конкурентной закупки Заказчик обязан заключить договор с участником Закупки на условиях, изложенных в заявке победителя, а равно, предложение участника закупки, предоставленное им в составе заявки, должно быть продублировано в проект договора, и его отсутствие или отсутствие какой-либо части сведений/требований/условий исполнения договора в описании, будет являться основанием для не включения их в состав договора и основанием для отказа от их исполнения, или не учета при исполнении со стороны лица, выигравшего Закупку.

Комиссия также принимает во внимание, что 2 участника представили первые части заявок в полном соответствии с требованиями документации.

В соответствии с подпунктом а) пункта 3 Раздела V документации, Конкурсная комиссия не допускает участника закупки к участию в Конкурсе, если документы, сведения и материалы, предусмотренные закупочной документацией, не представлены, и/или предоставлены в неполном объеме, и/или нечитаемы, и/или оформлены не в соответствии с требованиями документации о закупке, и/или составлены в нарушение требований применимого законодательства.

В связи с вышеизложенным, Комиссия считает решение Закупочной комиссии об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО ЧОФ «Север-охрана» (ОГРН: 1028600584792, ИНН: 8602146185) на действия ООО «СК «Автодор» (ОГРН: 1187746772465, ИНН: 7707418878) при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 07.04.2023НП/15188/23.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны