Решение (комиссия) б/н б/а от 14 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-7302/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

08.06.2023                                                                                                    г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «ЭнергоПромСервис» (далее — Заявитель) на действия АО «УРСТ» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на на поставку световых указателей на объект строительства Московского метрополитена: «Троицкая линия метрополитена, станция метро «Новаторская» - станция метро «Бачуринская» (реестровый № 32312354879, далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия ( бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом ( заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В своей жалобе Заявитель выражает несогласие с отклонением своей заявки на участие в Закупке, также указывает на неправомерные требования в Закупочной документации.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, и на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки ( включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствуется требованиям Положения о закупках товаров, работ, услуг АО «УРСТ», утвержденного Решением Совета директоров АО «УРСТ» (далее — Положение о закупке).

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 24.05.2023 №  29-0223-АЭФ-УРСТ заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям:

«В соответствии с п.13.4.4 и п.13.4.8 ст.13 Положения о закупках. В нарушение раздела «г» пп.3 п.8.11, п.14.1.6 ст.14 Положения о закупках и п.15 (состав первой части заявки) аукционной документации в составе заявки участника Пояснительная записка ( Приложение №4 к аукционной документации) не соответствует требованиям аукционной документации, а именно: - в п.1-14 таблицы (Качественные и количественные характеристики поставляемого товара, установление которых обязательно) представлены марки товаров, не соответствующие требуемым маркам, указанным в Техническом задании ( Приложение № 1 к аукционной документации). В соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к аукционной документации) поставка эквивалентного товара невозможна».

Заявитель с указанным отклонением не согласен, так как по его мнению, требование Закупочной документации о поставки светового указателя конкретного производителя является неправомерным и влечет ограничение конкуренции.

Комиссия оценивает позицию Заявителя критически ввиду следующего.

Качественные и количественные характеристики поставляемого товара установлены пунктом 8 Технического задания:

п/п

Наименование товара*

Марка товара

Артикул производителя

Знак безопасности

Кол-во и ед. изм. товара

PID

1

Световой указатель светодиодный

BS-CORVET-10D2-ELON V01

a26795

PS-40106, с указанием

расстояния до

станции в обоих направлениях

1 708 шт.

6742858

6855792

6881042

6881175

6881398

6910032

6912093

6912226

6928931

6979261

7042271

2

Световой указатель светодиодный

BS-CORVET-10-S2ELON V01

a27157

PS-40106, с указанием

расстояния до

станции в обоих направлениях

24 шт.

6912095

6912228

6928933

6979263

7042273

3

Световой

BS-GARDA-10-S1-

a24207

PP-17174

330 шт.

6647593

 

указатель светодиодный

ELON V01

 

 

 

6647594

6742859

6742860

6881043

6881044

6881173

6881174

6881399

6881400

6910033

6910034

4

Световой указатель светодиодный

BS-COMPASS-10S1-ELON

a18794

PS-33336

272 шт.

6912090

6912223

6928928

6979258

7042268

5

Световой указатель светодиодный

BS-FLAG-10-S1-

ELON

a17019

BL-3015B

303 шт.

6980103

7000734

7001167

7025855

7056148

7068268

7072650

7106944

7109581

6

Световой указатель светодиодный

BS-FLAG-10-S1ELON NST

a24608

BL-3015B

9 шт.

7000739

7

Световой указатель светодиодный

BS-TERON-10-S1-

ELON

a17038

BL-3015

28 шт.

7051239

7055054

7089511

7112867

8

Световой указатель светодиодный

BS-TERON-71-S1INEXI2

a15594

BL-3015

2 шт.

6647898

9

Световой указатель светодиодный

BS-IDON-10-S1-

ELON

a17025

BL-3015B

204 шт.

6647069

6680570

6734180

6742946

6742999

6743074

6772700

6777233

6777440

7085015

7086132

7104409

7107912

7108368

7108922

7111840

7112023

7114665

10

Световой указатель светодиодный

BS-PILOT-10-S1-

ELON

a17031

NPU-1818

110 шт.

6680568

6772697

6775988

6777229

6777438

7085018

7104412

7107913

7111844

11

Световой указатель светодиодный

BS-UNIVERSAL10-S1- ELON

a17039

NPU-3311

32 шт.

7077678

12

Световой указатель светодиодный

BS-SPUTNIK-10S1-ELON

a17037

NPU-2424

3 шт.

6743000

6743073

13

Световой указатель светодиодный

BS-KURS-10-S1-

ELON

a22175

BL-3517

3 шт.

7077684

14

Световой указатель светодиодный

BS-REGATA-10-S1-

ELON

a26090

BL-3015B

1 шт.

6742947

При этом, согласно установленным требованиям, поставка эквивалентного товара невозможна в соответствии с разделом «г» пп. 3 п. 8.11 Положения о закупках АО «УРСТ».

Подпунктом «б» пункта 2 пункта 15 Закупочной документации установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна в том числе содержать – конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Документации.

В соответствии с пунктом 13.4.4 статьи 13 Положения о закупках участник процедуры закупки, подавший заявку, не допускается Закупочной комиссией к участию в закупке в случае несоответствия заявки на участие требованиям документации о закупке.

Комиссией установлено, что Заявителем в техническом предложении, являющемся частью заявки, были предложены к поставке марки товаров отличные от тех, что указаны в документации:

Требования документации

 

Предложение Заявителя

№ п/п

Наименование товара*

Марка товара

Артикул производителя

Марка товара

Артикул производителя

1

Световой указатель светодиодный

BS-CORVET-10D2-ELON V01

a26795

ALCOR 6600-20 LED

1502000640

2

Световой указатель светодиодный

BS-CORVET-10S2-ELON V01

a27157

ALCOR 6600-10 LED 

1502000630

3

Световой указатель светодиодный

BS-GARDA-10S1-ELON V01

a24207

MIZAR 6500-3

LED SP fire-proof 

1502000770

4

Световой указатель светодиодный

BS-COMPASS10-S1-ELON

a18794

MIZAR 6500-3

LED SP fire-proof 

1502000770

5

Световой указатель светодиодный

BS-FLAG-10-S1-

ELON

a17019

MIZAR 6500-3

LED SP fire-proof 

1502000770

6

Световой указатель светодиодный

BS-FLAG-10-S1ELON NST

a24608

MIZAR 6500-3

LED SP fire-proof 

1502000770

7

Световой указатель светодиодный

BS-TERON-10S1-ELON

a17038

MIZAR 6500-3

LED SP fire-proof 

1502000770

8

Световой указатель светодиодный

BS-TERON-71S1-INEXI2

a15594

MIZAR 6523-3

LED SP fire-proof 

1502000840

9

Световой указатель светодиодный

BS-IDON-10-S1-

ELON

a17025

URAN 6500-4 LED 

4501007120

10

Световой указатель светодиодный

BS-PILOT-10-S1-

ELON

a17031

K LED 300 4000K new 

1597000120

11

Световой указатель светодиодный

BS-

UNIVERSAL-10S1-ELON

a17039

URAN 6500-4 LED 

4501007120

12

Световой указатель светодиодный

BS-SPUTNIK10-S1-ELON

a17037

K LED 300 4000K new 

1597000120

13

Световой указатель светодиодный

BS-KURS-10-S1-

ELON

a22175

MIZAR 6500-3 LED SP 

4502003660

14

Световой указатель светодиодный

BS-REGATA-10S1-ELON

a26090

MIZAR 6500-3 LED SP 

4502003660

Учитывая, что требования Закупочной документации не допускают поставку эквивалентного товара, заявка Заявителя не соответствует требованиям Закупочной документации и в соответствии с пунктом 13.4.4 статьи 13 Положения о закупках подлежала отклонению.

На основании изложенного Комиссия не устанавливает нарушения антимонопольного законодательства со стороны Заказчика, так как при отклонении заявки Заявителя Заказчик действовал в соответствии с требованиями собственной документации, требования которой применялись в равной степени ко всем участникам Закупки.

Кроме того, Комиссия принимает во внимание, что на участие в Закупке подано 6 заявок, при этом, по обжалуемым основаниям была отклонена только заявка Заявителя, что свидетельствует о том, что документация участникам ясна, не содержала в себе двоякого толкования и не вводила в заблуждение.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Таким образом, жалоба Заявителя в указанной части признается необоснованной.

Относительно доводов жалобы Заявителя о требованиях Закупочной документации не допускающих поставку эквивалентного товара, Комиссия отмечает следующее.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что закупка товаров конкретного производителя является объективной потребностью Заказчика.

АО «УРСТ» проводило закупку на поставку световых указателей на конкретный объект строительства - «Троицкая линия Московского метрополитена, станция метро «Новаторская» - станция метро «Бачуринская».

Обязательства по строительству указанного объекта возложены на АО «УРСТ» заключённым с АО «Мосинжпроект» договором №21-4869 от 04.06.2021. 

В частности, пунктом 8.1.4. договора АО «УРСТ» приняло на себя обязательства поставить на строительную площадку материалы и оборудование в соответствии с Проектом и рабочей документацией на указанный выше объект.

При установлении требований к товару Заказчик руководствовался условиями заключённого договора, выданной рабочей документацией (утвержденной ГУП «Московский метрополитен» и Комитетом города Москвы по Ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов) с конкретными характеристиками оборудования.

Указанные в Техническом задании требования установлены на основании рабочей документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке, и являются основанием для использования в описании объекта закупки указания на товарный знак.

В силу подпункта «г» пункта 3 части 6.1. статьи 3 Закона о закупках в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Идентичная требование установлено разделом «г» пп. 3 п. 8.11 Положения о закупках.

В свою очередь, Комиссия отмечает, оспаривание Заявителем положений документации, по его мнению, ограничивающих конкуренцию, подлежало обжалованию до окончания срока подачи заявок, а именно — до 22.05.2023.

В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации.

Также Комиссия отмечает, что обжалование Заявителем положений документации после принятия участия в самой закупочной процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем обжалование участником Закупки положений документации после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается осуществление гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Обжалование участником Закупки положений документации после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.

В письме ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 указано, что жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что у Заявителя отсутствуют правовые основания для оспаривания положений Закупочной документации после истечения срока, отведенного на подачу заявок для принятия участия в процедуре. 

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2- П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Конкурсной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

В связи с изложенным, Комиссией принято решение об оставлении жалобы Заявителя в части обжалования положений Закупочной документации без рассмотрения.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ЭнергоПромСервис» ( ИНН: 1659209912, ОГРН: 1201600050475) на действия АО «УРСТ» (ИНН: 7703800010 , ОГРН: 5137746040372) при проведении Закупки в части отклонения заявки необоснованной, в части обжалования положений Закупочной документации оставить без рассмотрения.
  2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 01.06.2023 № НП/22064/23.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны