Постановление №НП/49204/23 о назначении административного наказания по делу об админист... от 17 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении

№ 077/04/9.21-12957/2023

 

г. Москва

 

Резолютивная часть постановления оглашена «16» ноября 2023 года.

В полном объеме постановление изготовлено «17» ноября 2023 года.

 

Я, заместитель руководителя Московского УФАС России <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 077/04/9.21-12957/2023, возбужденного в отношении ООО «ГЭК» (дата регистрации в качестве юридического лица 10.10.2018, ИНН 7702444458, КПП 772801001, адрес: 117292, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Академический, ул. Кедрова, д. 4, к. 1, помещ. 1/П), в отсутствие представителя ООО «ГЭК», уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении надлежащим способом определением о назначении времени и места рассмотрения дела № 077/04/9.21-12957/2023 об административном правонарушении (исх. от 02.11.2023 № НП/46894/23),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Протоколом по делу об административном правонарушении от 31.10.2023 № 077/04/9.21-12597/2023 (исх. 02.11.2023 № 46708/23) зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Московским УФАС России на адрес места нахождения ООО «ГЭК» (117292, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Академический, ул. Кедрова, д. 4, к. 1, помещ. 1/П) было направлено Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 077/04/9.21-12957/2023 от 02.11.2023 № НП/46894/23 (далее — Определение), которым рассмотрение дела было назначено на 16.11.2023 на 16 часов 00 минут.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Почты России, статус доставки Определения (почтовое отправление 80084890463189) по состоянию на 16.11.2023 в 12 ч. 14 мин. зарегистрирован как «Вручение адресату».

В назначенное время и место представитель ООО «ГЭК» не явился и не подключился к сеансу видеоконференц-связи, ходатайства об отложении рассмотрения дела не направлял.

В соответствии с абзацем 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 (ред. от 23.12.2021) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом АО «Почта России» от 31.08.2005 № 343. Также согласно абзацу 3 пункта 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» надлежит иметь в виду, что не могут считаться неизвещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение.

Согласно части 4.1 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Таким образом, ввиду наличия сведений о надлежащем уведомлении представителя ООО «ГЭК» о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом Московского УФАС России принято решение о рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие представителя ООО «ГЭК».

Событие административного правонарушения и его квалификация: В Московское УФАС России поступило заявление <...> (далее — Заявитель) на действия (бездействие) ООО «ГЭК» (далее — сетевая организация), выразившиеся в нарушении установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила технологического присоединения), срока рассмотрения мотивированного отказа от 29.07.2023 № 1 <...> от заключения договора № ТП-20-НМ/НИК/2023 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома <...>, расположенного по адресу: <...> (далее — Объект), а также нарушения пункта 19 Правил технологического присоединения в части навязывания заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения.

Президиумом ФАС России были даны разъяснения № 7, утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15, которые определяют порядок применения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 КоАП РФ, а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно указанным разъяснениям при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ установлено, что Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, заявление <...> было квалифицировано как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

По результатам рассмотрения заявления должностным лицом Московского УФАС России установлено следующее.

В целях осуществления технологического присоединения Объекта Заявителем посредством личного кабинета была направлена заявка физического лица от 22.06.2023 на заключение договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью максимальной мощностью 5 кВт уровнем напряжения 0,4 кВ третьей категории надежности (далее — Заявка).

Таким образом, Заявитель относится к категории потребителей, предусмотренных пунктом 14 Правил технологического присоединения. ООО «ГЭК», рассмотрев Заявку, направило в адрес <...> оферту договора № ТП-20-НМ/НИК/2023 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее — Оферта 1) и технические условия № ТП-20-НМ/НИК/2023 (далее — ТУ 1).

Вместе с тем заявителем в адрес сетевой организации направлены мотивированные отказы от подписания проекта договора, в том числе мотивированный отказ от 29.07.2023 № 1.

Согласно материалам Заявления в рамках рассмотрения мотивированного отказа от 29.07.2023 № 1 в ответ Заявителю ООО «ГЭК» 15.08.2023 были направлены откорректированная оферта договора (далее — Оферта 2) и технические условия № ТП-20-НМ/НИК/2023 (далее — ТУ 2).

В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения в случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).

Таким образом, должностное лицо приходит к выводу, что ООО «ГЭК» нарушен пункт 15 Правил технологического присоединения в части несоблюдения установленного указанным пунктом срока рассмотрения мотивированного отказа от заключения договора технологического присоединения к электрическим сетям.

Вместе с тем согласно доводам Заявления пунктом 11.2 ТУ 2 на Заявителя необоснованно возложена обязанность по участию в совместной с ООО «ГЭК» проверке выполнения технических условий и подписанию акта осмотра, а пунктом 12.3 ТУ 2 ООО «ГЭК» выдвинуто условие о том, что фактическое присоединение энергопринимающих устройств будет произведено после осмотра (обследования) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом сетевой организации при участии Заявителя.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.

Согласно пункту 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома.

Таким образом, обязанность по участию Заявителя в совместной с ООО «ГЭК» проверке выполнения технических условий и подписанию акта осмотра, не предусмотрена Правилами технологического присоединения, в связи с чем условие о том, что фактическое присоединение энергопринимающих устройств будет произведено после осмотра (обследования) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом сетевой организации при участии Заявителя также противоречит Правилам технологического присоединения.

Согласно доводам Заявления пунктом 11.3 ТУ 2 на Заявителя возложена обязанность по согласованию контроля величины максимальной мощности в соответствии с подпунктом «в» пункта 25.1 Правил технологического присоединения с ООО «ГЭК», энергосбытовой и другими заинтересованными организациями, что, по мнению Заявителя, возлагает на него обязанность по урегулированию отношений с третьими лицами.

Абзацем «в» пункта 25(1) Правил технологического присоединения установлено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил технологического присоединения, должны быть указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности) и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

Вместе с тем вышеизложенные положения не предусматривают обязанности Заявителя по согласованию контроля величины максимальной мощности с ООО «ГЭК», энергосбытовой и другими заинтересованными организациями.

Согласно доводам Заявления пунктом 11.4 ТУ 2 на Заявителя возложена обязанность по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с подпунктами «г»-«е» пункта 18 Правил технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

г) выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в порядке, предусмотренном Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. № 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила технологического функционирования электроэнергетических систем) (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ);

д) проверку выполнения заявителем (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ) и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2017 № 542 «Об изменении и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации по вопросам составления документов о технологическом присоединении к электрическим сетям» подпункт «е» признан утратившим силу.

Учитывая, что Заявитель относится к категории потребителей, предусмотренных пунктом 14 Правил технологического присоединения, а также, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя планируется осуществлять на уровне напряжения 0,4 кВ, пункт 11.4 ТУ 2 противоречит Правилам технологического присоединения.

Кроме того, Заявитель указывает на несоответствие Правилам технологического присоединения установленного пунктом 4 Оферты 2 срока действия ТУ 2, равного 1 году.

Согласно пункту 24 Правил технологического присоединения срок действия технических условий не может составлять менее 2 лет и более 6 лет.

Таким образом, срок действия ТУ 2, установленный пунктом 4 Оферты 2, противоречит Правилам технологического присоединения.

Пунктом 19 Правил технологического присоединения сетевой организации запрещается навязывать заявителям услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами технологического присоединения.

Таким образом, действия ООО «ГЭК» по направлению Оферты 2 и ТУ 2, положения которых противоречат Правилам технологического присоединения, являются нарушением пункта 19 Правил технологического присоединения.

На основании изложенного в действиях ООО «ГЭК» установлен факт нарушения пункта 15 Правил технического присоединения в части несоблюдения установленного указанным пунктом срока рассмотрения мотивированного отказа Заявителя от заключения договора технологического присоединения к электрическим сетям, а также пункта 19 в части навязывания Заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, должностным лицом Московского УФАС России установлен факт нарушения ООО «ГЭК» части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения - город Москва.

Время совершения административного правонарушения - 15.08.2023, день размещения в личном кабинете Заявителя оферты договора об осуществлении технологического присоединения № ТП-20-НМ/НИК/2023 и технических условий № ТП-20-НМ/НИК/2023.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ООО «ГЭК» заключается в нарушении срока рассмотрения мотивированного отказа от заключения договора технологического присоединения к электрическим сетям, предусмотренного пунктом 15 Правил технологического присоединения, а также пункта 19 Правил технологического присоединения, выразившегося в навязывании обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения.

Таким образом, ответственность в соответствии частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение Правил технологического присоединения, выразившееся в нарушении срока рассмотрения мотивированного отказа от заключения договора технологического присоединения к электрическим сетям, предусмотренного пунктом 15 Правил технологического присоединения, а также пункта 19 Правил технологического присоединения, выразившегося в навязывании обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, несет юридическое лицо ООО «ГЭК».

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ООО «ГЭК», не установлено.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

На основании вышеизложенного, с учетом положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также с учетом части 1 статьи 9.21, необходимо применить штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 4.1 КоАП РФ, на основании части 1 статьи 9.21 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать ООО «ГЭК» (дата регистрации в качестве юридического лица 10.10.2018, ИНН 7702444458, КПП 772801001, адрес: 117292, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Академический, ул. Кедрова, д. 4, к. 1, помещ. 1/П) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам с указанием УИН, содержащегося в образце платежного поручения, приложенного к настоящему постановлению:

<...>

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Приложение: образец заполнения платежного поручения на 1 л. в 1 экз.

Связанные организации

Связанные организации не указаны