Решение №32470/23 б/а от 31 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9876/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


26.07.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>;

членов Комиссии:

<...>;

<...>;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Арго», ООО «СНРГ»,

рассмотрев жалобу ООО «Арго» (далее — Заявитель) на действия ООО «СНРГ» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию пожарных систем зданий (реестровый № 32312545676, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, заявка Заявителя при проведении Закупки отклонена Заказчиком неправомерно, поскольку заявка полностью соответствовала требованиям Закупочной документации.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил возражения и материалы, истребованные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что 30.06.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32312545676 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию пожарных систем зданий.

Согласно Протоколу № 2 заседания закупочной комиссии от 17.07.2023 комиссией Заказчика было принято решение отклонить заявку Заявителя (участник закупки № 2) от дальнейшего рассмотрения на основании пункта 4.9.6 (а,г) закупочной документации (далее — Документация), а именно:

С
огласно пункту 4.9.6 Документации по результатам рассмотрения заявок (проведения отборочной стадии) Закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки по следующим основаниям:

а) несоответствие заявки по составу, содержанию и правильности оформления требованиям Документации о закупке, в том числе наличие недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов, а также внутренних противоречий между различными частями и/или документами заявки, в том числе по тексту внутри одного документа;

б) несоответствие Участников требованиям Документации о закупке;

в) несоответствие привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей товара требованиям Документации о закупке (в случае установления соответствующих требований в Документации о закупке);

г) несоответствие предлагаемой продукции требованиям Документации о закупке, в том числе порядка описания такой продукции;

д) несоответствие предлагаемых договорных условий требованиям Документации о закупке, в том числе превышение цены заявки установленного размера НМЦ;

е) несоответствие размера, формы, условий и порядка предоставления обеспечения заявки (в случае установления соответствующих требований в Документации о закупке).

В соответствии с пунктом 4.5.1.3 Документации документы, входящие в заявку, не должны содержать недостоверные сведения или намеренно искаженную информацию, а также должны отсутствовать внутренние противоречия между различными частями и/или документами заявки, в том числе по тексту внутри одного документа.

Относительно отклонения заявки в связи с несоответствием календарного графика оказания услуг требованиям, установленным документацией, Комиссия установила следующее.

По мнению Заявителя, примененная в предложенном календарном графике формулировка относительно срока окончания поставки продукции не противоречит условиям, указанным в пункте 2.2 Приложения №1 к Документации.

Как отметил на заседании Комиссии Заказчик, календарный график, представленный в составе заявки Заявителя, не соответствует требованиям Заказчика по срокам окончания поставки продукции, установленным в пункте 2.2 «Требования к срокам оказания услуг» Технических требований (Приложение №1 к Документации).

Комиссией установлено, что разделом 7 Документации установлена Форма 5 Календарный график:

Начало поставки продукции: __________(указать начало поставки продукции в соответствии с условиями Технических требований);

Окончание поставки продукции: __________(указать окончание поставки продукции в соответствии с условиями Технических требований).

п/п

Наименование этапа / партии

График

Начало поставки продукции

Окончание поставки продукции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При этом, в подпункте 7.5.2 Документации представлена инструкция по заполнению календарного графика:

      • Участник указывает номер и дату письма о подаче оферты, приложением к которому является данный Календарный график.

      • Участник указывает свое фирменное наименование (в т.ч. организационно-правовую форму) и свой ИНН.

      • В данном графике поставки продукции приводятся расчетные сроки поставки всех видов продукции в рамках Договора, перечисленных в Коммерческом предложении, в соответствии с Техническими требованиями.

      • В случае разбиения поставки продукции на этапы / партии, напротив каждого из этапов (партии) поставки продукции Участник указывает сроки начала поставки продукции / окончания поставки продукции по соответствующим этапу / партии.

      • В случае если проектом Договора не предусмотрена этапность поставки продукции, то в Таблицу включается только один этап. В позициях «Начало поставки продукции по соответствующему этапу» и «Окончание поставки продукции по соответствующему этапу» указываются данные в соответствии с Техническими требованиями.

В свою очередь пунктом 2.2 Приложения №1 к Документации установлены требования к срокам оказания услуг (на примере пункта 1):

 

п/п

Наименование услуг/

этапа услуг

Требования к началу срока оказания услуг/ этапа услуг

Требования к окончанию срока оказания услуг / этапа услуг

1

2

3

4

1.

Административное здание г. Москва, ул. Малая Дмитровка, д.7

По заявке Заказчика

с даты, подписания Сторонами Акта сдачи-приемки пожарных систем зданий

в течение 12 (двенадцати) месяцев с даты подписания Договора или до исчерпания предельной цены Договора, в зависимости от того, какое из условий наступит раньше

 

Вместе с тем, Заявителем в составе заявки календарный график представлен следующим образом:

 

п/п

Наименование услуг/

этапа услуг

Требования к началу срока оказания услуг/ этапа услуг

Требования к окончанию срока оказания услуг / этапа услуг

1

2

3

4

1.

1 месяц

с даты подписания Сторонами Акта сдачи-приемки пожарных систем зданий по существующему Объекту

 

с даты подписания Сторонами Акта сдачи-приемки пожарных систем зданий в течение 12 (двенадцать) календарных месяцев или до исчерпания предельной цены Договора, в зависимости от того, какое из условий наступит раньше.

 

Учитывая требования пункта 4.5.1.1 Документации, в соответствии с которым установлено требование о том, что участник должен подготовить заявку, включающую в себя полный комплект документов согласно перечню, определенному в разделе 11 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 – СОСТАВ ЗАЯВКИ) в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7.

Таким образом, Заявитель должен был представить Календарный график в соответствии с пунктом 2.2 Приложения №1 к Документации и пунктом 7.5.2 инструкции по заполнению календарного графика, согласно которым срок окончания/оказания услуг/ этапа услуг «В течение 12 (двенадцати) месяцев с даты подписания Договора или до исчерпания предельной цены Договора, в зависимости от того, какое из условий наступит раньше».

Следовательно, указанный Заявителем в календарном графике срок окончания поставки продукции: «с даты подписания Сторонами Акта сдачи-приемки пожарных систем зданий в течение 12 (двенадцать) календарных месяцев или до исчерпания предельной цены Договора, в зависимости от того, какое из условий наступит раньше», не соответствует требованиям документации.

Доказательств обратного Заявителем не представлено.

В связи с вышеизложенным, Комиссия считает решение Закупочной комиссии об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы в указанной части.

Относительно отклонения заявки Заявителя в связи с предоставлением последним недостоверной информации в данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, Комиссия установила следующее.

Разделом 7 Документации установлена Форма 7 данные бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Кроме того, подпунктом 7.7.2.2 Документации установлено что, участники закупки, предоставляющие в налоговые органы упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, заполняют столбцы 3 и 4 сведениями о размере всех требуемых показателей, по данным отчетных периодов, содержащихся в предоставленной упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом в части агрегируемых в упрощенной форме бухгалтерского баланса показателей (а именно: строки 1150, 1230, 1240 бухгалтерского баланса) данные, представленные по форме, установленной в настоящей Документации о закупке, могут отличаться (в сторону уменьшения) от сведений, указанных в упрощенной форме бухгалтерского баланса. В таком случае для расчета показателя финансовой устойчивости такого Участника в соответствии с Методикой проверки ДРиФС используются данные, представленные по установленной в настоящей Документации о закупке форме. В остальных случаях расхождения между сведениями не допускаются, а при наличии таких расхождений приоритет имеют данные, указанные в упрощенной форме бухгалтерского баланса с отметкой / квитанцией налогового органа о приеме / извещением о вводе сведений налоговым органом.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что в представленной Заявителем бухгалтерской отчетности выявлены несоответствия показателей по строкам: 1150, 1230, 1600, 1300, 1520, 1700.

Вместе с тем, Комиссия оценивает доводы Заказчика критически в связи с тем, что при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть несоответствие или недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны лицом, сомневающимся в достоверности таких сведений.

При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения несоответствующие действительности.

В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что для принятия решения о наличии в той или иной заявки недостоверных сведений Заказчик должно располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что Заявителем представлена соответствующая бухгалтерская отчетность за 2022 год в соответствии с Формой 7 «данные бухгалтерской (финансовой) отчетности» и подпунктом 7.7.2.2 Документации.

Так, представленная Заявителем отчетность за 2022 год и отчетность, опубликованная за тот же период в ГИР БФО, в части показателей «Материальные внеоборотные активы» (строка 1150), «Финансовые и другие оборотные активы» (строка 1230), «Баланс (актив)» (строка 1600), «Капитал и резервы» (строка 1300), «Кредиторская задолженность» (строка 1520), «Баланс (пассив)» (строка 1700) содержат идентичные значения, что также не отрицал на заседании Комиссии Заказчик.

При этом доводы Заказчика о том, что в действительности Заявителем представлены недостоверные сведения непосредственно в Форме 7 «данные бухгалтерской (финансовой) отчетности», со ссылкой на то, что копия упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022, не соответствуют сведениям, содержащимся в бухгалтерской отчетности за 2022 год, расцениваются Комиссией критически, поскольку в протоколе № 2 от 17.07.2023 в обоснование отклонения заявки Заявителя в связи с представлением недостоверных сведений Заказчиком указано, что в составе заявки Заявителя представлена бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2022 год, которая не соответствует данным Государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - bo.nalog.ru) по показателям «Материальные внеоборотные активы (строка 1150)», «Финансовые и другие оборотные активы (строка 1230)», «Баланс(актив) (строка 1600)», «Капитал и резервы (строка 1300)», «Кредиторская задолженность (строка 1520)», «Баланс(пассив) (строка 1700)» на 31.12.2022, что не соответствует условиям пункта 4.5.1.3 Документации, в котором установлено следующее требование: «Документы, входящие в заявку, не должны содержать недостоверные сведения или намеренно искаженную информацию, а также должны отсутствовать внутренние противоречия между различными частями и/или документами заявки, в том числе по тексту внутри одного документа».

При таких обстоятельствах, факт представления Заявителем недостоверных сведений, а именно сведений, которые не имели места в действительности, не находит своего подтверждения.

Касаемо отклонения заявки в связи с превышением максимальных единичных расценок в предложении участника, Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 1.2.12 раздела «Начальная (максимальная) цена договора (цена лота)» Документации закреплено: предельная цена договора, заключаемого по результатам закупочной процедуры составляет 9 958 497,65 руб. без учета НДС и соответствует начальной (максимальной) цене лота.

Участники дают снижение от предельной цены договора (начальной (максимальной) цены лота). Путём расчёта по формуле [(Цена (предельная, указанная в Извещении) - Цена (предложенная Участником)) ÷ Цена (предельная, указанная в Извещении)] (с применением в обязательном порядке правил математического округления до трех знаков после запятой) определяется единый коэффициент снижения на который будут снижены, по результатам проведения процедуры закупки, начальные (максимальные) цены за единицу (далее – НМЦ за ед.), указанные в Приложении №12 к Техническим требованиям.

Для расчета коэффициента снижения по формуле рассматриваются предельная цена договора, и цена, предложенная Участником, без учета НДС. При этом максимальное значение цены договора (предельная цена договора) остается неизменной и составляет: 9 958 497,65 руб. без учета НДС.

Единичные расценки с учетом коэффициента снижения по результатам проведения процедуры закупки будут закреплены в договоре. В договоре с Победителем устанавливается предельная цена договора, равная начальной (максимальной) цене лота.

Сведения о начальной (максимальной) цене единицы продукции, необходимые для применения приоритета в соответствии с ПП 925, приведены в разделе 15 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 8 – СТРУКТУРА НМЦ (в формате Excel)).

Обоснование НМЦ представлено в разделе 16 (Приложение № 9 к Документации).

Кроме того, в подпункте 7.3.2 Документации представлена инструкция по заполнению коммерческого предложения:

      • Участник приводит номер и дату письма о подаче оферты, приложением к которому является данное Коммерческое предложение.

      • Участник указывает свое фирменное наименование (в т.ч. организационно-правовую форму) и свой ИНН.

      • Все расчеты округляются до двух знаков после запятой.

      • Результат суммирования стоимостей отдельных видов продукции, указанных в Коммерческом предложении, должен совпадать с суммами (в рублях без НДС и с НДС), указанными в Письме о подаче оферты (подраздел 7.2).

      • Данная форма должна быть в обязательном порядке представлена в формате, доступном для редактирования (MicrosoftExcelSheet (*.xls)).

В соответствии с пунктом 4.5.6.3 Документации Заявка будет отклонена, в случае если цена заявки без учета НДС превышает установленную НМЦ (пункт 1.2.12).

При этом, Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что Заявитель в своей заявке, в составе Коммерческого предложения представил заполненную таблицу «Приложение к Коммерческому предложению» по форме Приложения № 12 к Техническим требованиям, в которой указаны предлагаемые единичные расценки на предоставляемое обслуживание, оборудование и разовые услуги с применением переменного коэффициента снижения к единичным расценкам закупаемой продукции, указанным Заказчиком в Приложении 12 к Техническим требованиям. Кроме того, по некоторым позициям, цена, предложенная Участником, превышает максимальные единичные расценки.

Вместе с тем, Заказчик не указал по каким конкретно позициям цена, предложенная Заявителем, превышает максимальные единичные расценки.

Кроме того, Заказчиком не представлено объективных доказательств несоответствия заявки в указанной части, равно как не представлено доказательств и обоснований каким именно положениям документации такая заявка не соответствует.

Доказательств обратного Заказчиком не представлено, а Комиссией не установлено.

Таким образом, действия Заказчика по отклонению заявки Заявителя в указанных частях неправомерны и не соответствуют требованиям, установленным частью 6 статьи 3, а также пунктом 2 части 1 статьи 3 закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы в указанной части.

В соответствии с подпунктом «а» пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Однако, в настоящем случае обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдается, поскольку у Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя от дальнейшего участия в процедуре.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Арго» (ИНН: 5007110266; ОГРН: 1205000045612) на действия ООО «СНРГ» (ИНН: 7710898590; ОГРН: 1117746808101) при проведении Закупки частично обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны