Решение б/н б/а от 3 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-14648/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


28.09.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...> — заместителя начальника отдела антимонопольного контроля торгов;

членов Комиссии:

<...> — главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,

<...> — специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ГБУ «Мосгоргеотрест», ООО «Строй-Монтаж»,

рассмотрев жалобу ООО «Строй-Монтаж» (далее — Заявитель) на действия ГБУ «Мосгоргеотрест» (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации в здании по адресу: г. Москва, ул. Лавочкина, д. 23-А, и системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на территории, в зданиях и сооружениях, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Беломорская, д.36-Д (реестровый № 32211671534, далее — Закупка) (далее — Жалоба), направленную письмом ФАС России от 22.09.2022 № 28/88051/22,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная несогласием с формированием Закупочной документации, влекущем ограничение конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы, Заказчиком необоснованно включено требование о наличии у подрядчика по договору лицензии на осуществление деятельности, требование о предоставлении заявителями документов, не предусмотренных Законом о закупках, а также Заявителем указано на отсутствие в аукционной документации критериев эквивалентности товара (работ, услуг), составляющих предмет Закупки.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Так, предметом Закупки является закупка оборудования и выполнение работ по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Согласно пункту 14.9 аукционной документации к участникам закупки Заказчик не устанавливает требование наличия лицензии (выписки из реестра лицензий) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что в пункте 5.1. технического задания установлено, что подрядчик должен иметь лицензию на виды деятельности в области обеспечения пожарной безопасности в соответствии с актами, указанными в пунктах 7.10, 7.13 технического задания.

Кроме того, Заказчик пояснил, что в адрес Заказчика поступали запросы на разъяснения данного положения аукционной документации, на которые Заказчиком было пояснено, что именно порядчик должен предоставить Заказчику действующую лицензию (выписку из реестра лицензий) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с обязательным наличием следующих видов работ:

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), о чем также в разъяснениях было указано.

Вместе с тем, проектом государственного контракта и извещением о проведении Закупки не предусмотрено условий о запрете на привлечение третьих лиц, имеющих лицензию на виды деятельности в области обеспечения пожарной безопасности, для выполнения работ, требующих лицензию, следовательно, данный довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения в части введения участников закупки в заблуждение.

При этом согласно техническому задания работы, выполнение которых осуществляется при наличии лицензии, составляет менее 50% от работ, предусмотренных техническим заданием.

Таким образом, установление данного требования не препятствует подаче заявок на участие хозяйствующим субъектам для участие в аукционе и не ограничивает круг потенциальных участников Закупки.

Кроме того, Заявителем не доказано, что Заказчик, установив указанное требование к подрядчику по договору, ущемил его права.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанный довод Заявителя является необоснованным.

Также Заявитель считает неправомерным установленный перечень к составу заявки участника, а равно такие требования являются избыточными.

Заказчик с указанным доводом не согласился, пояснив, что перечень требуемых документов установлен на основании Положения о закупках Заказчика, что не является нарушением требований действующего законодательства в сфере закупок.

Рассмотрев довод Заявителя об установлении Заказчиком требования о предоставлении документов, не предусмотренных Законом о закупках, Комиссия установила следующее.

Статьей 3.4 Закона о закупке определены особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Так, частью 19.6 статьи 3.4 Закона о закупках определено, что заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 настоящей статьи. Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1 настоящей статьи. При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках В документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, учредительный документ, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо;

2) фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, адрес места жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является индивидуальный предприниматель;

3) идентификационный номер налогоплательщика участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);

4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц;

5) копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев подписания заявки:

а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;

б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (далее в настоящей статье - руководитель), если участником такой закупки является юридическое лицо;

6) копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "е" пункта 9 настоящей части;

7) копия решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, если требование о наличии указанного решения установлено законодательством Российской Федерации и для участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключение по результатам такой закупки договора либо предоставление обеспечения заявки на участие в такой закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке), обеспечения исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) является крупной сделкой;

8) информация и документы об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке:

а) реквизиты специального банковского счета участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется участником такой закупки путем внесения денежных средств;

б) независимая гарантия или ее копия, если в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участником такой закупки предоставляется независимая гарантия;

9) декларация, подтверждающая на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) непроведение ликвидации участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника такой закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

б) неприостановление деятельности участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника такой закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Участник такой закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства не принято;

г) отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

д) отсутствие фактов привлечения в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участника такой закупки - юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

е) соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых размещены эти информация и документы);

ж) обладание участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты;

з) обладание участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства правами использования результата интеллектуальной деятельности в случае использования такого результата при исполнении договора;

10) предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки;

11) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

12) наименование страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона;

13) предложение о цене договора (единицы товара, работы, услуги), за исключением проведения аукциона в электронной форме.

Указанный перечень является закрытым и исчерпывающим.

При этом частью 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 указанной статьи.

Вместе с тем согласно пунктам 14.12 и 14.13 информационной карты аукционной документации закупки Заказчик в нарушение части 19.3 и 19.6 статьи 3.4 Закона о закупках определил более широкий перечень документов, прилагаемых к заявке на участие, и изменил порядок их предоставления.

Так, например, подпунктом 4 пункта 14.13 Информационной карты установлен требование о предоставлении во второй части заявки полученной не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения в ЕИС на официальном сайте, извещения о проведении процедуры закупки выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенная копия такой выписки (для юридических лиц) либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенная копия такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещения о проведении процедуры закупки.

Вместе с тем, частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках не установлена возможность требования указанного документа от участников.

Кроме того, подпунктом 11 пункта 14.13 Информационной карты установлена необходимость предоставления «Декларация, подтверждающая на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства». В свою очередь, в Закупочной документации отсутствует указания на то, что именно должен продекларировать участник, а равно чему именно такая декларация является подтверждением.

Также подпунктом 7 пункта 14.13 Информационной карты установлена обязанность по предоставлению предложения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг), в случае, если предоставление таких предложений предусмотрено извещением/документацией о закупке, либо согласие участника процедуры закупки на исполнение договора на условиях, указанных в извещении и/или документации о закупке.

Вместе с тем, частью 4 статьи 3.4 Закона о закупках Заказчиком при проведении закупки в форме конкурса могут включатся этапы об обсуждении с участниками закупки функциональных характеристик (потребительских свойств) товаров, качества работ, услуг и иных условий исполнения договора в целях уточнения в извещении о проведении конкурса в электронной форме, документации о конкурентной закупке, проекте договора требуемых характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, работ, услуг.

Оспариваемая Закупка проводится в виде аукциона, в связи с чем положения части 4 статьи 3.4 Закона о закупках не могут быть применены.

Более того, Заказчик затруднился пояснить необходимость предоставления предложения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг) либо согласия на исполнение договора на условиях, указанных в извещении и/или документации о закупке, учитывая, что пунктом 14.12 Информационной карты согласие и описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями аукционной документации предусмотрено к представлению в первых частях заявок.

Также Комиссия считает необходимым отметить, что Заказчиком изменен порядок представления документов в заявке участника аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренный частью 9.6 статьи 3.4 Закона о закупках, а именно: подпунктом 3 пункта 14.12 Информационной карты установлено, что сведения о наименовании страны происхождения товара (в случае установления Заказчиком в извещении о проведении аукциона в электронной форме, аукционной документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств) должны быть представлены в первой части заявки.

Вместе с тем Комиссия обращает внимание, что возможность установления в документации о закупке требования о представлении наименования страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 названного Федерального закона установлены пунктом 12 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках.

На основании части 19.6 статьи 3.4 Закона о закупках сведения, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1 названной статьи должны содержатся во второй части заявок на участие в аукционе.

Резюмируя вышеизложенное, изучив представленные документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что требования, установленные пунктами 14.12 и 14.13 информационной карты аукционной документации, не соответствуют положениям частей 19.3 и 19.6 статьи 3.4 Закона о закупках, в связи с чем Комиссия пришла к выводу об обоснованности указанного довода жалобы.

Также, по мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации не установлены параметры эквивалентности товара, используемого при выполнении работ, что делает невозможным предоставление участником описания/предложения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг).

Как следует из пояснений Заказчика, технические характеристики, предъявляемые к товару (работам, услугам), которые составляют предмет Закупки, определены стандартизированными рабочим документациями № 22-5211928-РД-АПС и 22-5371653-АПС.СУЭ, а также расчетно-сметной документацией.

Про этом, по мнению Заказчика, аукционной документацией не установлены конкретные характеристики товара, так как работы и товары в полной мере охарактеризованы в сметной и рабочей документациях, а также в соответствии со стандартизованной формой технического задания, где в разделе 2 технического задания установлено следующее: «2.3 Подрядчик выполняет работы в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом требований актов, указанных в пунктах 7.2, 7.12 настоящего технического задания (Приложение 3 «Проектная документация» к настоящему техническому заданию) и Приложением 4 «Сметная документация» к настоящему техническому заданию.

В случае, если Приложение 3 «Проектная документация» или Приложение 4 «Сметная документация» к настоящему техническому заданию содержат указания на марки, модели или наименования производителя оборудования, то такое указание считается установленным под условием – «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости оборудования и (или) необходимости обеспечения взаимодействия такого оборудования с оборудованием и программным обеспечением, используемыми Заказчиком и (или) Единым дежурно-диспетчерским центром реагирования на чрезвычайные ситуации города Москвы».

Рассмотрев довод жалобы Заявителя об отсутствии в аукционной документации эквивалентных требований к предмету закупки, Комиссия установила следующее.

Изучив рабочие документации № 22-5211928-РД-АПС и 22-5371653-АПС.СУЭ и расчетно-сметную документацию, Комиссия установила, что указанные документы определяют стандартизированное техническое решение исключительно в части осуществления монтажных работ и не предусматривают критерии эквивалентности товара, подлежащего монтажу.

Комиссия считает необходимым отметить, что в силу пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

В свою очередь, на основании пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, именно на Заказчика действующим законодательством возложена обязанность по формированию требований к закупаемым товарам, работам, услугам на основании собственной потребности, указав соответствующие параметры в виде технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств).

Как следует из положений Закупочной документации, форма 1 «Предложение участника закупки в отношении объекта закупки» подлежит заполнению на основании приложенной к данной форме инструкции по предоставлению в составе заявки на участие в закупке сведений о конкретных показателях поставляемых товаров (далее — Инструкция).

Согласно Инструкции, при указании в извещении об осуществлении закупки товарных знаков товаров считать описание объекта с применением слов «или эквивалент», за исключением указания случаев несовместимости товаров и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Как было установлено на заседании, в составе размещенной Закупочной документации по каждому из объектов Заказчика имеется рабочая документация, которая содержит требования в отношении конкретных товарных знаков.

Например, в пункте 4 рабочей документации АПС — Лавочкина 23А «Технические решения» указано, что система автоматической пожарной сигнализации построена на базе оборудования производства «Болид».

При этом, по мнению Заказчика, участник может предложить эквивалентную продукцию в случае технического изменения самой системы автоматической пожарной сигнализации.

Однако, Закупочная документация не содержит технические характеристи, функциональные характеристики (потребительские свойства) каждого из закупаемых товаров, используемых при выполнении монтажных работ АПС,

Таким образом, порядок изложения Заказчиком технических требований к товарам, установленным в Документации, не позволяет участнику Закупки представить надлежащее предложение, поскольку Заказчик, не учитывая предмет закупки, не установил конкретные параметры интеграции оборудования, подлежащего использованию при выполнении монтажных работ, которые объективно затрудняют подачу надлежащей заявки, что недопустимо при проведении конкурентной процедуры.

На основании изложенного, Комиссия расценивает действия Заказчика как фактически возлагающие на участника не только обязанность по изъявлению воли и согласия на выполнение работ, но прежде всего обязанность по выявлению действительной потребности Заказчика, как противоречащие положениям действующего законодательства о закупках.

Комиссия считает необходимым отметить, что документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования.

Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в Закупке, а также недопустимости злоупотребления правом Заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно формирования подаваемых на участие в закупке заявок.

Названный правовой подход наиболее полно обеспечивает баланс частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, поскольку направлен на повышенную защиту участника торгов как более слабой стороны в указанных правоотношениях.

Учитывая, что в соответствии с аукционной документацией закупка оборудования системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и проведение монтажных работ по установке указанного оборудования составляют единый предмет, Комиссия приходит к выводу, что данные документы не содержат критерии эквивалентности товара, подлежащего к монтажу в соответствии с предметом Закупки.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3, пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы частично обоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Строй-Монтаж» (ИНН: 5012083931; ОГРН: 1145012002640) на действия ГБУ «Мосгоргеотрест» (ИНН: 7714972558; ОГРН: 1177746118230) при проведении Закупок частично обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, частей 19.3 и 19.6 статьи 3.4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны