Решение №15456/24 б/а от 16 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-4634/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
15.04.2024                                                                                                г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«..»;

членов Комиссии:

«..»;

«..»;

«..»,

рассмотрев жалобу ООО «УТК-С» (далее - Заявитель) на действия АО «Центральная ППК» (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по утилизации оборудования (реестровый № 32413387229, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы Заявитель обжалует неправомерный допуск своей заявки. Также Заявитель обжалует положения Закупочной документации в части указания неправильных кодов ФККО в Техническом задании.

Заказчик с доводами жалобы не согласился и на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Центральная ППК» от 03.04.2023 (далее — Положение о закупках).

Извещение о проведении Закупки опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 14.03.2024.

Начальная (максимальная) цена договора: 6 833 616,58 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 14.03.2024.

Дата окончания срока подачи заявок: 27.03.2024 (10:00).

При этом Комиссией установлено, что в соответствии с извещением Закупка проводится исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем при проведении закупки Заказчик обязан руководствоваться положениями статьи 3.4 Закона о закупках.

Согласно пункту 1.2 протокола подведения итогов от 28.03.2024 № 32413387229-3 закупочная комиссия Заказчика решила обеспечить заключение доходного договора на оказание услуг по утилизации оборудования с ООО «УТК-С» по предельной цене договора 21 150 044,57 рублей, в том числе НДС 20%, и на условиях единой скидки к начальным (максимальным) ценам за единицу товара без НДС 20%, в срок не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС настоящего протокола.

В свою очередь Заявитель указывает на отсутствие лицензии по обращению с отходами по некоторым видам ФККО, которые будут передаваться от Заказчика в рамках договора, а именно Заявитель указывает на отсутствие в лицензии возможности утилизации: антенны, состоящей преимущественно из алюминиевых деталей, утратившая потребительские свойства (ФККО: 4 81 363 11 52 4).

В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках  в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Комиссия отмечает, что пунктом 12.2 Закупочной документации Заказчиком установлено обязательное классификационное требование к участникам в части предоставления действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Пунктом 13.3 Закупочной документации установлено, что вторая часть аукционной заявки должна содержать сведения об участнике аукциона, информацию о его соответствии квалификационным требованиям (если они установлены в аукционной документации), иные документы, предусмотренные Документацией.

Также Комиссия отмечает, что Техническим заданием установлено, что исполнитель должен обладать необходимыми документами, в том числе лицензиями, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации, разрешающими оказывать услуги по утилизации соответствующего оборудования.

Услуги по утилизации оборудования производятся по заявкам Заказчика в течение срока действия Договора. Периодичность направления заявок и объем каждой партии оборудования не определены и зависят от потребности Заказчика на момент составления заявки. В заявке указываются наименование, количество, место сбора оборудования, подлежащего утилизации. Заказчик направляет заявку по форме, согласованной в Приложении № 4 к Договору, в любой рабочий день по электронной почте на каждую партию Оборудования.

При этом, Техническим заданием установлен планируемый объем оборудования для оказания услуг по утилизации в течение всего срока действия Договора:

п/п

Наименование оборудования

Наименование отхода, утратившего потребительские свойства,
код по ФККО

Планируемый объем оборудования к списанию в течение срока действия Договора, шт.

1

Билетопечатающий автомат

Информационно-платежный терминал
4 81 209 11 52 4

3

2

Валидатор, валидатор пассажира, информационный терминал

Информационно-платежный терминал
4 81 209 11 52 4

7

3

Холодильник

Холодильники бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ
4 82 511 11 52 4

93

4

АСУ Экспресс 3

Контрольно-кассовый аппарат
4 82 813 11 52 4

44

5

Терминал предварительного проездного документа

Информационно-платежный терминал
4 81 209 11 52 4

3

6

АРМ концентратор, АРМ администратор и пр. автоматизированные, стационарные рабочие места

Компьютер-моноблок
4 81 207 11 52 4

147

7

Контрольно-кассовая техника

Контрольно-кассовый аппарат
4 82 813 11 52 4

405

8

Кондиционер, сплит-система, обогреватель, радиатор, конвектор, вентилятор, воздухоочиститель, увлажнитель, водонагреватель, тепловентилятор, тепловая завеса и прочее климатическое и тепловое оборудование

1) Кондиционеры бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ
4 82 713 11 52 4
2) Сплит-системы кондиционирования бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ
4 82 713 15 52 4
3) Вентилятор бытовой напольный
4 82 515 11 52 4
4) Обогреватель масляный
4 82 526 31 52 4

966

9

Кофемашина, кулер, печь микроволновая, печь СВЧ, чайник, соковыжималка, пылесос, стиральная машина, плита и прочая бытовая техника

1) Печь микроволновая
4 82 527 11 52 4
2) Пылесос
4 82 521 11 52 4
3) Электрочайник
4 82 524 11 52 4

702

10

Счётчик банкнот, монет, детектор банкнот, сортировщик монет и прочее оборудование для проверки и счёта денег

Детекторы валют (кроме ультрафиолетовых)
4 82 895 11 52 4

582

11

Компьютер, системный блок, монитор, принтер, сканер, копир, МФУ, ПАК, источник бесперебойного питания (без аккумуляторных батарей), зарядное устройство, моноблок, уничтожитель документов, шредер, телевизор, плеер, DVD, информационная панель, проектор, сервер, ламинатор, ноутбук и прочая офисная техника

1) Компьютеры портативные (ноутбуки)
4 81 206 11 52 4
2) Системный блок компьютера
4 81 201 01 52 4
3) Компьютер-моноблок
4 81 207 11 52 4
4) Мониторы компьютерные жидкокристаллические
4 81 205 02 52 4
5) Принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ)
4 81 202 01 52 4
6) Тюнеры, модемы, серверы
4 81 332 11 52 4
7) Картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7%, отработанные
4 81 203 02 52 4
8) Уничтожитель бумаг (шредер)
4 82 823 71 52 4

975

12

Система видеонаблюдения, камера, система подсчёта посетителей, поворотное устройство, мини-колонна, монтажные, подвесные комплекты, модуль ввода, подключения, интерфейсные модули, узел доступа, пульт управления и прочее оборудование видеонаблюдения

Датчики и камеры автоматических систем охраны и видеонаблюдения
4 81 433 91 52 4

6

13

Термопринтер

Принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ)
4 81 202 01 52 4

75

14

Комплект модернизации системы продаж ТСОППД

Информационно-платежный терминал
4 81 209 11 52 4

3

15

Фискальный накопитель

Диски магнитные жесткие компьютерные
4 81 131 11 52 4

17952

16

Интернет-центр, маршрутизатор, роутер, модем, коммутатор, точка доступа, KVM переключатель, принтер-сервер, серверный и телекоммутационный шкаф, антенна, усилитель, телефон, факс, медиаконвертер, мультиплексор, трансивер, модуль SFP, коммутационный модуль, оптический контроллер, приемо-передатчик, инжектор, устройство передачи сигнала, удлинитель сигнала и прочее оборудование связи

1) Антенна, состоящая преимущественно из алюминиевых деталей
4 81 363 11 52 4

2) Коммутаторы, концентраторы сетевые
4 81 331 11 52 4
3) Тюнеры, модемы, серверы
4 81 332 11 52 4

1163

17

Банковская клавиатура, купюроприёмник, монетоприёмник, хоппер, кассета, устройство выдачи купюр, монет, устройство ввода, сенсорное стекло, экран и прочее терминальное оборудование

Информационно-платежный терминал
4 81 209 11 52 4

1080

18

Диспенсер карт, картридер, устройство чтения смарт-карт, клавиатура, компьютерная мышь, и прочие периферийные устройства

Клавиатура, манипулятор "мышь" с соединительными проводами
4 81 204 01 52 4

4

19

Блок питания, модуль питания, контроллер, блок, преобразователь напряжения, стабилизатор напряжения, источник питания, счётчик, радиовыключатель, автоматический выключатель, дифференциальный автомат, термостат, индуктивный щуп, тестер, микрометр, паяльная станция, модуль розеток, сетевой фильтр и прочее электрооборудование

Коммутаторы, маршрутизаторы сетевые
4 81 331 12 52 4

329

20

Видео карта, диск жесткий, накопитель, процессор, карта памяти и модуль памяти и прочие компьютерные комплектующие

Диски магнитные жесткие компьютерные
4 81 131 11 52 4
Модемы
4 81 323 11 52 4

47

21

Фонарь, лампа, светильник, прочее осветительное оборудование и приборы, информационный знак, указатель

Светильники со светодиодными элементами в сборе
4 82 427 11 52 4

18

22

Комплект систем компьютерных, телефонных, сетевых, силовых, связи и прочих видов проводов, шнуров и кабелей (с кабель-каналами, кабельными организаторами, разъёмами, клеммами, пач-кордами, переходниками, креплениями, люками, стяжками, кожухами, козырьками, полками, площадками, крышами, углами, зажимами, суппортами, заглушками, скобами, отводами, перегородками, накладками, кронштейнами)

Оборудование автоматических телефонных станций
4 81 335 11 52 4

3

23

Фотоаппарат, видеокамера, объектив и прочая фото и видеотехника

Оборудование автоматических телефонных станций
4 81 335 11 52 4

30

24

Часы, первичная и вторичная часовая станция

Часы настенные
4 81 581 11 52 4

15

25

Магнитола, алкотестер, бортовые, навигационные и связные устройства

Антенна, состоящая преимущественно из алюминиевых деталей
4 81 363 11 52 4

1

26

Микрофон, микрофонная система, динамик, звуковой прожектор, колонка, громкоговоритель, мегафон, диктофон, переговорное устройство и прочее звуковое оборудование

Оборудование автоматических телефонных станций
4 81 335 11 52 4

300

27

Смартфон, мобильный телефон, планшет, мобильное АРМ, устройство регистрации и прочие мобильные устройства

Оборудование автоматических телефонных станций
4 81 335 11 52 4

14

В своей жалобе Заявитель указывает на отсутствие в лицензии возможности утилизации отходов с кодом ФККО: 4 81 363 11 52 4 в связи с чем исполнение договора заключаемого по результатам Закупки не представляется возможным.

В соответствии с пунктом 12 статьи 30 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Также Заявитель указывает, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» в лицензии указываются виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности.

Соответственно, осуществление деятельности по обращению с отходами допускается только в отношении видов отходов, указанных в лицензии.

Из пункта 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, следует, что если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.

Изучив заявку Заявителя, Комиссия установила, что в составе заявки была представлена выписка из реестра лицензий от 26.19.2023 № «..». Согласно информации из Приложения к выписке из реестра лицензий от 26.09.2023 по (ФККО: 4 81 363 11 52 4) Заявитель может совершать сбор, транспортирование и обработку оборудования. При этом согласно выписке из реестра лицензий от 26.19.2023 № «..» Заявитель не в праве осуществлять утилизацию данных видов отходов.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что при рассмотрении вопроса о допуске заявки Заявителя Заказчик предполагал привлечение со стороны Заявителя третьих лиц к исполнению Договора в указанной части.

Вместе с тем доводы Заказчика Комиссия расценивает критически, поскольку из положений Закупочной документации и Технического задания следует, что требования о предоставлении лицензии применяется к участнику Закупки. При этом в заявке Заявителя отсутствует информация о привлекаемых соисполнителях.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заявитель не сможет осуществить услуги по утилизации оборудования в полном объеме.

Доказательств обратного Заказчиком не представлено.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что решение Заказчика в части признания заявки Заявителя соответствующей требованиям документации.

В связи с изложенным, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном допуске заявки Заявителя к участию в Закупке нарушают пункт 2 части 1, часть 6 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того относительно оспаривания положений документации Комиссия отмечает, что оспариваемые требования подлежали обжалованию в срок до окончания срока подачи заявок, а именно не позднее 27.03.2024 10:00.

При этом жалоба была подана Заявителем в антимонопольный орган 05.04.2024, то есть за пределами срока, установленного на подачу заявок.

В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации.

Согласно статье 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что обжалование Заявителем положений документации после принятия участия в самой процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем обжалование участником аукциона положений документации после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.

При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия отмечает, что оспаривание положений документации, которые, по мнению Заявителя, противоречат действующему законодательству Российской Федерации, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок.

Кроме того, Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности обжалования положений документации до истечения срока, отведенного на подачу заявок.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что у Заявителя отсутствуют правовые основания для оспаривания положений документации после истечения срока, отведенного на подачу заявок для принятия участия в процедуре.

Аналогичная правовая позиция изложена в решении Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2023 по делу А40-167076/23.

В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения дополнений к жалобе Заявителя по существу в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, Комиссией принято решение об оставлении жалобы в указанной части без рассмотрения.

Таким образом, у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения дополнений к жалобе Заявителя по существу в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «УТК-С» («..») на действия АО «Центральная ППК» («..») при проведении Закупки частично обоснованной, в остальной части оставить без рассмотрения.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны