Решение б/н Признать жалобу не обоснованной от 6 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-2692/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

06.03.2024 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение

процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

<...>

членов Комиссии:

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя АО «СО ЕЭС» <...>,

в отсутствие ООО «СОЮЗ ТЭК», извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени заседания письмом Московского УФАС России исх. от 28.02.2024 № ЕИ/7762/24,

рассмотрев жалобу ООО «СОЮЗ ТЭК» (далее — Заявитель) на действия АО «СО ЕЭС» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий АО «СО ЕЭС» и прилегающей к ним территории по адресу: г. Чита, ул. Краснознаменная, д. 33 (реестровый № 32413298154, далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи. Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке:

https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Заявителя.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, Заявителем оспаривается критерий оценки заявок по показателю «Количество квалифицированных специалистов Участника конкурса, из числа планируемых для привлечения к оказанию Услуг по Договору».

По мнению Заявителя, Заказчик установил необходимость наличия в штате Участника конкурса квалифицированных специалистов — уборщиков помещений, из числа планируемых для привлечения к оказанию Услуг по Договору, являющихся гражданами Российской Федерации, обладающих копиями сертификатов, свидетельств или удостоверений о прохождении обучения на специализированных семинарах, курсах по клинингу, и при этом не указал какие именно требуются сертификаты, свидетельства или курсы.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, из которых следует, что участники могут представить любые сертификаты, свидетельства или удостоверения, подтверждающие прохождение обучения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским

кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими

федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) (https://zakupki.gov.ru) 19.02.2024 была размещена информация о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора: 39 250 000,00 рублей.

Дата начала подачи заявок – 19.02.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 28.02.2024 (07:00).

Дата рассмотрения первых частей заявок – 04.03.2024.

Дата рассмотрения вторых частей заявок – 13.03.2024.

Дата подведения итогов – 13.03.2024.

В соответствии с подпунктом 3.2.1 пункта 3.2 Документации для определения лучших условий исполнения Договора Закупочная комиссия ОДУ Сибири оценивает и сопоставляет Конкурсные заявки по степени выгодности для Заказчика, исходя из следующих критериев:

№ п/п

Наименование критерия

Обозначение выставленного по критерию балла /суммы баллов

Значимость критерия

Обозначение значимости критерия

1.

Цена Договора

КЦ

60%

ВЦ

2.

Качество Услуг и квалификация Участника конкурса, в том числе:

ККУ

40%

ВКУ

2.1.

Опыт выполненных аналогичных договоров

k 2.1

40%

P2.1

2.2.

Количество квалифицированных специалистов Участника конкурса, из числа планируемых для привлечения к оказанию Услуг по Договору

k 2.2

20%

P2.2

2.3.

Наличие у Участника конкурса внутренней системы контроля качества оказываемых Услуг

k 2.3

20%

P2.3

2.4.

Деловая репутация

k 2.4

20%

P2.4

 

Согласно подпункту 3.2.1.2.2. пункта 3.2 Документации наличие в штате Участника конкурса квалифицированных специалистов - уборщиков помещений, из числа планируемых для привлечения к оказанию Услуг по Договору, являющихся гражданами Российской Федерации, обладающих копиями сертификатов, свидетельств или удостоверений о прохождении обучения на специализированных семинарах, курсах по клинингу.

По мнению Заявителя, Заказчиком не отражено в Документации, какие именно требуются сертификаты, свидетельства или курсы, что может порождать правовую неопределенность, что приводит к неоднозначному толкованию таких критериев участниками закупки и необъективной оценке своих возможностей при подачи заявки участника, а так же к субъективной оценке Заказчиком.

Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что оказываемые услуги должны соответствовать Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 51870-2014 «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Общие технические условия» (далее - ГОСТ Р 51870-2014) (п. 4.1.2.5 технического задания на оказание услуг).

Согласно пункту 6.1 ГОСТ Р 51870-2014 персонал, оказывающий услуги уборки, должен иметь профессиональное образование и/или профессиональную подготовку (переподготовку, дополнительное профессиональное образование) или опыт практической работы в соответствии с занимаемой должностью по ЕТКС, квалификационному справочнику или профессиональным стандартам. Персонал может получить профессиональное обучение и подготовку как в специализированных центрах, так и непосредственно в клининговых организациях.

 

Принимая во внимание, что ГОСТ Р 51870-2014 не ограничивает круг обучающих организаций и не предъявляет требований к документам, выдаваемым такими организациями, объективная возможность установить в закупочной документации конкретный перечень сертификатов, свидетельств или удостоверений отсутствует.

Таким образом, исходя из положений Документации, участники могут представить любые сертификаты, свидетельства или удостоверения, подтверждающие прохождение обучение, что вопреки мнению заявителя не ограничивает, а, наоборот, расширяет возможности для участия и победы в закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с

положением о закупке.

Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

При этом, согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В свою очередь Комиссия отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

Заявитель также не реализовал свое право на обращение с запросом о разъяснении положений Документации.

Заявитель на заседание Комиссии не явился, действительных доказательств, подтверждающих нарушение прав Заявителя указанными критериями, Заявителем

Комиссии не представлено.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СОЮЗ ТЭК» (ИНН: 5263117505; ОГРН: 1155263006062) на действия АО «СО ЕЭС» (ИНН: 7705454461; ОГРН: 1027700201352) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 28.02.2024 № ЕИ/7762/24.

Связанные организации

Связанные организации не указаны