Решение б/н б/а от 30 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-7501/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров


25.05.2022                                                         г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<....>,

при участии посредством видеконференцсвязи представителей АО «СТК Развитие; ПАО «ВСК»,

рассмотрев жалобу АО «СТК Развитие» (далее - Заявитель) на действия ПАО «ВСК» (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку АРМ для нужд филиала «СУ по ЦФО «ППК «ВСК» (реестровый № 32211335107) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы, заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации. Также Заявитель указывает, что Заказчиком в нарушение Положения о закупке по результатам закупочной процедуры был заключен договор с единственным участником. По мнению Заявителя, признание закупки несостоявшейся и принятие решение о заключении договора с единственным участником процедуры, по сути, относится к не конкурентному способу закупки, а именно закупке у единственного поставщика и представляет собой обход закона. При этом ценовое предложение победителя значительно выше предложения Заявителя.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Комиссией установлено, что 21.04.2022 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку АРМ для нужд филиала «СУ по ЦФО «ППК «ВСК» (реестровый № 32211335107) (далее – запрос котировок, процедура).

Согласно протоколу рассмотрения заявок № 2372711/32211335107/1015-2 от 04.05.2022 Заявителю было отказано в допуске для дальнейшего участия на основании следующего:

В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 Части 2 Раздела 6 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – Извещение):

Несоответствие заявки требованиям, установленным Заказчиком по составу, а именно:

е) представление сведений, несоответствующих требованиям Извещения.

Пунктом 7 Раздела 3 Извещения определена Инструкция по заполнению заявки на участие в закупке (далее - Инструкция).

В Инструкции установлено в т.ч.: Предоставляемые участником закупки технические данные предлагаемого к поставке товара не должны содержать в себе слова «не менее», «не более», «от», «до», «не ниже», «не выше», «не хуже», участником закупки указывается единственное конкретное значение показателя, которое находится в диапазоне указанных значений, включая верхний и нижний предел диапазонов. В случае если значения показателя установлено со словами «или» «и\или», Заказчика удовлетворяет любое из указанных значений, участнику закупки необходимо выбрать единственное конкретное значение. Значения показателей «Время реакции (отклика) не более 4 мс», установленные в разделе 11 «Техническое задание» являются исключениями, не подлежат изменению.

В Спецификации товара (Приложение № 2 заявки участника) в заявке участника закупки представлены сведения в т.ч.:

 

п/п

Наименование товара

Товарный знак

Технические данные (описание товара, основные характеристики)

2

Монитор

ViewSonic

Время реакции (отклика) 4 мс.

 

Таким образом, в заявке участника закупки представлены сведения, несоответствующие требованиям Извещения.

Так, Разделом 3 Закупочной документации установлены требования к оформлению заявки на участие в закупке:

Заявка на участие в закупке должна быть подготовлена в соответствии с Формой № 1, приведенной в Разделе 13 Извещения с обязательным представлением всех запрашиваемых в указанной форме сведений и документов, если иное прямо не указано в Извещении. В целях заполнения необходимых форм документов участник закупки должен ознакомиться с Инструкцией по заполнению заявки на участие в закупке, установленной настоящим разделом.

 В случае, если к документам, предоставляемым в составе заявки, предъявляются требования к оформлению, то такие требования в обязательном порядке должны быть соблюдены.

 Сведения, которые содержатся в заявке на участие в закупке, не должны допускать двусмысленных толкований.

 Все документы заявки должны иметь четкий читаемый текст.

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в закупке:

Форма № 3 «Спецификация» является обязательной к заполнению. Сведения, предоставляемые участником закупки в указанной форме, в случае заключения с ним договора, будут включены в договор. Участником закупки представляется информация о предлагаемой к поставке продукции с учетом требований, установленных в Техническом задании.

Участником закупки предоставляются сведения о товаре без использования слов «или эквивалент», «или товар с эквивалентными характеристиками», (участником предлагается товар с указанной в спецификации торговой маркой (моделью), либо товар с иной торговой маркой (моделью), соответствующей критериям эквивалентности). Критерии эквивалентности установлены в Техническом задании.

В случае, если участником закупки предлагается товар, соответствующий Техническому заданию без предоставления эквивалента, заполнению подлежат столбцы:

«Наименование товара»;

«Товарный знак (торговая марка)»

«Ед. изм.»;

«Кол-во»;

«Страна происхождения продукции»;

«Цена за единицу, руб.»;

«Сумма, руб.».

В случаях, если участником закупки предлагается товар с эквивалентными характеристиками, или если в техническом задании отсутствует указание на товарный знак (торговую марку), заполнению подлежат все столбцы с учётом положений настоящей инструкции.

Столбец «Наименование товара» должен содержать в себе наименование предлагаемого к поставке товара без слов «или эквивалент», «или товар с эквивалентными характеристиками», (участником предлагается товар с указанной в спецификации торговой маркой (моделью), либо товар с иной торговой маркой (моделью), соответствующей критериям эквивалентности). Критерии эквивалентности установлены в Техническом задании.

Столбец «Страна происхождения продукции» рекомендуется заполнять с учётом Общероссийского классификатора стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001, введенный Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 14 декабря 2001 г. № 529-ст.

Столбец «Товарный знак (торговая марка)» заполняется участником закупки в случае, если в Техническом задании установлены требования к марке товара.

Столбец «Технические данные (описание товара, основные характеристики)» заполняется участником закупки в соответствии со столбцом «Технические данные (описание товара, основные характеристики)» таблицы, указанной в части 2.1. раздела 2 Технического задания. Значения показателей товаров, единиц измерения указанных показателей, установленных в столбце «Технические данные (описание товара, основные характеристики)» таблицы, указанной в части 2.1. раздела 2 Технического задания не подлежат изменению, за исключением случаев, указанных в настоящей инструкции. Предоставляемые участником закупки технические данные предлагаемого к поставке товара не должны содержать в себе слова «не менее», «не более», «от», «до», «не ниже», «не выше», «не хуже», участником закупки указывается единственное конкретное значение показателя, которое находится в диапазоне указанных значений, включая верхний и нижний предел диапазонов. В случае если значения показателя установлено со словами «или» «и\или», Заказчика удовлетворяет любое из указанных значений, участнику закупки необходимо выбрать единственное конкретное значение. Значения показателей «Время реакции (отклика) не более 4 мс», установленные в разделе 11 «Техническое задание» являются исключениями, не подлежат изменению.

Так, Приложением № 1.1 к Техническому заданию установлены следующие технические характеристики товара по позиции 2 «Монитор»:

Размер экрана (диагональ) не менее 23.6 дюймов. Разрешение экрана не менее 1920x1080 (Full HD). Время реакции (отклика) не более 4 мс. Частота обновления картинки не менее 60 Гц. Яркость не ниже 250 кд/м2. Статическая контрастность не ниже 1000:1 Углы обзора по горизонтали/вертикали не менее 178°/178°. Наличие разъемов – не менее двух (VGA, HDMI). Потребление электропитания не более 40Вт.

Комиссией уставлено, что Заявителем в составе заявки было представлено техническое предложение по форме 3, в соответствии с которым по позиции 2 был предложен Монитор марки «ViewSonic» со следующими техническими характеристиками:

Размер экрана (диагональ) 23.6 дюймов.

Разрешение экрана 1920x1080 (Full HD).

Время реакции (отклика) 4 мс.

Частота обновления картинки 60 Гц.

Яркость 250 кд/м2.

Статическая контрастность 1000:1

Углы обзора по горизонтали/вертикали 178°/178°.

Наличие разъемов – двух (VGA, HDMI).

Потребление электропитания 40Вт.

Таким образом, Заявителем по параметру «Время реакции» было представлено значение, которое не соответствует требованиям Инструкции по заполнению заявки, согласно которой значение показателя «Время реакции (отклика) не более 4 мс» не изменено.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о том, что заявка Заявителя не соответствовала требованиями Закупочной документации, а равно у Заказчика имелись основания для отклонения заявки.

В свою очередь, Заявитель на момент подачи заявки положения Закупочной документации не оспаривал, с запрос разъяснений в адрес Заказчика не обращался, тем самым согласился с установленными требованиями.

При этом доказательств наличия ограничений конкуренции с учетом вышеизложенных требований Закупочной документации Заявителем не представлено.

На основании изложенного, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

В связи с чем, довод Заявителя о неправомерном отклонении заявки признается Комиссией необоснованным.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Также Заявитель указывает, что признание закупки несостоявшейся и принятие решение о заключении договора с единственным участником процедуры, по сути, относится к неконкурентному способу закупки – закупке у единственного поставщика – и представляет собой обход закона.

Данный довод оценивается Комиссией критически на основании следующего.

Согласно протоколу рассмотрения заявок № 2372711/32211335107/1015-2 от 04.05.2022 из 16 поданных заявок, только одна заявка была признана соответствующей требованиям.

В соответствии с частью 28 статьи 59 и пунктом 2 части 7 статьи 46 Положения о закупке товаров, работ, услуг публично-правовой компании «Военно-строительная компания» признать процедуру закупки несостоявшейся и заключить договор с единственным участником процедуры закупки ОБЩЕСТВОМ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ВЕЛЕС» ИНН: 7716889094, КПП: 771601001, с ценой договора 4 956 305 (четыре миллиона девятьсот пятьдесят шесть тысяч триста пять) рублей 00 копеек, в том числе НДС (20%).

На основании части 2 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

Так, согласно части 1 статьи 43 Положения о закупке под запросом котировок понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 46 Положения о закупке в случае если до дня окончания срока подачи заявок поступила только 1 (одна) котировочная заявка, или по результатам рассмотрения заявок принято решение о допуске к участию в запросе котировок только одной заявки, либо не подано ни одной заявки, закупочная процедура признается несостоявшейся. При этом в случае, если единственная заявка соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок, закупочной комиссией может быть принято решение признать процедуру несостоявшейся и заключить договор с единственным участником процедуры закупки.

Таким образом, учитывая, что до участия в закупке была допущена одна заявка, ценовые предложения отклоненных участников не рассматривались, Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупке было принято решение о признании процедуры несостоявшейся и о заключении договора с единственным участником.

В связи с чем, довод Заявителя о том, что заключение договора с единственным участником относится к не конкурентной процедуре не находит своего подтверждения и признается Комиссией необоснованным.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО «СТК Развитие» (ИНН: 7729518805; ОГРН: 1057746344380) на действия ПАО «ВСК» (ИНН: 9704016606; ОГРН: 1207700151427) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенное письмом Московского УФАС России от 18.05.2022 № НП/26404/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны