Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-16836/2023 о нарушении процедуры... от 13 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-16836/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
08.12.2023                                                                                                 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<............>,

членов Комиссии:

<............>,

<............>,

 

рассмотрев жалобу ООО «Ремстрой» (далее — Заявитель) на действия ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту объектов ФГБОУ во «РГУ им. А.Н. Косыгина» (реестровый № 32312958524) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу в назначенное время, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Заявителя.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Настоящее заседание Комиссии было проведено в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при этом в части доводов о возможном нарушении статьи 17 Закона о защите конкуренции данная жалоба принята в работу в рамках статьи 44 Закона о защите конкуренции и ответ будет дан дополнительно.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы Заявитель указывает на следующие нарушения Заказчика, допущенные при формировании Закупочной документации:

В Закупочной документации по позициям «Видеокамера», «Щит тип 1», «Металлодетектор», «Турникет», «Водонагреватель тип 1» неправомерно установлены требования к составу заявок участников о предоставлении конкретных показателей товаров, соответствующих значениям, установленным в настоящей документации.

Заявитель ссылается на то, что большая часть товаров, к которым Заказчиком установлены конкретные характеристики будет задействована при выполнении работ.

Так, например, товар по позиции «Видеокамера» включен в сметный расчет, соответственно, данный товар не только передается Заказчику, но и а монтируется в действующую систему с присоединением инженерных коммуникаций и должен функционировать как смонтированный элемент работающей системы вместе с иными коммуникациями и конструкциями здания. Соответственно, данный товар в том виде, в каком он должен использоваться, передается Заказчику по результатам текущего ремонта.

В таком случае, по мнению Заявителя, достаточно в составе заявки представить согласие на выполнение работ в соответствии с требованиями Закупочной документации.

Также Заявитель указывает, что установленная Закупочной документацией инструкция по заполнению предложения о технических характеристиках содержит условия и правила чтения знаков в требованиях к товарам, ошибочное несоблюдение которых при заполнении заявки влечет отклонение такой заявки.

В подтверждение своих доводов Заявитель ссылается на решения Комиссии Московского УФАС России по делу 077/07/00-3526/2022 от 17.03.2022, № 077/07/00-1917/2022 от 16.02.2022.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения, утвержденным

При проведении закупки Заказчик руководствовался Положением о закупке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», утвержденным Заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации 25.04.2022 (далее – Положение о закупке).

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 1 части 6.1. статьи 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Комиссией установлено, что 14.11.2023 Заказчик на сайте электронной торговой площадки АО «Сбербанк-АСТ», а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту объектов ФГБОУ во «РГУ им. А.Н. Косыгина» (реестровый № 32312958524) (далее – конкурс, процедура).

Начальная (максимальная) цена договора: 49 549 712,83 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 14.11.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 30.11.2023 в 09:00.

Дата подведения итогов: 04.12.2023.

Относительно довода Заявителя о неправомерном установлении требования о представлении в составе заявки конкретных характеристик товара по позициям «Видеокамера», «Щит тип 1», «Металлодетектор», «Турникет», «Водонагреватель тип 1» при условии, что предметом Закупки является выполнение услуг Комиссией установлено следующее.

В силу пункта 10 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.

В соответствии с пунктом 6.3 Закупочной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

При осуществлении закупки товара:

1) согласие Участника закупки на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения закупки (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки, а именно конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в настоящей документации, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в настоящей документации указания на товарный знак или в случае, если Участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в настоящей документации.

3) наименование страны происхождения товара (для получения преференций в соответствии с постановлением Правительства РФ № 925 от 16.09.2016, при этом отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке, такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров);

При осуществлении закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых поставляется товар:

1) согласие Участника закупки на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения закупки (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) наименование страны происхождения товара (для получения преференций в соответствии с постановлением Правительства РФ №925 от 16.09.2016, при этом отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке, такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров);

3) предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки, а именно конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в настоящей документации, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в настоящей документации указания на товарный знак или в случае, если Участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в настоящей документации.

Приложением № 3 к разделу 1 «Информационная карта документации» предусмотрена рекомендуемая форма для заполнения Участниками «Сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках товара, эксплуатационных характеристиках товара (при необходимости), размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией» (применяется при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).

В соответствии с требованиями формы сведения в заявке на участие в закупке предоставляются Участником закупки в соответствии с данными, которые указаны в разделе 2 «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ».

Приложением № 2 к Техническому заданию установлены следующие сведения о качестве, технических характеристиках поставляемого товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) поставляемого товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме (далее – Сведения о товаре) по позициям «Видеокамера», «Щит тип 1», «Металлодетектор», «Турникет», «Водонагреватель тип 1»:

 

Наименование товара

Технические характеристики

Видеокамера

Тип видеокамеры: IP. Цвет изображения: цветной. Тип конструкции: купольная; цилиндрическая. Фокусное расстояние фиксированного объектива: 2.8 мм; не применяется. Тип матрицы: Progressive Scan CMOS. Размер матрицы: [1/2"]; [1/2.8"]; [1/3"]. Разрешение купольной видеокамеры: [2688 х 1520]; не применяется. Максимальный угол обзора: >100 градус. Максимальное разрешение видеозаписи цилиндрической видеокамеры: 1080p; не применяется. Скорость передачи видео: 25 кадр/с. Дистанция ночной съемки: не менее 40 м. Тип объектива: фиксированный; вариофакальный. Минимальный угол обзора: более 15 градус. Степень защиты: IP67. Разрешение цилиндрической видеокамеры: [1920 х 1080]; не применяется. Порт: [RJ-45]. Тип разъема RJ-45: Ethernet. Напряжение питания: 12 В. Детектор движения: встроенный. Тип карт памяти: microSD. Максимальный объем карт памяти: 256 ГБ. Вес видеокамеры: менее 2 кг. Потребляемая мощность: менее 15 Вт. Фокусное расстояние вариофокального объектива: 2.9 - 11 мм; не применяется. Технология цифрового шумоподавления: 3D DNR. Материал видеокамеры: металл, пластик. Рабочая температура: минус 25 – плюс 55 градус Цельсия. Максимальное разрешение видеозаписи купольной видеокамеры: 1520р; не применяется.

Щит тип 1

Материал щита: сталь. Исполнение щита: с монтажной панелью. Количество замков: более 1 шт. Степень защиты: IP65; IP66. Высота: 1000 мм. Ширина: 800 мм. Глубина: 300 мм. Способ монтажа: навесной. Количество дверей: не менее 1 шт. Механизм запирания двери: замок. Исполнение монтажной платы: с регулировкой по глубине. Покрытие щита: порошковая краска. Степень ударопрочности: IK10; IK09. Внутреннее покрытие щита: вспененный полиуретан. Допустимое место установки: на стену, в стену. Исполнение двери щита: закаленное стекло.

Металлодетектор

Количество зон обнаружения: не менее 5. Вид металлодетектора: моноблочный. Количество уровней регулировки чувствительности: >99. Селективность: магнитные и не магнитные металлы. Степень локализации объекта: точная. Память для сохранения установок: энергонезависимая. Виды счетчиков: счетчик проходов, счетчик срабатывания сигнала тревоги. Виды оповещения сигнала тревоги: световое, звуковое. Подсветка в антенной панели: светодиодная. Расположение светодиодов цельного блока: с двух сторон; не применяется. Ширина прохода с одной стороны: не менее 700 мм. Дополнительные опции сборно-разборной конструкции: опция сухие контакты, повышенная помехозащищенность; не применяется. Детектирование: двустороннее или одностороннее. Регулировка чувствительности каждой зоны: независимая. Количество мелодий сигнала тревоги: >1. Пропускная способность: более 59 чел/мин. Диапазон рабочих температур: минус 1 - плюс 40 градус Цельсия. Потребляемая мощность: ≤35 Вт. Электрическое напряжение: 120 - 230 В. Частота: не менее 50 Гц. Высота: не менее 2000 менее 2300 мм. Ширина: не более 600 не менее 400 мм. Глубина: менее 300 не менее 115 мм. Вес: не более 55 кг. Исполнение: сборно-разборное; цельное. Минимальное расстояние между моделями с повышенной помехозащищенностью: 1000 мм; не применяется.

Турникет

Тип турникета: трипод. Исполнение турникета: однопроходное; двухпроходное. Материал корпуса турникета: нержавеющая сталь. Привод турникет: электромоторный или электромеханический. Размещение турникета: напольное. Преграждающие планки: антипаника. Тип антипаники: автоматическая. Тип считывателей: без встроенных считывателей; бесконтактные. Класс устойчивости: 2; 3; 4; 5. Пропускная способность: более 10 чел/мин. Напряжение питания электромеханического турникета: 220; 240 В; не применяется. Потребляемая мощность: ≤150 Вт. Потребляемый ток электромоторного турникета: не более 6 А или не применяется. Ширина прохода: не менее 500 мм. Вес турникета: не более 60 кг. Высота турникета: не более 1200 не менее 740 мм. Ширина турникета: не более 1350 не менее 800 мм. Длина турникета: более 950 менее 1100 мм. Вид турникета в зависимости от показателей надежности: повышенная надежности или высокая надежности. Источник питания тумбового турникета: встроенный или не применяется. Исполнение бесконтактного считывателя: с картами доступа; не применяется. Рабочая температура: минус 20 – плюс 50 градус Цельсия. Степень защиты однопроходного турникета: IP54 или не применяется. Цвет турникета: металл. Средняя наработка на отказ: более 200000 цикл.

Формат турникета с бесконтактным считывателем: тумбовый; не применяется. Напряжение питания электромоторного турникета: 24 В или не применяется. Класс пропускной способности: IV или III.

Водонагреватель тип 1

Объем бака водонагревателя: 50 л. Вид водонагревателя: электрический. Нагревательный элемент: трубчатый электронагреватель. Максимальная температура нагрева: ≥60 ≤75 градус Цельсия. Установка водонагревателя с баком из эмалированной стали: вертикальная; не применяется. Регулятор температуры: внешний. Исполнение водонагревателя с баком из биостеклофарфора: наличие устройства защитного отключения; не применяется. Расположение регулятора температуры: на корпусе водонагревателя. Допустимое рабочее давление водонагревателя с баком из стали: 6; 8 бар; не применяется. Установка водонагревателя с баком из биостеклофарфора: горизонтальная или не применяется. Тепловые потери при максимальной температуре: не более 1.2 кВт·ч/24 ч. Степень защиты от проникновения воды: от сплошного обрызгивания. Тип управления водонагревателем: механический. Материал бака: сталь; биостеклофарфор. Высота водонагревателя: более 450 менее 1000 мм. Ширина водонагревателя: менее 900 более 330 мм. Глубина водонагревателя: более 250 не более 350 мм. Форма водонагревателя с баком из стали: прямоугольная; цилиндрическая; не применяется. Мощность водонагревателя: 1.5; 2 кВт. Подводка воды к водонагревателю: нижняя, боковая; нижняя. Защитный механизм: предохранительный клапан, термостат. Время нагрева до максимальной температуры: не более 150 мин. Форма водонагревателя с баком из биостеклофарфора: прямоугольная; не применяется. Установка водонагревателя с баком из нержавеющей стали: вертикальная, горизонтальная; не применяется. Рабочее давление водонагревателя с баком из биостеклофарфора: 0.7 МПа; не применяется. Способ крепления: настенный. Материал исполнения бака водонагревателя из стали: нержавеющая сталь; эмалированная сталь; не применяется. Тип трубчатого электронагревателя цилиндрического водонагревателя: мокрый или не применяется. Резьба для подключения воды: 1/2 дюйма.

 

В соответствии с пунктом 4.2 Технического задания полный перечень выполняемых работ (объем товаров) приведен в Локальной смете (Приложение № 1 к настоящему Техническому заданию).

Комиссией установлено, что товар по оспариваемым Заявителем позициям «Видеокамера», «Щит тип 1», «Металлодетектор», «Турникет», «Водонагреватель тип 1» включен в сметный расчет, о чем Заявитель указывает в своей жалобе.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что закупаемый товар будет использован при выполнении работ. Также Заказчик отметил, что предоставление в составе заявки согласия на выполнение работ позволит недобросовестным участникам поставить товар, худший по качеству и не соответствующий потребностям Заказчика.

Пунктом 5.2 Раздела 2 «Техническая часть документации» (далее — Техническое задание) установлены следующее требования по выполнению сопутствующих работ, обеспечению необходимыми для выполнения работ товарами, в т.ч. оборудованием:

п. 5.2.1 Подрядчик при производстве работ несет обязанность по обеспечению товарами, изделиями, конструкциями и оборудованием, соответствующих требованиям Приложения № 1, 2 к настоящему Техническому заданию. Требования к качеству, техническим характеристикам поставляемого товара, его безопасности, функциональным характеристиках (потребительским свойствам) установлены в Приложении № 2 к настоящему ТЗ. Качество товаров, оборудования и их технические характеристики должны соответствовать заявленным Подрядчиком при подаче заявки на аукцион в электронной форме. При выполнении работ необходимо сохранить целостность и работоспособность слаботочных систем. Товары, оборудование должны соответствовать ГОСТам и ТУ, быть обеспеченными техническими паспортами, сертификатами и документами, удостоверяющими их качество. Поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства).

