Решение б/н б/а от 20 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-22052/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
14.12.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

 

при участии представителей от ООО «МОДУЛЬ ОЙЛ», ГАУК города Москвы "Парк культуры и отдыха «Фили»,

рассмотрев жалобу ООО «МОДУЛЬ ОЙЛ» (далее — Заявитель) на действия ГАУК города Москвы «Парк культуры и отдыха «Фили» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по содержанию и техническому обслуживанию туалетных модулей на территории ГАУК г.Москвы ПКиО «Фили» в 2022-2023 годах (реестровый № 32110853195, далее — Закупка) (далее — Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Извещение о проведении Закупки опубликовано на Официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок 23.11.2021.

Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает положения документации Заказчика.

В своей жалобе Заявитель выражает несогласие с критерием оценки «Наличие на праве собственности и/или ином праве оборудования и других материальных ресурсов (наличие транспортной коммунально-хозяйственной техники)».

По нашему мнению Заявителя, установив в критерии требования к транспортной коммунально-хозяйственной техники Заказчик, необоснованно ограничивает число участников открытого конкурса в электронной форме, так как предъявлены характеристики к узко специализированной технике, которой нет у большинства потенциальных участников.

Также в своей жалобе Заявитель выражает несогласие с критерием оценки «Обеспеченность кадровыми ресурсами».

Исходя из описания данного критерия в документации, Заявителю непонятно, каким образом в соответствии с порядком оценки Заказчик будет учитывать специалистов.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Из смысла требований части 1 статьи 2 Закона о закупках следует, что при установлении требований в документации заказчики руководствуются собственным Положением о закупках и самостоятельно устанавливают требования к участникам, которые не должны противоречить требованиям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону о закупках, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно документации заказчика установлены следующие показатели критерия «Наличие на праве собственности и/или ином праве оборудования и других материальных ресурсов (наличие транспортной коммунально-хозяйственной техники)»

Коэффициент значимости (КЗ) =0.3

Максимальная оценка по показателю –30.0 баллов

Содержание:

«Оценке подлежат имеющиеся у участника закупки единицы технологического оборудования и производственных мощностей, непосредственно необходимые при исполнении данного договора, а именно наличия транспортной коммунально-хозяйственной техники (специализированной машины для забора жидких отходов в условиях ограниченного пространства для маневрирования на территории городских парков), отвечающей следующим техническим характеристикам: длина шлангов для откачки отходов не менее 15 метров, мощность двигателя не менее 65 кВт, вместимость цистерны должна быть не более 1 м3, максимальное разрежение в цистерне не более 0,05 Мпа, производительность вакуумного насоса не менее 40 м3/час, время наполнения цистерны не более 4 мин, вместимость бака для воды должна быть не менее 20 л., полная масса не более 2800 кг., ширина автомобиля должна быть не более 1900 мм., длина автомобиля должна быть не более 5000 мм, клиренс должен быть не менее 170 мм., высота по кузову не более 2043 мм, высота от грунта до площадки для цистерны в диапазоне от 630 до 670 мм, экологический класс – не ниже 4.

Наличие данного находящегося в собственности, аренде (лизинге) или на ином законном основании оборудования, необходимого для выполнения работ, оказания услуг у участника закупки подтверждается путем предоставления копий инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС- 6 (при наличии указанных объектов в собственности) с приложением копии паспорта транспортного средства (далее ПТС); или копии договоров аренды (лизинга) или копии договоров безвозмездного пользования или копии договоров субаренды с приложением копии ПТС и актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на ином законном основании.

Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.»

Порядок оценки:

Участнику конкурса, который предоставил в составе своей заявки копии указанных документов на одну и более транспортную коммунально-хозяйственную технику будет присвоена оценка 30 баллов.

Оценка в 0 баллов по показателю будет присвоена участнику конкурса, который не предоставил в составе своей заявки копии указанных документов.

Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что территория парка относится к объектам озеленения 1 категории города Москвы и имеет статус особо-охраняемой природной территории города Москвы, а дорожно-тропиночная сеть, по которой осуществляется подъезд окачивающей техники, расположена внутри территории с непосредственным к ней примыканием, пространство для маневрирования техники сильно ограничено. Дорожно-тропиночная сеть парка не предназначена для проезда крупногабаритного транспорта.

При использовании неспециализированных машин существует вероятность порчи как полотна дорожно-тропиночной сети, так и окружающих её зелёных насаждений. В таком случае наличие у Исполнителя услуг специализированной машины для забора жидких отходов в условиях ограниченного пространства для маневрирования значительно сокращает срок откачки образовавшихся отходов для обеспечения комфортного пребывания посетителей парка на территории, а также потенциально предотвращает возможные издержки как со стороны Заказчика, так и со стороны Исполнителя.

Согласно документации заказчика установлены следующие показатели критерия «Обеспеченность кадровыми ресурсами».

Коэффициент значимости (КЗ) =0.35

Максимальная оценка по показателю –35.0 баллов

Содержание:

Оценивается предложение участника о наличии у участника закупки штатных и внештатных специалистов, которые будут привлечены к оказанию услуг при исполнении данного договора, по одной или нескольким специальностям согласно характеристике «Наименование специальности».

Участником (в случае наличия таких специалистов) в составе второй части заявки в качестве предложения по данному показателю предоставляются «Сводные сведения о наличии у Участника квалифицированных специалистов, которые будут задействованы при исполнении контракта», содержащие перечень сотрудников, информацию о должности каждого сотрудника (для сотрудников, находящегося в штате организации), либо указание, на то, что он является привлеченным специалистом (для сотрудников, работающих на основании гражданско- правового договора), его ФИО, и область его квалификации, в соответствии с характеристикой «Перечень специальностей». Предоставленные Участником сводные сведения подтверждаются копиями трудовых книжек указанных в сводных сведениях сотрудников, либо копиями трудовых/гражданско-правовых договоров с такими сотрудниками со сроком действия не менее срока действия контракта, заключаемого по результатам настоящего конкурса, а также копиями соответствующих сертификатов (удостоверений аттестатов, и иных документов) подтверждающих прохождение обучения / квалификацию представленных в сводных сведениях специалистов.

При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.

В случае наличия таких специалистов, в составе заявки предоставляются «Сводные сведения об обеспеченности участника закупки кадровыми ресурсами, которые будут задействованы при исполнении договора», содержащие перечень сотрудников, информацию о должности каждого сотрудника (для сотрудников, находящегося в штате организации), либо указание, на то, что он является привлеченным специалистом (для сотрудников, работающих на основании гражданско-правового договора), его ФИО, и область его квалификации, в соответствии с приведенным выше перечнем (рекомендуемая форма сводных сведений представлена в Приложении 2 к настоящему порядку оценки заявок).

Учитывается фактическое количество специалистов, независящее от количества у каждого специалиста соответствующего образования в одной или нескольких из вышеперечисленных областей. Заявка участника с наибольшим количеством сотрудников с подтвержденной квалификацией оценивается максимальным количеством баллов с учетом коэффициента значимости (КЗ). Заявки других участников оцениваются пропорционально относительно показателей заявки, которой присвоено максимальное количество баллов с учетом коэффициента значимости (КЗ).

Порядок оценки:

Характеристика «Наименование специальностей»: водитель, слесарь-сантехник, инженер-электрик, инженер-строитель, электромонтер по ремонту электрооборудования с допуском не менее 4 группы электробезопасности, уборщик. Количество баллов рассчитывается пропорционально количеству трудовых ресурсов требуемой квалификации, подтвержденной документально.

Количество баллов, присуждаемых по показателю оценки (НЦБi), определяется по формуле:

а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле: НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);

б) в случае если Кmax > Кпред, - по формуле: НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);

при этом НЦБmax = КЗ x 100, где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, равное двумстам специалистам;

НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.

Оценка в 0 баллов будет присвоена:

- участнику, который не имеет специалистов, которые будут привлечены к оказанию услуг при исполнении договора, в соответствии с установленными минимальными требованиями;

- участнику конкурса, который не представил или представил частично в составе своей заявки документы (копии документов), подтверждающие предоставленные сведения о наличии кадровых ресурсов.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что в описании показателя «Обеспеченность кадровыми ресурсами» критериев оценки упоминается о том, что «Учитывается фактическое количество специалистов, независящее от количества у каждого специалиста соответствующего образования в одной или нескольких из вышеперечисленных областей».

Перечень специальностей охватывает наиболее полный спектр квалификации персонала, требуемого для исполнения услуг, при этом не ограничивая обязательным наличием какой-то конкретной специальности, позволяя потенциальному победителю дополнительно нанять требуемый персонал для оказания услуг, и тем самым расширяя круг потенциальных участников.

Комиссия признает доводы жалобы Заявителя необоснованными ввиду того, что указанный критерий оценки и сопоставления заявок не установлен, как критерий допуска.

Также Комиссия отмечает, что пунктом 2.2. конкурсной документацией Заказчика установлен порядок подачи запроса разъяснений положений документации, однако Заявитель таких запросов не направлял.

Согласно пункту 4 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), использование Заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлена объективно. Само по себе предъявление заказчиком оценочных критериев не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.

Кроме того, отсутствие сведений и документов, подтверждающих соответствие определенным критериям оценки, не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Документации о закупке, и, следовательно, участник, который не предоставил указанные сведения, не подлежит отклонению. Предоставленные участником Закупки сведения являются лишь одними из нескольких критериев и не препятствуют обеспечению равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации, а также не ограничивают конкуренцию по отношению к участникам Закупки.

Также Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «МОДУЛЬ ОЙЛ» (ИНН: 5027283002, ОГРН: 1195027027524) на действия ГАУК города Москвы «Парк культуры и отдыха «Фили» (ИНН: 7730017296 ОГРН: 1037739444060) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 09.12.2021 № НП/75496/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны