Решение б/н Решение от 10 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-5127/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «РегионСтройСервисАвтоматика» на действия АО «НПП «Салют» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительномонтажных работ по созданию центра обработки данных (ЦОД) с внедрением комплекса современных IT-решений, высокотехнологичного оборудования и инженерных конструкций для обеспечения надежной, эффективной и гарантированной безотказной работы информационной системы предприятия и обеспечения эффективной системы защиты информации и противодействия ИТР, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Плеханова, дом 6 АО «НПП «Салют» (реестровый № 0773100000520000011) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная несогласием с установленными требованиями в Закупочной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано
с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе)
предметом регулирования названного закона являются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее — контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

В настоящем случае рассматриваемая процедура закупки подлежала проведению по правилам и в порядке, установленном Законом о контрактной системе, как финансируемая за счет средств бюджетных инвестиций, предоставляемые в соответствии с договором об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций.

Таким образом, проведение спорного аукциона является обязательным в силу Закона о контрактной системе, в связи с чем рассмотрение поданной Обществом жалобы на действия Заказчика проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги субъекта, осуществляющего свою закупочную деятельность в рамках Закона о закупках.

Согласно первому доводу жалобы предметом аукциона является строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства. При этом в связи с установлением требования в Закупочной документации о членстве участника закупки в СРО Заказчик обязан был установить дополнительные требования в соответствии с положениями части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно установить дополнительные требования о предоставлении опыта согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

Комиссия, заслушав возражения Заказчика, оценив представленные документы
и сведения в их совокупности и взаимосвязи, установила следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства № 99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 и № 2 к Постановлению Правительства № 99.

В соответствии с подпунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Вышеуказанная норма Закона о контрактной системе устанавливает исчерпывающий перечень документов, подлежащих предоставлению участниками закупок в составе своих заявок на участие в Аукционе в качестве подтверждения соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Кроме того, согласно части 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Согласно п. 21 Информационной карты при осуществлении закупки Закачзик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1. соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуги, являющихся объектов закупки.

Из содержания данного пункта Закупочной документации, как указывают представители Заказчика, участники процедуры должны соответствовать требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации, в том числе и требованиям постановления Правительства № 99.

При этом Заказчик пояснил, что отдельного указания на то, что в составе заявки участник аукциона обязан предоставить документы, подтверждающие опыт выполнения подобных работ, не требуется, так как обязанность вытекает из совокупности требований Закупочной документации.

Признавая данный довод жалобы необоснованным, Комиссия отмечает, что, установление требований в Закупочной документации к составу заявки участников Аукционов, на которые ссылается Заявитель, являются излишними, поскольку их реальное наличие в документации приводит к несоответствию части 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе и нарушению части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Также в своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком установлено требования о представлении копии действующего сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO:2015), выданного уполномоченным органом, в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно п. 3.3.5 Закупочной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника электронного аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника электронного аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона;

2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, ч. 2 и 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);

3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника электронного аукциона заключаемый договор или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения договора является крупной сделкой;

5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимущества в соответствии со ст. 28 и 29 Закона № 44-ФЗ (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов (в случае если это предусмотрено в Информационной карте электронного аукциона);

6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (в случае если это предусмотрено в Информационной карте электронного аукциона);

7) декларация о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае если в Информационной карте электронного аукциона установлено ограничение, предусмотренное ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

При этом согласно пп. 1.7 п. 21 Информационной карты установлено требование к участнику процедуры о наличии действующего сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO:2015), выданного уполномоченным органом.

В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию документов и сведений во второй части заявок участников процедуры.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что у Заказчика отсутствуют основания для установления требования о предоставлении соответствующей копии сертификата во второй части заявок, в связи с чем Комиссия признает данный довод жалобы обоснованным.

При этом Заказчику надлежит не учитывать спорное требование при рассмотрении заявок, а именно пп. 1.7 п. 21 Информационной карты.

Также в своей жалобе Заявитель указывает, что в Закупочной документации отсутствуют локально-сметные расчеты, поскольку сведения, размещенные Заказчиком, являются сводным сметным расчетом.

В свою очередь, представители Заказчика пояснили, что на Заказчике не возложена обязанность публиковать в составе документации все сметы, согласно которым формировалась начальная (максимальная) цена контракта.

При этом все необходимые документы, обосновывающие НМЦК, а именно сводный сметный расчет, опубликован в составе Закупочной документации.

Отсутствие же дополнительных смет при наличии сводного сметного расчета не ограничивает права и законные интересы участников Закупки, поскольку не препятствует формированию заявки и итогового ценового предложения.

Комиссия отмечает, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения, в связи с чем признает его необоснованным.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «РегионСтройСервисАвтоматика» (ОГРН:1085543024423, ИНН:5528201561) на действия АО «НПП «Салют» (ОГРН:1097746763102, ИНН:7720673002) при проведении Закупки обоснованной в части установления требования к участнику процедуры о предоставлении копии сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015 в составе заявки, в остальной части признать необоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе.

  3. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны