Решение (комиссия) б/н б/а от 5 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-16408/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

30.11.2023 г. Москва
 

Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ... (далее — Заявитель) на действия организатора торгов ООО «Компания Т.Т.Т.-Аналитик» (далее — Организатор торгов) при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 12710681, лот №53, далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «Озащите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает отклонение своей заявки от участия в Торгах.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил возражения в письменной форме, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Как пояснил Организатор торгов, заявка Заявителя была отклонена от участия в Торгах ввиду ненадлежащего предоставления задатка на участие в Торгах.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 01.03.2023 № СП/14532/23 порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, установленный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции. Данная позиция соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в судебных актах по делу № АКПИ20-632.

Таким образом, требование части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции об обязательности проведения анализа состояния конкуренции при рассмотрении каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства не подлежит применению при рассмотрении жалоб на нарушение процедуры торгов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом, установленный в статье 18.1 Закона о защите конкуренции особый порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров позволяет обеспечить защиту прав и законных интересов участников торгов (участников гражданского оборота).

Важно отметить, что торги представляют собой способ заключения договора, когда контрагент выбирается среди претендентов как предложивший лучшие условия и в силу этого выигравший торги. Следовательно, проведение торгов вне зависимости от правовых оснований, в соответствии с которыми они проводятся, неразрывно связано с конкуренцией, так как подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, направленную на обеспечение наиболее выгодных условий для организатора торгов.

Нарушение процедуры проведения торгов может оказывать влияние на результаты торгов и приводить к ущемлению прав и законных интересов не только участников, подавших заявки на участие в торгах, но и потенциальных участников, которые могли бы принять в них участие.

При этом потенциальными участниками торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, может являться любой хозяйствующий субъект, заинтересованный в приобретении реализуемого на торгах имущества должника.

Извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены). Аналогичная позиция указана в пункте 4 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101.

Соответственно, публичное извещение о проведении торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, обеспечивает возможность подачи заявки на участие в торгах для любого физического и юридического лица.

Необеспечение равных условий для участников при проведении конкурентных процедур, равно как и любое другое нарушение процедуры проведения торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, безусловно свидетельствует об ограничении (возможности ограничения) конкуренции.

Предоставленное участникам или потенциальным участникам торгов право обжалования действий их организаторов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающей ускоренный порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, направлено на обеспечение гарантий прав и законных интересов лиц, заинтересованных в обжалуемых торгах.

С учетом изложенного, рассмотрение жалоб на нарушение процедуры торгов по продаже имущества банкротов в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, безусловно связано с защитой публичного интереса, направленного на недопущение ограничения, устранения конкуренции, обеспечение конкуренции на торгах, проводимых в рамках процедуры банкротства.

Кроме того, в соответствии с письмом ФАС России от 13.11.2023 № ГМ/94718/23 в соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции к полномочиями антимонопольного органа относится рассмотрение жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества. Порядок рассмотрения указанных жалоб регламентирован статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, антимонопольные органы уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры торгов, если обязательность их проведения прямо предусмотрена законодательством.

В силу пункта 4 статьи 110 Закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном данным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.

Согласно пункту 18 статьи 110 Закона о банкротстве в случае признания торгов несостоявшимися и незаключения договора купли-продажи с единственным участником торгов, а также в случае незаключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов внешний управляющий в течение двух дней после завершения срока, установленного Законом о банкротстве для принятия решений о признании торгов несостоявшимися, для заключения договора куплипродажи предприятия с единственным участником торгов, для заключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов, принимает решение о проведении повторных торгов и об установлении начальной цены продажи предприятия. Повторные торги проводятся в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Также в соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3–19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

Таким образом, Законом о банкротстве установлены случаи, при которых проведение торгов является обязательным.

Следовательно, если основанием для проведения торгов послужило прямое указание Закона о банкротстве на обязательность их проведения, то антимонопольные органы уполномочены рассматривать поступающие на процедуру их проведения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом необходимо учитывать, что частью 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлен перечень оснований для возврата жалобы заявителю. В соответствии пунктом 3 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции к числу таких оснований относится наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии).

Кроме того, в силу части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунктами 3–5 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в вышеприведенных письмах ФАС России, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В связи с этим, и принимая во внимание позиции, изложенных в вышеприведенных письмах ФАС России, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3–19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

Сообщение о проведении Торгов посредством публичного предложения опубликовано на официальном сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) 18.10.2023.

Вид торгов - публичное предложение.

Дата и время начала подачи заявок - 23.10.2023 00:00.

Дата и время окончания подачи заявок - 03.12.2023 23:59.

Срок, дата и время начала и окончания представления заявок на участие в торгах (срок принятия заявок-предложений о цене лота) (для всех лотов одинаково):

1. Период проведения торгов (реализации имущества) №1: с 00:00 час. (здесь и далее – время московское) 23.10.2023 г. по 23:59 час. 25.10.2023 г., минимальная цена лота – в размере начальной цены лота на публичном предложении(здесь и далее для всех периодов – допускается подача заявок по цене, превышающей установленную для данного периода начальную (минимальную) цену продажи);

2. Период проведения торгов (реализации имущества) №2: с 00:00 час. 26.10.2023 г. по 23:59 час. 28.10.2023 г., цена имущества снижается на 5 процентов от начальной цены продажи имущества, указанной в первом периоде реализации имущества;

3. Период проведения торгов (реализации имущества) №3: с 00:00 час. 29.10.2023 г. по 23:59 час. 31.10.2023 г., цена имущества дополнительно снижается на 5 процентов от начальной цены продажи имущества, указанной в первом периоде реализации имущества;

4. Период проведения торгов (реализации имущества) №4: с 00:00 час. 01.11.2023 г. по 23:59 час. 03.11.2023 г., цена имущества дополнительно снижается на 5 процентов от начальной цены продажи имущества, указанной в первом периоде реализации имущества;

5. Период проведения торгов (реализации имущества) №5: с 00:00 час. 04.11.2023 г. по 23:59 час. 06.11.2023 г., цена имущества дополнительно снижается на 5 процентов от начальной цены продажи имущества, указанной в первом периоде реализации имущества;

6. Период проведения торгов (реализации имущества) №6: с 00:00 час. 07.11.2023 г. по 23:59 час. 09.11.2023 г., цена имущества дополнительно снижается на 5 процентов от начальной цены продажи имущества, указанной в первом периоде реализации имущества;

7. Период проведения торгов (реализации имущества) №7: с 00:00 час. 10.11.2023 г. по 23:59 час. 12.11.2023 г., цена имущества дополнительно снижается на 5 процентов от начальной цены продажи имущества, указанной в первом периоде реализации имущества;

8. Период проведения торгов (реализации имущества) №8: с 00:00 час. 13.11.2023 г. по 23:59 час. 15.11.2023 г., цена имущества дополнительно снижается на 5 процентов от начальной цены продажи имущества, указанной в первом периоде реализации имущества;

9. Период проведения торгов (реализации имущества) №9: с 00:00 час. 16.11.2023 г. по 23:59 час. 18.11.2023 г., цена имущества дополнительно снижается на 5 процентов от начальной цены продажи имущества, указанной в первом периоде реализации имущества;

10. Период проведения торгов (реализации имущества) №10: с 00:00 час. 19.11.2023 г. по 23:59 час. 21.11.2023 г., цена имущества дополнительно снижается на 5 процентов от начальной цены продажи имущества, указанной в первом периоде реализации имущества;

11. Период проведения торгов (реализации имущества) №11: с 00:00 час. 22.11.2023 г. по 23:59 час. 24.11.2023 г., цена имущества дополнительно снижается на 5 процентов от начальной цены продажи имущества, указанной в первом периоде реализации имущества;

12. Период проведения торгов (реализации имущества) №12: с 00:00 час. 25.11.2023 г. по 23:59 час. 27.11.2023 г., цена имущества дополнительно снижается на 5 процентов от начальной цены продажи имущества, указанной в первом периоде реализации имущества;

13. Период проведения торгов (реализации имущества) №13: с 00:00 час. 28.11.2023 г. по 23:59 час. 30.11.2023 г., цена имущества дополнительно снижается на 5 процентов от начальной цены продажи имущества, указанной в первом периоде реализации имущества;

14. Период проведения торгов (реализации имущества) №14: с 00:00 час. 01.12.2023 г. по 23:59 час. 03.12.2023 г., цена имущества дополнительно снижается на 5 процентов от начальной цены продажи имущества, указанной в первом периоде реализации имущества.

Начальная цена по лоту № 53 «Укрупненный лот «Прочие малоценные предметы» составляет 115 264,80 рублей.

В соответствии с частью 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться, в том числе, размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.

Комиссия установила, что согласно сообщению о проведении Торгов «задаток: 20% от начальной цены продажи лота для определенного периода. Задаток должен быть зачислен и поступить нарасчетный счет ООО «Компания Т.Т.Т.-Аналитик» (ИНН 7715874151, КПП 771501001) №40702810702660000002, банк получателя: АО «АЛЬФА-БАНК», БИК: 044525593, к/с 30101810200000000593 не позднее даты и времени окончания приема заявок на участие в торгах для соответствующего периода проведения торгов. Дата и время фактического поступления задатка определяется по данным, указанным в выписке с банковского счета, на который задатки вносятся, сформированной за соответствующий период проведения торгов на следующий рабочий день после окончания этого периода проведения торгов».

Также Комиссия отмечает, что при проведении Торгов Организатор торгов руководствуется Положением о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества ПАО «СНЕЖКА», утвержденного собранием кредиторов ПАО «СНЕЖКА» (протокол от 28.08.2023 № 2) (далее — Положение).

Между тем, в соответствии с пунктом 10.7 Положения сумма задатка - в размере 20% (двадцать процентов) от начальной цены продажи имущества для определенного периода должна быть зачислена и поступить на банковский счет, который будет указан в сообщении о продаже имущества посредством публичного предложения, не позднее указанной в таком сообщении даты и времени окончания приема заявок на участие в торгах для соответствующего периода проведения торгов. Дата и время фактического поступления задатка определяется по данным, указанным в выписке с банковского счета, на который задатки вносятся, сформированной за соответствующий период проведения торгов на следующий рабочий день после окончания этого периода проведения торгов.

Учитывая, что на каждом периоде проведения публичного предложения цена реализуемого имущества уменьшается на 5%, то, соответственно, сумма задатка на каждом этапе также будет отличаться.

Таким образом, Комиссия считает необходимым отметить, что Положением и сообщением о Торгах установлено требование, что сумма задатка и сроки его направления определяются конкретным периодом.

В свою очередь, Комиссией установлено, что Заявитель подал заявку на участие в Торгах 14.11.2023 в 15:39, то есть, на 8 этапе (с 00:00 час. 13.11.2023 г. по 23:59 час. 15.11.2023 г.), при этом Заявитель внес задаток на участие в Торгах в размере 16 200,00 рублей 10.11.2023, то есть, на 7 этапе проведения Торгов (с 00:00 час. 10.11.2023 г. по 23:59 час. 12.11.2023), что подтверждается платежным поручением от 10.11.2023 № 1.

В свою очередь Комиссия отмечает, что сумма задатка на 8 периоде проведения Торгов составляет 15 293,80 рублей, в то время как Заявитель внес задаток на 7 этапе проведения Торгов в размере 16 200,00 рублей.

Более того, задаток был внесен на 7 этапе, в то время как сама заявка подана на 8 этапе, то есть, в нарушение сообщения о проведении Торгов и пункта 10.7 Положения.

При таких обстоятельствах представленный Заявителем задаток на участие в Торгах не соответствует требованиям сообщения о проведении Торгов, Положения о продажи имущества должника, в связи с чем, заявка Заявителя подлежала отклонению.

На основании изложенного Комиссия не усматривает нарушение порядка проведения Торгов со стороны Организатора торгов, так как при отклонении заявки Заявителя Организатор торгов действовал в соответствии с условиями, установленными сообщением о проведении Торгов, Положением о продажи имущества должника.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия порядка проведения Торгов в момент подачи им заявки на участие в Торгах, а равно принял на себя риски отклонения заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Организатора торгов нарушения требований действующего законодательства, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

В свою очередь Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора торгов нарушений действующего законодательства Российской Федерации, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмами Московского УФАС России от 23.11.2023 № ЕИ/50008/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны