Решение б/н б/а от 15 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-3635/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
14.03.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Каскад», ОАО «РЖД»,

рассмотрев жалобу ООО «ВИРАПРОМ» (далее — Заявитель) на действия МГУУ Правительства Москвы (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на адаптация помещений в здании МГУУ Правительства Москвы, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Сретенка д. 28, для маломобильных групп населения (реестровый №32211163833, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в установлении в локальном сметном расчете (локальной смете) требований по монтажу оборудования и использованию материалов определенных производителей, что приводит к ограничению конкуренции.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Комиссией установлено, что Заказчиком 24.02.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении Закупки.

Согласно пункту 1.1. Технического задания, объект закупки: адаптация помещений в здании МГУУ Правительства Москвы, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Сретенка д. 28, для маломобильных групп населения.

Пунктом 2.2 Технического задания установлено, что Техническое задание определяет требования к комплексу работ по обустройству помещений зданий образовательных организаций для маломобильных групп населения в соответствии с проектно-сметной документацией согласно Приложению 3 «Проектно-сметная документация» к Техническому заданию.

Комиссия установила, что согласно Приложению 3 «Проектно-сметная документация» к Техническому заданию, Заказчиком установлены требования при выполнении работ, предусмотренных Техническим заданием, по монтажу следующего оборудования и использовании следующих материалов:

- Рамка Nelson, матовая (для крепления мнемосхем, информационных и тактильных табличек), 470х610мм;

- Укладка тактильных плиток (указателей) поливинилхлоридных размером 300х300х4 мм на клее (монтаж тактильного индикатора арт. 10209-AL-D35x20 прим.);

- Клей акриловый универсальный высокопрочный для приклеивания напольных и тяжелых типов настенных покрытий "Полином-101";

- Клей двухкомпонентный FIXVERT-S расход 2 гр/1шт.;

- Клей двухкомпонентный FIXVERT-S расход 140 гр/1 м.

- Укладка тактильных плиток (указателей) поливинилхлоридных размером 300х300х4 мм на клее (монтаж тактильного индикатора арт. 10877-AL-D34x4-Y прим.)

- Клей акриловый универсальный высокопрочный для приклеивания напольных и тяжелых типов настенных покрытий "Полином-101"

- Клей двухкомпонентный FIXVERT-S расход 2 гр/1шт.

- Укладка тактильных плиток (указателей) поливинилхлоридных размером 300х300х4 мм на клее (монтаж тактильного индикатора арт. 10877-AL-D34x4-Y прим.)

- Грязезащитное покрытие "ТифлоПол 10 " с тактильными индикаторами размерами 1410х820 мм

- Укладка тактильных плиток (указателей) поливинилхлоридных размером 300х300х4 мм на клее (монтаж тактильного индикатора арт. 10877-AL-D34x4-Y прим.)

- Клей акриловый универсальный высокопрочный для приклеивания напольных и тяжелых типов настенных покрытий "Полином-101"

- Клей двухкомпонентный FIXVERT-S расход 2 гр/1шт.

- Трафарет для установки индикаторов через приклеивание, линейное расположение. 638 x 638 x 3мм Арт.:10087-3-2

- Трафарет для установки индикаторов через приклеивание, линейное расположение. 638 x 638 x 3мм Арт.: 10087-19

- Трафарет для установки индикаторов через приклеивание, шахматное расположение. 500 x 500 x 3мм Арт.:10087-3

- Трафарет для установки индикаторов 290х34 по средствам приклеивания. 550х850x4мм. (указатель -"Поле получения услуги") Арт.:10087-34

- Трафарет для установки индикаторов через приклеивание, Р34х290 Арт. 10087-35

- Антивандальная кнопка вызова персонала с вибрацией СТЗ порошковая покраска 185х96х29 мм Арт.: 10698-1

- Стойка крепления для антивандальной кнопки вызова Арт.: 80041

- Приемник сигналов системы вызова помощи ТИФЛОВЫЗОВ Арт.: 10274

- Индукционная стационарная система VERT-135

- Индукционная портативная система VERT-1а мини

- Опорный пристенный поручень по типу арт. 80031 инд

- Адаптивная система "Занято-свободно" арт. 50218.

Таким образом, Заказчиком в закупочной документации указаны наименования моделей конкретных товаров определенного производителя («ТИФЛОВЫЗОВ», VERT и т. д.), а также конкретные артикулы (обозначения марки, разновидности товара или его кода, используемого для организации учёта товаров у конкретного поставщика).

Пунктом 6.1. Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что в целях закупки Заказчиком было сформировано Типовое техническое задание (ТТЗ) с использованием функционала ЕАИСТ г. Москвы, в котором не содержится информация о применении слов «или эквивалент» в случае наличия по тексту наименования товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований и т. п., а также не предусмотрена возможность включения слов «или эквивалент» в редактируемую часть ТТЗ.

При этом Заказчик указал, что участник закупки имеет право при осуществлении работ использовать товар с улучшенными техническими характеристиками.

Комиссия установила, что согласно пункту 12.1 закупочной документации, допускается приемка товаров, работ, услуг, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в документации о закупке.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что определение улучшенных характеристик товара полностью зависит от усмотрения Заказчика.

Так, в Приложении 3 «Проектно-сметная документация» к Техническому заданию не содержится никаких указаний на функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики оборудования, подлежащего использованию при выполнении работ.

Таким образом, у участников Закупки фактически отсутствует возможность использования оборудования с улучшенными характеристиками и отличного от моделей оборудования указанных Заказчиком производителей.

На заседании Комиссии Заявитель также пояснил, что по ряду позиций, указанных в Приложении 3 «Проектно-сметная документация» к Техническому заданию существуют аналогичные, но не улучшенные по характеристикам товары других производителей, однако, ввиду указания Заказчиком артикулов оборудования конкретных производителей, у участников закупки отсутствует возможность использования при осуществлении работ оборудования с аналогичными характеристиками.

Комиссией установлено, что в Приложении 3 «Проектно-сметная документация» к Техническому заданию Заказчиком указаны не конкретные технические характеристики необходимого для выполнения работ оборудования, а указаны артикулы оборудования и конкретные производители.

Указав конкретные модели монтируемого оборудования (в том числе с указанием их артикулов у конкретного поставщика) Заказчик таким образом нарушил принцип добросовестной конкуренции, ограничив возможность участника закупки приобретать товар у другого поставщика (производителя).

Тем самым Заказчик фактически принуждает участника закупки приобретать продукцию только определенного производителя, который может на свое усмотрение ограничить реализацию указанного товара либо реализовывать его только определенным лицам.

Комиссия отмечает, что подобные действия ведут к невозможности ценовой конкуренции при организации и проведении закупки и сокращению числа потенциальных участников закупки.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным пунктом 2 части 1 статьи 3, частью 6.1. статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ВИРАПРОМ» (ИНН 7106015779, ОГРН 1157154001839) на действия МГУУ Правительства Москвы (ИНН 7729026306, ОГРН 1027700362634) при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны