Решение б/н б/а от 17 февраля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-1955/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
14.02.2023 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
<.............>,
членов Комиссии:
<.............>,
<.............>,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «ТОСК», АО «ТД РЖД», ОАО «РЖД»,
рассмотрев жалобу ООО «ТОСК» (далее - Заявитель) на действия АО «ТД РЖД» (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договоров поставки строительных материалов для переустройства путей в нечетной горловине станции Порошинская и материалов на объект строительства: «Участок Деревянковка - Каневская, путь нечетный, 1493км ПК1 - 1501км ПК4» (реестровый № 32211972409, лот № 1) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, по правилам 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Заявитель в жалобе указывает, что по результатам аукциона в электронной форме № 32211972409 лот №1 между ООО «ТОСК» и АО «ТД РЖД» был заключен договор №А-939/22/1 от 23.01.2023 на поставку строительных материалов для переустройства путей в нечетной горловине станции Порошинская. 23.01.2023 в рамках работы по заключенному договору в адрес заказчика АО «ТД РЖД» было направлено письмо №8 от ООО «ТОСК» «о готовности поставки товаров, на что был получен ответ ИСХ-512-2023 от 23.01.2023 г. о снятии материалов из планов поставки. Таким образом, АО «ТД РЖД» в одностороннем порядке отказалось от исполнения заключенного договора. Вместе с тем, 02.02.2023 Заказчиком была размещена закупка № 32312086280 с аналогичным предметом договора, который исполнятся Заявителем по ранее заключенному договору №А-939/22/1 от 23.01.2023. Однако, принять участие в закупке Заявителю не представилось возможным ввиду отсутствия «активного приглашения организатора». Таким образом, Заявитель считает решение Заказчика размещение закупки № 32312086280 неправомерным, что в свою очередь, нарушает право Заявителя на исполнение ранее заключенного договора.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, ходатайствовал об оставлении жалобы без рассмотрения.
Как следует из материалов дела, Заказчиком 20.12.2022 Заказчик на сайте электронной торговой площадки АО «Сбербанк - АСТ», а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договоров поставки строительных материалов для переустройства путей в нечетной горловине станции Порошинская и материалов на объект строительства: «Участок Деревянковка - Каневская, путь нечетный, 1493км ПК1 - 1501км ПК4» (реестровый № 32211972409, лот № 1) (далее —аукцион, процедура).
02.02.2023 Заказчик в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» на официальном сайте Оператора ЭТП (http://utp.sberbank-ast.ru) разместил информацию о закупки посредством проведении электронного магазина исключительно среди субъектов МСП № ЭМ-15/23 на право заключения договора поставки материалов для комплексной реконструкции участка Котельниково Тихорецкая Кореновск Тимашевская Крымская с обходом Краснодарского узла Северо-Кавказской железной дороги (реестровый № 32312086280).
Дата начала срока подачи заявок - 02.02.2023 00:00 (МСК).
Дата и время окончания подачи заявок - 06.02.2023 09:00 (МСК).
Таким образом, учитывая положения части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия отмечает, что оспаривание правомерности проведения закупки, которое по мнению Заявителя, противоречит действующему законодательству Российской Федерации и нарушает права Заявителя, подлежало обжалованию до окончания срока подачи заявок, а именно не позднее 09:00 — 06.02.2023.
Вместе с тем, жалоба Заявителя подана и поступила в антимонопольный орган посредством электронной почты 08.02.2023.
Также Комиссия отмечает, что оспаривание Заявителем правоверности правоведения закупки, по его мнению, ограничивающей конкуренцию, подлежало обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации.
В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в Закупке.
Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается осуществление гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Конкурсной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что у Заявителя отсутствуют правовые основания для оспаривания правомерности проведения закупки после истечения срока, отведенного на подачу заявок для принятия участия в процедуре.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Оставить жалобу ООО «ТОСК» (ИНН: 6679133932; ОГРН: 1206600031164) на действия АО «ТД РЖД» (ИНН: 7708063900; ОГРН: 1027700066041) при проведении Закупки без рассмотрения.
2.Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 09.02.2023 № НП/6145/23.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.