Решение б/н б/а от 26 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Управляющая компания АВД»
ул. Бахрушина, дом 1, строений 1, комната 1А, г. Москва, 115184
ООО «Бизнес клуб «Империум»
Лубянский проезд, д. 27/1, стр.1, г. Москва, 101000
КУ (...)
ЭТП «МЕТА-ИНВЕСТ»
улица Ростокинская, дом 8, этаж 1, помещение I комната 16 офис 1, г. Москва,129128
РЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-19653/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
23.11.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
членов Комиссии:
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Управляющая компания АВД», ООО «Бизнес клуб «Империум», конкурсного управляющиего
рассмотрев жалобу ООО «Управляющая компания АВД» (далее - Заявитель) на действия ООО «Бизнес клуб «Империум» (далее — Организатор торгов) при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 5295439, Лот № 2) (далее - Торги) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), направленную письмом Кемеровского УФАС России от 02.11.2020 № 03/9234,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Организатора торгов выразилось в нарушении процедуры проведения Торгов.
Жалоба принята и рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В свою очередь, в силу пунктов 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.06.2015 г. по делу № А27-11770/2014 ООО «Центральная ТЭЦ» (ОГРН 1124217008717, ИНН 4217148426 признано несостоятельным (банкротом). Конкурсным управляющим назначен Краснов С.Н..
Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанным извещением дата публикации объявления о проведении Торгов в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве — 05.08.2020 (далее — Сообщение). Датой и временем окончания подачи заявок определено 20.10.2020 (15:00).
Предметом Торгов является Права требования ООО «Центральная ТЭЦ» к юридическим и физическим лицам на сумму 205 508 563,12руб. (897 наименований).
Начальная цена продажи лота: 184 957 706,81 руб.
Заявитель указывает на несоблюдение Организатором торгов положений ЖК РФ, выразившееся в нарушении порядка подведения итогов Торгов по Лоту № 2, в частности признания физического лица победителем Торгов. Также Заявитель просит признать себя победителем Торгов, поскольку его заявка соответствовала требованиям, а также обществом получена лицензия.
Организатор на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.
Комиссия, изучив материалы, заслушав позиции, приходит к решению о признании жалобы необоснованной на основании следующих фактических обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 2 статьей 140 Закона о банкротстве продажа прав требования должника осуществляется конкурсным управляющим в порядке и на условиях, которые установлены статьей 139 настоящего Федерального закона, если иное не установлено федеральным законом или не вытекает из существа требования.
Согласно сведениям из Единого федерального реестра сведений о банкротстве (сообщение № 4714011 от 17.02.2020 г.) 13 февраля 2020 года было проведено собрание кредиторов должника, на котором было утверждено Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества ООО «Центральная ТЭЦ».
Согласно пункту 2.1. утвержденного Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества ООО «Центральная ТЭЦ»предметом торгов являлось имущество принадлежащее должнику, в том числе:
Лот № 1 – Права требования к населению по оплате жилищно – коммунальных услуг к 8401 физическим лицам на сумму 91 053 522,29руб. – проводятся торги в форме закрытого аукциона с открытой формой подачи предложения цене в силу п. ст. 110 Закона о банкротстве, ст. 155 Жилищного кодекса РФ;
Лот № 2 - Прочие права требования к юридическим и физическим лицам - проводятся торги в форме открытого аукциона с открытой формой подачи предложения цене;
Лот № 3 – Права требования к Муниципальному предприятию Новокузнецкого городского округа «Сибирская Сбытовая Компания» (ИНН 4217146362) – проводятся торги в форме открытого аукциона с открытой формой подачи предложения цене;
Лот № 4 - металлолом – проводятся торги в форме открытого аукциона с открытой формой подачи предложения цене (Приложение №4).
Согласно пункту 18 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным. Положения настоящей части не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заявитель считает, Организатором неправомерно выбран победитель по Лоту № 2, так как он является ИП, при этом не относится к субъектам, перечисленным в исключении пункта 18 статьи 155 ЖК РФ. Следовательно, договор об уступке права (требования) с победителем будет считаться ничтожным.
Конкурсный управляющий на заседании Комиссии пояснил, что в Лоте № 2 была сформирована дебиторская задолженность физических лиц перед ООО «Центральная ТЭЦ» по нежилым помещении, а также задолженность юридических лиц. При этом в Лот № 1 были сформированы права требования к населению по оплате жилищно – коммунальных услуг к 8401 физическим лицам на сумму 91 053 522,29руб., торги по которым проводились в форме закрытого аукциона с открытой формой подачи предложения цене в силу пунктом статьи 110 Закона о банкротстве, статьи 155 Жилищного кодекса РФ. Также, конкурсным управляющим были представлены договоры, подтверждающие данный факт.
Комиссия отмечает, что по правилам 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом,
не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
В ходе заседания Комиссии установлено, что Заявитель, приняв участие
в Торгах, подал жалобу на действия Организатора в части опубликования сообщения о проведении торгов.
Согласно информации на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве дата окончания подачи заявок на участие в Торгах 20.10.2020 15:00.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Сообщения, по его мнению, ограничивающие конкуренцию, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Торгов, которые подали заявки
в соответствии с условиями Сообщения.
В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в Торгах.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении
от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Конкурсной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).
В то же самое время, оценивая содержание нарушения, на которое ссылается в настоящем случае Заявитель, следует признать, что подобное нарушение (в случае его действительного наличия в действиях Заказчика) являлось явным и не могло не быть обнаружено Заявителем при изучении им документации. Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, на наличие таких «нарушений» в документации Организатора Заявитель указал только после непризнания его победителем по данной процедуре, что фактически является злоупотреблением правом.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что у Заявителя на момент рассмотрения заявок отсутствовала необходимая лицензия.
Помимо этого в соответствии с итоговым протоколом по Лоту № 2 Заявитель занял 5 место (исходя из ценовых предложений). Таким образом не ясно — каким образом были нарушены права Заявителя.
Также Комиссия учитывает, что представитель Заявителя на заседании Комиссии отметил, что цель подачи жалобы - оспаривание документации, с положениями которой в своей заявке Заявитель согласился.
Согласно статье 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (часть 1 статьи 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Торгах. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Организатора нарушения требований действующего законодательства в сфере банкротства, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем в административном порядке.
Дополнительно Комиссия отмечает, что в соответствии со статьей 166, статьей 169, статьей 449 ГК РФ признание торгов, проведенных с нарушением закона, и заключенных по результатом таких торгов сделок относится к компетенции суда
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что обжалование Заявителем положений Сообщения после принятия участия в самой процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, так как Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем обжалование участником Торгов положений Сообщения после окончания срока подачи заявок свидетельствует
о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.
При этом комиссия отмечает, что продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных статьей 139 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 названного закона, с учетом особенностей, установленных данной статьей.
На основании положений пункта 1.1 статьи 139 Закона о банкротстве решением собрания кредиторов 13 февраля 2020 года было утверждено Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества ООО «Центральная ТЭЦ».
Из данного решения собрания кредиторов следует, что предложение конкурсного управляющего должника о порядке, предмете и об условиях продажи имущества должника утверждено большинством голосов кредиторов должника. Данное положение никем не оспаривалось.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
-
-
ООО «Управляющая компания АВД» (ИНН: 2221250309; ОГРН: 1202200028370) на действия ООО «Бизнес клуб «Империум» (ИНН: 7709858320; ОГРН: 1107746597408) при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 5295439, Лот № 2) необоснованной.
-
Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмами Московского УФАС России от 12.11.2020 от 18.11.2020
-
-
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.