Решение (комиссия) б/н б/а от 11 октября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-13295/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
09.10.2023 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО «ТД Альянс» (далее — Заявитель) на действия ФГБНУ «ВНИРО» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку морозильников
( реестровый № 32312716891, далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия ( бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом ( заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
В своей жалобе Заявитель выражает несогласие с признанием его уклонившимся от заключения договора.
Согласно доводам жалобы, Заявитель после признания его победителем Закупки установил, что не в состоянии поставить товар в установленный договором срок.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, и на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки ( включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Извещение о проведении Закупки опубликовано на сайте Единой информационной системы в сфере закупок 29.08.2023.
Дата начала срока подачи заявок: 29.08.2023.
Дата окончания срока подачи заявок: 05.09.2023.
НМЦ Закупки составляет 420 600,66 рублей.
При проведении Закупки Заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии», утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 19.09.2022 № 545 ( далее — Положение о закупках ).
Согласно протоколу подведения итогов процедуры 32312716891 от 06.09.2023 по результатам подведения итогов принято решение заключить договор с ООО «ТД Альянс».
Протоколом об уклонении участника запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от заключения договора от 27.09.2023 № 32312716891укл Заявитель признан уклонившимся от заключения договора.
В соответствии с пунктом 10 протокола подведения итогов процедуры 32312716891 от 06.09.2023 договор заключается на условиях, предусмотренных Извещением о проведении процедуры, по цене предложенной участником процедуры – 370 000 (Триста семьдесят тысяч) руб. 00 коп.
Согласно пункту 1 Приложения № 1 к Извещению о проведении Закупки (далее — Техническое задание) наименование объекта закупки – поставка морозильников (далее — Товар).
В соответствии с пунктом 2 Технического задания срок поставки Товара – 40 ( Сорок) календарных дней с даты заключения договора.
Согласно пункту 2.1.1. Проекта договора поставщик обязуется поставить и передать Заказчику предусмотренный настоящим Договором Товар в соответствии со Спецификацией в порядке и в сроки, установленные настоящим Договором и Техническим заданием.
В силу пункта 3.1. Проекта договора срок поставки Товара по настоящему Договору составляет - 40 (Сорок) календарных дней с даты заключения Договора.
Согласно пункту 16 Извещения договор по результатам конкурентной закупки заключается на основании части 15 статьи 3.2, частей 28, 29 статьи 3.4. Закона о закупках.
В соответствии с частью 15 статьи 3.2. Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий ( бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.
Согласно части 28 статьи 3.4. Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика. В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Заказчик рассматривает протокол разногласий и направляет участнику такой закупки доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.
В силу части 29 статьи 3.4. Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор.
Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 18.2. Положения, в ходе заключения и исполнения договора при осуществлении конкурентной закупки, его условия не подлежат изменению за исключением случаев, предусмотренных Положением.
Согласно пункту 14.31. Положения участник запроса котировок признается уклонившимся от заключения договора в случае отказа участника от заключения договора.
На заседании Комиссии Заявитель подтвердил, что он не заключил с Заказчиком договор по результатам Закупки ввиду невыполнимым условий, установленных договором.
Комиссия оценивает позицию Заявителя критически, так как Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по наступлению неблагоприятных последствий в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.
Заявитель в момент подачи заявки согласился поставить Товар в срок, установленный в Закупочной документации.
На основании изложенного Комиссия не устанавливает нарушения действующего законодательства со стороны Заказчика, так как при признании Заявителя уклонившимся от заключения договора Заказчик действовал в соответствии с требованиями собственной документации, требования которой применялись в равной степени ко всем участникам Закупки.
В свою очередь Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2- П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.
При этом, Комиссия считает необходимым отметить, что настоящее решение не является преюдициальным для дальнейших решений в рамках рассмотрения вопроса о внесении сведений о Заявителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «ТД Альянс» (ИНН: 9714010177, ОГРН: 1237700329360) на действия ФГБНУ «ВНИРО» (ИНН: 7708245723, ОГРН: 1157746053431) при проведении Закупки необоснованной.
- Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от29.09.2023 № НП/ 41308/23.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.