п. 5.2.5 В отношении поставляемого товара (в том числе оборудования), требования к которому установлены в Приложении № 2 к настоящему ТЗ, Подрядчик передает Заказчику сопроводительные товарные накладные или акты приема-передачи, необходимые Заказчику для принятия к бухгалтерскому учету.

Кроме того, пунктом 3.6.1 Проекта договора приемка Работ осуществляется представителем Заказчика в присутствии представителя Подрядчика, в соответствии с наименованием, объёмом и иными характеристиками выполняемых Работ, указанными в Техническом задании (Приложение №1 к настоящему Договору), а также в соответствии с другими условиями настоящего Договора.

В отношении поставляемого товара (в том числе оборудования) Подрядчик передает Заказчику сопроводительные товарные накладные или акты приема-передачи, необходимые Заказчику для принятия к бухгалтерскому учету.

Пунктом 3 Технического задания установлено, что стоимость выполняемых Работ включает все расходы, связанные с выполнением ремонтно-строительных работ в соответствии с Договором, в том числе расходы Подрядчика на приобретение и перевозку к месту выполнения работ всех необходимых материалов, оборудования, их приемку, разгрузку, складирование и сохранность, вывоз мусора, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, Комиссия отмечает, что положения проекта Договора и положения Технического задания, являющегося его неотъемлемой частью, позволяют сделать вывод о том что, что в Приложении № 2 к Техническому заданию Заказчик устанавливает требования к товарам, которые будут использовать при выполнении работ и будут переданы Заказчику по акту приемки-передачи или накладной.

Комиссия также обращает внимание на то, что технические характеристики установленные к поставляемому товару содержат диапазонные значения, что позволяет участнику предложить свои значения в пределах диапазонных значений.

Вместе с тем согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 25.06.2020 г. № ИА/53616/20, Заказчик не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:

1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

В данном случае, необходимый Заказчику к поставке товар передается Заказчику по товарной накладной или акту передачи для принятия к бухгалтерскому учету Заказчика.

Соответственно, товары, требования к которым установлены в Приложении № 2 к Техническому заданию по оспариваемым Заявителя позициям, не являются строительными и расходными материалами, используемыми при выполнении работ, а являются именно поставляемыми товарами, которые передаются по товарной накладной или акту передачи и принимаются к бухгалтерскому учету Заказчика.

Кроме того, Комиссией установлено, что на участие в Закупке подано 3 заявки, что также подтверждает отсутствие каких-либо ограничений с учетом требований Закупочной документации.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком в документации требования не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

В свою очередь, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств ограничения конкуренции, а также невозможности подачи заявки с учетом вышеизложенных требований Закупочной документации, не представил.

В связи с чем доводы Заявителя в указанной части не находят своего подтверждения.

Относительно довода Заявителя о несогласии с требованиями инструкции по заполнению предложения о технических характеристиках товара Комиссия отмечает следующее.

Так, Приложением № 2 Приложение № 2 к разделу 1 «Информационная карта документации» установлена инструкция по заполнению предложения о технических характеристиках в соответствии с требованиями Заказчика к характеристикам объекта закупки (применяется для поставляемого товара, указанного в Приложении №2 к Техническому заданию) (далее — Инструкция).

В соответствии с Инструкцией характеристики предлагаемого участником закупки поставляемого товара, соответствующие показателям, установленным в Приложении № 2 к ТЗ, должны быть предоставляться с учетом следующих правил:

Предложение в отношении поставляемых товаров предоставляется в виде конкретных технических и качественных характеристик. При этом следует руководствоваться следующими правилами:

Символ «двоеточие» используется для разделения «Требуемого параметра» от «Требуемого значение», в установленных «Технических характеристиках» товара.

Символ «запятая», слово «и» означает, что участнику нужно предоставить все указанные значения или диапазоны значений, указанных через данный(-ое) символ (слово).

Знак «≥», значения «не менее», «не ниже» означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный(-ые) показатель(-и), более указанного значения или равный ему.

Знак «≤», значение «не более», «не выше» означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный(-ые) показатель(-и), менее указанного значения или равный ему.

Знак «˃», значения «более», «выше» означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный(-ые) показатель(-и), более указанного значения.

Знак «˂», значения «менее», «ниже» означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный(-ые) показатель(-и), менее указанного значения.

В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов «запятая», «точка с запятой»- участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом «точка с запятой».

Символ «точка» используется для разделения десятичных чисел.

Символ «точка с запятой», слово «или» означает, что участнику нужно предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный(-ое) символ (слово).

В случае, если требуемое значение параметра, установленное в виде диапазона, разделенного знаком «тире», то участник закупки должен указать диапазонное значение (крайние значения не допустимы) шире установленного значения.

В случае, если требуемое значение параметра, установленное в виде диапазона, сопровождающегося предлогами «от… до...», то участник закупки должен указать конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона, крайние значения не допустимы.

В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра.

При указании значения показателя одновременно, сопровождающегося знаками «>» и/или «<» и/или «≥» и/или «≤», словами «не менее» и/или «не более» и/или «менее» и/или «более» участник закупки должен указать конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона, с учетом требований к таким знакам (словам), за исключением случаев, предусмотренных настоящей инструкцией.

В случае указания значения требуемого параметра с использованием символа «[ ]»(квадратные скобки), вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение или диапазон значений показателя, который не может изменяться.

В случае если требуемый показатель и (или) требуемое значение показателя не применяется, исходя из предлагаемых в заявке свойств товара и (или) его характеристик, конструкции, участник закупки, вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, Участник указывает альтернативное значение «не применяется» или «отсутствует» или «-» (прочерк).

При указании в описании товаров, документации о закупке товарных знаков, торговых марок, на конкретных производителей считать описание объекта с применением слов «или эквивалент», за исключением указания в настоящей документации о закупке случаев несовместимости товаров, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Как пояснил Заказчик, Инструкция содержит полное и исчерпывающее описание и правила чтения и применения всех символов, союзов, словосочетаний, используемых при описании объекта закупки. В случае, если в Инструкции отсутствовало описание и правило применения какого-либо союза, символа, словосочетаний, только тогда бы Заказчиком были созданы условия, вводящие Участников в заблуждение и имеющие признаки ограничения.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что Заявителем в жалобе не приведено обоснований каким образом требования инструкции не позволяют заполнить заявку на участие в Закупке и вводят в заблуждение участников.

Комиссия также обращает внимание на то, что на участие в закупке подано 3 заявки, что в свою очередь подтверждает отсутствие каких-либо ограничения для подачи заявки.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что доводы Заявителя в указанной части не находят своего подтверждения.

Ссылки Заявителя на решения Московского УФАС России не принимаются Комиссией, поскольку в данном случае рассматриваются конкретные обстоятельства дела, при этом, в приведенных Заявителем решениях содержатся иные фактические обстоятельства, которые не могут быть положены в основу решения.

Комиссия также отмечает, что в силу пункта 5 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

То есть, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказника в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В рассматриваемом случае Заявитель не приводит в жалобе доводов, обосновывающих нарушение его прав и законных интересов, а также не представляет доказательств того, что оспариваемые положения документации привели к невозможности подачи заявки на участие в Закупке.

Комиссия также отмечает, что толкование вышеописанных положений закупочной документации, основанное на субъективном представлении Заявителя о том, как следует обеспечить порядок проведения Закупки, не свидетельствует о нарушении Заказчиком требований законодательства Российской Федерации.

В составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о закупках в части указанных доводов. Само по себе субъективное мнение Заявителя о наличии признаков правонарушения, изложенное в форме утверждения, в качестве таких фактических обстоятельств не может быть принято Комиссией как надлежащее обоснование доводов Заявителя.

Комиссия также отмечает, что принцип равноправия в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Из взаимосвязи положений Закона о закупках следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара/оказание услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений приведенных норм Закона о закупках отсутствуют.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) Верховным Судом Российской Федерации указано, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В материалы дела Заявителем не представлено доказательств, что оспариваемые требования влекут предоставление преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту, учитывая, что на участие в закупке подано 3 заявки.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком в Закупочной документации требования не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Комиссия также отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Ремстрой» <............> на действия ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина» <............> при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 30.11.2023 НП/51214/23.


 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны