Решение б/н б/а от 29 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9243/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
24.06.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «ФинЭкспертиза», АО «ОПК», АО АК «Деловой профиль»,

рассмотрев жалобы ООО «ФинЭкспертиза» (далее — Заявитель) на действия АО «ОПК» (далее — Заказчик) при проведении закрытого конкурса в электронной форме без квалифицированного отбора одноэтапный на право заключения договора на оказание услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с российскими положениями по бухгалтерскому учету (РПБУ) за 2022 год (реестровый № 220128000134, 220144800074, далее — Закупки),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно доводам жалоб, Заявитель не согласен с действиями Заказчика при проведении последним оценки заявки Заявителя.

Вместе с тем, вопрос принятия решения по существу, Заявитель оставил на усмотрение Комиссии.

Заказчик с доводами жалоб не согласился, представил письменные возражения и материалы.

В ходе рассмотрения жалоб Комиссия установила следующее.

Пунктом 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках установлено, что настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Комиссией установлено, что АО «ОПК» является организацией Государственной корпорации «Ростех», закупочная деятельность которой регулируется Единым положением о закупке Государственной корпорации «Ростех», утвержденным распоряжением Государственной корпорации «Ростех» от 24.07.2015 №111 (далее – Положение о закупке), а так же головной организацией холдинговой компании (интегрированной структуры) (ГО ХК (ИС)).

В соответствии с Положением о закупке, АО «ОПК» является заказчиком 2-го уровня.

Согласно пункту 4.3.1(5)(б) Положения о закупке АО «ОПК» осуществляет функции организатора закупки для заказчиков 3-го уровня, входящих в состав ХК (ИС), при закупках продукции, подлежащей закупке на централизованной (консолидированной) основе по перечню, утвержденному правовым актом соответствующей ГО ХК (ИС) (за исключением продукции, в отношении которой организаторами закупки согласно подп. 4.1.5(1) Положения выступают ИДО).

Согласно сведениям, представленным в письменных возражениях АО «ОПК», в уставном капитале заказчиков, в интересах которых проводятся оспариваемые закупки, отсутствует доля государственного участия, что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ в отношении заказчиков с организационно-правовой формой - Обществ с ограниченной ответственностью, в отношении акционерных обществ — соответствующими выписками из реестра акционеров.

21.04.2022 Заказчик на официальном сайте Автоматизированной системы торгов государственного оборонного заказа (https://www.astgoz.ru/) разместил извещения о проведении закупок с реестровыми номерами 220128000134 и 220144800074.

Вопрос о выборе аудитора для проведения обязательного аудита относится к компетенции высшего органа управления Общества (собрания акционеров/участников), что указано в пункте 10 части 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», пункте 10 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Таким образом, для акционерных обществ проведение аудита является обязательным в силу вышеприведенных норм.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;

3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах"), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;

4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;

б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности), договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Помимо этого, согласно части 1 статьи 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.

Заказчиком представлены финансовые документы в отношении Заказчиков, являющихся Обществами с ограниченной ответственностью, из представленных документов следует, что Российская Федерация не владеет акциями (долями) ООО «НТ» и ООО «РЭ-технологии», ООО «НТ» и ООО «РЭ-технологии» не являются государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, государственным (муниципальным) унитарным предприятием.

При этом, как следует из предоставленной Заказчиком бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении Заказчиков с организационно-правовой формой «Общество с ограниченной ответственностью», доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет менее 800 миллионов рублей, при этом сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, также составляет менее 400 миллионов рублей.

В рассматриваемом случае, исходя из представленных в материалы дела документов, Комиссия установила, что Российская Федерация не владеет акциями (долями) в уставном капитале Заказчиков, также Заказчики не являются государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, государственными (муниципальным) унитарными предприятием, требование части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности о заключении договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности по результатам проведения электронного конкурса в порядке, установленном Законом о контрактной системе, на Заказчиков не распространяется.

Комиссией установлено, что оспариваемые Закупки на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год организованы в целях реализации установленной законом обязанности по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», поскольку все организации заказчики имели обязанность по его проведению.

Следовательно, на закупки обязательного аудита для таких организаций не распространяются нормы Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

С учетом того, что закупки услуг по аудиту годовой бухгалтерии (финансовой) отчетности за 2022 год с каждым заказчиком централизованной (консолидированной) закупки (ООО «РЭ-технологии», АО «НПП «Салют-25», АО «ИМЦ Концерна «Вега», АО «НИИИТ», ООО «НТ» (закупка №220128000134); АО «Электросигнал», АО «ТЗ «Октябрь», АО «НИИССУ», АО «ВЦКБ «Полюс», АО «ТЗ «Ревтруд», АО «Алмаз», АО «НПЦ «Вигстар», АО «РРЗ-РусАудио», АО «НИИ «Рубин», АО «НПП «Рубин», АО «НИИ «Вектор», АО «ЧРЗ «Полет», АО «НИЦЭВТ», АО «КНИИТМУ», ПАО «КЭМЗ», АО «Завод «Энергия», АО «ДКБА», АО «Опытный завод «Интеграл», АО «МНИИС», АО «НПО «Импульс», АО «КРЭМЗ», АО «ПО «Электроприбор», АО «КЭМЗ», АО «ПНИЭИ», АО «НТЦ «Атлас», АО «Калугаприбор», АО «НИИ «Масштаб», АО «НПП «Сигнал», АО «ВНИИ «Вега», АО «БПО «Прогресс», АО «СИП РС», АО «МТУ «Альтаир» (закупка № 220144800074)), не регулируется нормами Федерального закона от 18 июля 2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видами юридических лиц» в силу прямого указания пункта 7 части 4 статьи 1 указанного закона.

Таким образом, в настоящем случае проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности участников коллективных Закупок не является обязательным в силу норм действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, с учетом того обстоятельства, что процедуры закупок, не регулируются нормами Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по рассмотрению жалобы по указанной закупке, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного и муниципального имущества.

В связи с изложенным, Комиссией принято решение об оставлении жалобы без рассмотрения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 18.1, пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Оставить жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок без рассмотрения.

2. Снять ограничения на размещение Закупок, наложенные письмами Московского УФАС России от 15.06.2022 № НП/31785/22, от 22.06.2022 № НП/33220/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны