Решение б/н б/а от 2 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<...>

 

 

ГБУЗ ЦПСиР ДЗМ

 

Ставропольский пр-т, д. 24А,

г. Москва, 117209

 

 

АО «ЕЭТП»

 

Кожевническая ул., д. 14, стр. 5,

г. Москва, 115114

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-5534/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

01.04.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

при участии представителей посредством конференц-связи:

от <...>: <...>;

от ГБУЗ ЦПСиР ДЗМ: <...>;

рассмотрев жалобы <...> (далее — Заявитель) на действия ГБУЗ ЦПСиР ДЗМ (далее Заказчик) при проведении аукционов в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на текущий ремонт помещений В204, В226, В642 и коридора В 628 со шлюзом в здании ГБУЗ ЦПСиР ДЗМ, текущий ремонт помещений В231, В214, В209 и коридора В235 в отделении патологии в здании ГБУЗ ЦПСиР ДЗМ, текущий ремонт палат № Б611, Б616, Б621 и коридора Б633 со шлюзами в обсервационном отделении 6-го этажа здания (реестровые № 32008997252, 32008997259, 32008997358) (далее — Аукционы),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукционов.

Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащем формировании Аукционных документаций.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из доводов жалобы Заявителя следует, что Заказчик необоснованно установил излишне детализированные требования в технических заданиях Аукционных документаций, поскольку предметом Аукционов является выполнение работ, а не поставка товаров.

Комиссия, рассмотрев указанные доводы Заявителя, приходит к выводу, что требования Заказчика сформированы таким образом, что участник Аукционов может ошибиться и предоставить значение иное, отличное от требований Аукционных документаций, которая, в свою очередь, вводит участников Аукциона в заблуждение.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Во исполнение приведенной нормы права Заказчиком разработаны и утверждены Аукционные документации, в которых им предъявлены требования к функциональным и техническим характеристикам товаров, подлежащих при выполнении работ, являющихся предметом Аукционов.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии,что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования. Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки направо участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования к участникам закупки.

Способ же изложения требований, допущенный Заказчиком в настоящем деле, в том числе инструкция по заполнению заявки, не позволяет идентифицировать надлежащую потребность Заказчика и, как следствие, провоцирует допущение участником Аукционов ошибок при заполнении заявок.

Вывод Комиссии подтверждается тем фактом, что по результатам рассмотрения заявок участников Аукционов были отклонены участники в связи с несоответствием информации, представленной в первой части заяви при описании конкретных технических характеристик товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, требованиям технического задания Аукционных документаций.

Подобное составление Аукционных документаций вводит участников закупки в заблуждение относительно технических характеристик заявленного товара, предоставляя Заказчику возможность манипулировать результатами проводимой закупки в собственных интересах.

Комиссия отмечает, что положения Закона о закупках не обязывают участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки. В связи с чем требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства,имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Названный правовой подход, изложенный в пункте 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16, подержан Верховным Судом РФ в решении от 09.02.2017 по делу
№ АКПИ16-1287, в котором Суд указал, что желание заказчика требовать от участника закупки подробного описания в заявке различных показателей значения товара, в том числе и те, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства фактически направлены на создание неравных условий для участников закупки, что не соответствует принципу обеспечения конкуренции, закрепленному в статье8 Закона о контрактной системе. Комиссия полагает возможным допустить правовой подход, изложенный Верховным Судом Российской Федерации к рассматриваемым правоотношениям.

Предъявление к участнику закупки требований о представлении в составе своей заявки конкретных показателей сопутствующих комплектующих товара, в отношении которого заказчиком установлены неизменяемые показатели, равно как и отклонение такого участника ввиду неуказания им таких показателей не только напрямую противоречит требованиям Закона о закупках, не соответствует балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П) и стабильности публичных правоотношений, но и противоречит законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), презумпции добросовестности участников таких правоотношений ( пункт 5 статьи 10 ГК РФ), а также законодательно установленному запрету на злоупотребление правом ( пункт 1 статьи 10 ГК РФ), поскольку подобное требование не только является бесполезным дублированием требований аукционной документации (предлагаемого к поставке товара не станет внезапно больше, нежели требуется заказчику, и у такого товара не появятся иные показатели в части веса и формы упаковки, если участником дано согласие на предъявленные заказчиком в этой части требования) и беспричинно усложняет процесс заполнения заявки, но и в принципе оставляет разрешение вопроса о допуске той или иной заявки к участию в аукционе на исключительное субъективное усмотрение заказчика (который единолично разрешает вопрос достаточности ему согласия участника или необходимости указания им конкретных показателей своего товара).

Техническими заданиями предусмотрено, что применяемые при выполнении работ на объекте товары по характеристикам должны соответствовать требованиям Приложения №2 к техническому заданию – «Сведения о качестве, технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме». Все товары, используемые при выполнении работ (в том числе строительные материалы, изделия и оборудование, используемые для проведения работ), должны быть разрешены к применению на территории Российской Федерации, иметь документ изготовителя, содержащий все существенные технические характеристики, иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта, а также другие документы, удостоверяющие их качество, если их наличие предусмотрено действующим законодательством, должны быть новыми, не бывшими в эксплуатации, не восстановленными, без дефектов изготовления, не поврежденными, без каких-либо ограничений (залог, запрет, арест) к свободному обращению на территории Российской Федерации. Применяемые товары должны соответствовать требованиям Правил пожарной безопасности. Применение товаров, бывших в употреблении, недопустимо. Применяемые товары, технологии должны соответствовать требованиям российского законодательства в области строительства.

Соответственно выражение согласия участником Аукционов на выполнение работ, в том числе на использование товара при выполнении работ в соответствие с характеристиками, установленными Заказчиком в Аукционных документациях, не приводит к несоблюдению его потребности или возможности закупки товара, не удовлетворяющего его потребности.

Согласно пункту 17.1 Информационных карт Аукционных документаций первая часть заявки на участие в Аукционах должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной торговой площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Комиссия обращает внимание, что в целях обеспечения конкуренции на торгах заказчику в документации достаточно предусмотреть возможность участникам закупки выразить свое согласие на поставку товара с качественными характеристиками, определенными им в приложении к Техническим заданиям, и не предусматривать обязанность по заполнению участниками закупки конкретных характеристик, которые уже и так определены заказчиком в документации. Указанное изменение сократит возможность допущения участниками закупки ошибок в части заполнения ими характеристик товаров, подлежащих поставке, поскольку потребность заказчика уже определена им путем формирования требований к товарам посредством описания качественных характеристик в приложении к Техническим заданиям, которые могут быть воспроизведены участниками закупки посредством копирования (или предоставления согласия).

Учитывая, что положения Аукционных документаций, в том числе предусматривают дачу участниками согласия, Комиссия считает указанное достаточным для принятия участия в процедуре без предоставления конкретных технических характеристик.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Аукционная документация Заказчика не отвечает принципам, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

При этом, исходя из вышеизложенного, Заказчику надлежит пересмотреть заявки участников процедуры.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, в целях предотвращения затягивания процедуры Аукционов в настоящем случае Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания о завершении процедур Аукционов без учета неправомерных требований.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <...> на действия ГБУЗ ЦПСиР ДЗМ
(ОГРН: 1027739013796, ИНН: 7727019543) при проведении Аукционов обоснованной.

2. Установить в действиях ГБУЗ ЦПСиР ДЗМ нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать ГБУЗ ЦПСиР ДЗМ обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

<...>

 

 

ГБУЗ ЦПСиР ДЗМ

 

Ставропольский пр-т, д. 24А,

г. Москва, 117209

 

 

АО «ЕЭТП»

 

Кожевническая ул., д. 14, стр. 5,

г. Москва, 115114

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-5534/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

01.04.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 01.04.2020
по делу
077/07/00-5534/2020,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ГБУЗ ЦПСиР ДЗМ (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении аукционов в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на текущий ремонт помещений В204, В226, В642 и коридора В 628 со шлюзом в здании ГБУЗ ЦПСиР ДЗМ, текущий ремонт помещений В231, В214, В209 и коридора В235 в отделении патологии в здании ГБУЗ ЦПСиР ДЗМ, текущий ремонт палат № Б611, Б616, Б621 и коридора Б633 со шлюзами в обсервационном отделении 6-го этажа здания (реестровые
№ 32008997252, 32008997259, 32008997358)
(далее — Аукционы):

  1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведение процедуры, в случае, если такие протоколы составлялись;

  2. Заказчику назначить новые даты рассмотрения поступивших заявок, подведения итогов Аукционов;

  3. Заказчику осуществить рассмотрение заявок участников Аукционов в соответствии с решением Комиссии от 01.04.2020 по делу 077/07/00-5534/2020, а именно без учета неправомерных требований в части необходимости заполнения участниками сведений о технических характеристиках товаров, подлежащих использованию при выполнении работ;

  4. Заказчику завершить проведение Аукционов в соответствии с учетом требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положения о закупках, Аукционных документаций.

  5. Заказчику разместить информацию о каждом действии по исполнению предписания в течение трех дней после выполнения пункта в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее — ЕИС)

  6. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 06.05.2020.

  7. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 08.05.2020 включительно с приложением подтверждающих документов.

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Примечание:

 

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны