Решение б/н б/а от 14 февраля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-1597/2024 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
12.02.2024 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
<.......>,
членов Комиссии:
<.......>,
<.......>,
рассмотрев жалобу <.......>, (далее — Заявитель) на действия <.......>,» (далее — Заказчик) при проведении конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 2661/ОКЭ-ЦДИ ЦП/23 на право заключения договора оказания услуг по обследованию, диагностике, техническому обслуживанию и ремонту стационарных путевых рельсосмазывателей (СПР) (реестровый № 32313011323, закупочная процедура опубликована на официальном сайте: https://www.rts-tender.ru/poisk/id/l32313011323-1/, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС России от 05.02.2024 № 28/8661/24.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Как следует из материалов дела, Заказчиком 27.11.2023 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» на официальном сайте Оператора ЭТП (https://www.rts-tender.ru/) на сайте https://www.rts-tender.ru/ разместил информацию о проведении конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 2661/ОКЭ-ЦДИ ЦП/23 на право заключения договора оказания услуг по обследованию, диагностике, техническому обслуживанию и ремонту стационарных путевых рельсосмазывателей (СПР) (далее – конкурс, процедура).
Начальная (максимальная) цена договора: 63 712 800,00 рублей.
Дата начала подачи заявок: 27.11.2023.
Дата и время окончания подачи заявок: 13.12.2023 в 10:30.
Дата подведения итогов: 16.01.2024.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 23.01.2024 заявка Заявителя (порядковый номер 3) отклонена на основании пункта 3.9.4.1 документации о закупке, в связи с предоставлением документов, предусмотренных подпунктами 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 к документации о закупке, содержащих информацию о наличии квалифицированного персонала несоответствующую действительности, а именно: в представленных в составе заявки документах «Сведения о квалифицированном персонале участника», трудовых договорах, формах согласия на обработку персональных данных указаны сведения о специалистах не соответствующие действительности.
Заявитель с данным основанием отклонения заявки не согласен, поскольку в составе заявки Заявителя представлены сведения и документы по квалифицированному персоналу в соответствии с требованиям Закупочной документации.
Кроме того, Заявитель указывает, что в протоколе не указано какие именно сведения в отношении каких сотрудников признаны комиссией Заказчика несоответствующими действительности и на каком основании.
В этой связи Заявителем в адрес Заказчика был направлен запрос о предоставлении данной информации, ответ на который не был предоставлен Заказчиком.
Также Заявитель оспаривает допуск победителя участника № 1 — ООО «В.МЕТ».
Как указывает Заявитель, у ООО «В.МЕТ» отсутствует опыт выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту рельсосмазывателей СПР, в связи с чем, по мнению Заявителя, в составе заявки ООО «В.МЕТ» представлены недостоверные сведения о наличии опыта выполнения аналогичных работ.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения, утвержденным
При проведении закупки Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд <.......> (далее – Положение о закупке).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В отношения довода Заявителя о несогласии с допуском победителя Комиссия отмечает следующее.
В ходе заседания Комиссии Заявитель отказался от довода жалобы в части оспаривания допуска победителя, поскольку в ходе заседания Комиссии установлено, что ООО «В.МЕТ» не подавало заявку на участие в оспариваемой Закупке и, соответственно, не является участником. Данная организация также не выступала на стороне участника № 1.
Таким образом, данный довод не подлежал оценке при рассмотрении жалобы.
В отношении довода Заявителя о несогласии с отклонением заявки Комиссия отмечает следующее.
Так, Приложением № 1.4 к конкурсной документации в рамках критерия оценки «Квалификация участника» установлены подкритерии «Квалификация персонала 1» и «Квалификация персонала 2».
Согласно пункту 2.2 приложения № 1.4 к конкурсной документации в подтверждение соответствия установленным критериям участник в составе заявки предоставляет документы, подтверждающие наличие у участника квалифицированного персонала, а именно:
- Электромонтер не ниже 3 разряда – 20 специалистов;
- Наладчик – 20 специалистов.
В подтверждение участник в составе заявки представляет:
- документ, подготовленный по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации (с указанием ФИО, даты рождения, СНИЛС, ИНН, реквизиты патента специалистов, паспорта гражданина РФ);
- копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала;
- копии патентов, выданные в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (копии основной и оборотной стороны патента), в случае предоставления участником персонала, являющегося иностранными гражданами;
- действующие документы, подтверждающие присвоение профессии и/или квалификацию квалифицированного персонала, указанного в Форме сведений о квалифицированном персонале участника, а именно: диплом и/или свидетельство и/или удостоверение о повышении квалификации и/или диплом о профессиональной переподготовке и/или иные документы, подтверждающие присвоение профессии и/или квалификацию;
- действующие документы, подтверждающие присвоение разряда квалифицированного персонала, указанного в Форме сведений о квалифицированном персонале участника, а именно: диплом и/или свидетельство и/или удостоверение и/или иные документы, подтверждающие присвоение разряда (для электромонтеров).
В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие критерию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.
Документы, указанные в подпунктах 2.1 и 2.2 пункта 2 настоящего приложения, представляются в электронной форме.
Приложением № 1.3 к конкурсной документации предусмотрена форма сведений о квалифицированном персонале участника:
«Предоставляется в формате Word
При заполнении данной формы участнику необходимо убедиться в правильности указания сведений о квалифицированном персонале, а именно:
соответствие ФИО специалистов, указанных в документах, удостоверяющих их личность;
правильность указания реквизитов паспорта гражданина РФ /патента специалиста, а также убедиться, что указанные документы являются действующими;
соответствие ИНН, СНИЛС специалистов, указанных в соответствующих документах, а также полноту указанной информации (количество необходимых символов в номерах ИНН, СНИЛС).
Обращаем внимание участников закупки, что представленные сведения о квалифицированном персонале, включая сведения о документах, удостоверяющих личность, ИНН, СНИЛС и т.п. должны быть достоверным.
Сведения о квалифицированном персонале участника:
№ |
Количество специалистов по требуемой специальности |
Из них состоят в штате |
ФИО специалиста, дата рождения |
Реквизиты паспорта гражданина РФ /патента специалиста |
ИНН специалиста |
СНИЛС специалиста |
Реквизиты трудовых договоров или гражданско-правовых договоров со специалистами, задействованными при оказании услуг, иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала |
Реквизиты документов о присвоении профессии и/или квалификации, разряда квалифицированного персонала
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение: Форма согласия на обработку персональных данных.
В составе заявки участника должно быть приложено согласие на обработку персональных данных каждого специалиста, указанного в форме сведений о квалифицированном персонале участника, по форме приложения № 1.3 конкурсной документации».
На основании пункта 3.9.5 закупочной документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника конкурса на любом этапе проведения конкурса. В соответствии с пунктом 3.9.4.1 закупочной документации участник конкурса не допускается к участию в конкурсе в случае непредставления определенных конкурсной документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.
Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки представлена форма сведений о квалифицированном персонале участника, а также подтверждающие документы на 47 специалистов.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что в результате проверки данных, указанных в форме сведений о квалифицированном персонале, трудовых договорах, формах согласия на обработку персональных данных, представленных Заявителем в качестве подтверждения сведений о наличии квалифицированного персонала:
1) по подкритерию «Квалификация персонала 1», установлено, что: - согласно данным официального сайта Пенсионного фонда России http://es.hfrf.ru, ответу МВД России от 10 января 2024 г. № 16/21-30 не подтверждена информация о СНИЛС (в Сведениях о квалифицированном персонале указан 121-502-403-85, действительный СНИЛС – 164-983-420- 05), о наименовании подразделения, выдавшего паспорт <.......> (в Сведениях о квалифицированном персонале указано - ГУ МВД России по Волгоградской области, действительный орган, выдавший паспорт - Отдел по вопросам миграции МО МВД России «Камышинский» ГУ МВД России по Вологодской области) При этом вышеуказанный номер СНИЛС (121-502- 403-85) указан в форме сведений о квалифицированном персонале и у другого работника Участника № 3 <.......>.;
- по данным официального сайта Федеральной налоговой службы России (www.nalog.gov.ru) не подтверждена информация об ИНН <.......> (в Сведениях о квалифицированном персонале указан 345600291530, действительный ИНН – 345300291530).
2) по подкритерию «Квалификация персонала 2», установлено, что не подтверждена информация о паспортных данных <.......> (в Сведениях о квалифицированном персонале указаны серия 6313 номер 881991, действительные данные - серия 6312 номер 881991), указанных в форме согласия на обработку персональных данных.
На заседании Комиссии Заявитель не отрицал факт предоставления ненадлежащих сведений, пояснив, что при заполнении документов формы сведений о квалифицированном персонале были допущены технические ошибки.
Вместе с тем, по мнению Заявителя, отклонение по вышеуказанным обстоятельствам неправомерно, а указанные Заказчиком несоответствия не должны учитываться при оценке.
В свою очередь, Комиссия считает необходимым отметить, что в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов не допускается отклонение заявок участников по формальным основаниям с целью искусственно ограничить количество потенциальных участников.
Комиссия отмечает, что оценка – процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, и направлен на выявление лучших условий исполнения договора, указанных в заявках (предложениях) участников закупки.
Комиссия, изучив представленные материалы, установила, что при несоответствии документов, представленных участником для целей оценки, такая оценка осуществляется без учета информации, указанной в таких документах, следовательно, заявка Заявителя не может быть отклонена по вышеуказанному основанию.
В настоящем случае, Комиссия приходит к выводу, что решение Заказчика об отклонении заявки Заявителя по указанному выше основанию принято в нарушение Закона о закупках и осуществлено Заказчиком по формальному основанию.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по делу № А40-62474/2021, решениях Арбитражного суда города Москвы от 22.11.2021 по делу № А40-159552/21, от 27.08.2021 по делу № А40-35224/21, от 04.03.2021 по делу № А40-257347/21, от 26.04.2022 по делу № А40-15048/22, от 02.02.2022 по делу № А40-16681/22, от 26.04.2022 по делу № А40-15093/22.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы в указанной части и выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания.
В отношении довода Заявителя об отсутствии в протоколе рассмотрения заявок причины несоответствия представленных Заявителем сведений о квалифицированном персонале Комиссия отмечает следующее.
В силу части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе: а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены; б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;
4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);
5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;
6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Аналогичные требования содержатся в пункте 257 Положения о закупке.
Таким образом, Закон о закупках и Положение о закупке не устанавливает обязанность Заказчиков указания в протоколе конкретных сведений о несоответствии действительности информации, представленной Заявителем.
Вместе с тем Комиссия, исследовав протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 23.01.2024 установила, что названный протокол составлен надлежащим образом и соответствует требованиям, установленным частью 13 статьи 3.2 Закона о закупках, а также пунктом 257 Положения о закупке.
При таких обстоятельствах довод Заявителя в указанной части признается Комиссией необоснованным.
В отношении довода Заявителя о неполучении ответа на запрос Комиссия отмечает, что требованиями Закупочной документации, а также Законом о закупках не предусмотрено предоставление Заказчиком ответа на запрос разъяснений содержания протокола.
Кроме того, на заседании Комиссии Заказчик пояснил, что обращение Заявителя поступило 24.01.2024.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
К моменту подачи жалобы 01.02.2024, срок направления ответа Заявителю не истек.
На основании изложенного, жалоба Заявителя в указанной части не находит своего подтверждения и признается Комиссией необоснованной.
Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы частично обоснованной.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу <.......> на действия <.......> при проведении Закупки обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.