Решение б/н Б/А от 1 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-2227/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
24.02.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО ЧОП Фирма «ЛЕГИОН», ГКУ «УКС»,

в отсутствие представителей АО «Мосинжпроект», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 21.02.2022 № НП/9748/22,

рассмотрев жалобу ООО ЧОП Фирма «ЛЕГИОН» (далее — Заявитель) на действия АО «МОСИНЖПРОЕКТ» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по организации пропускного и внутриобъектового режимов и обеспечению круглосуточной охраны строительных площадок объектов строительства: СевероВосточный участок Большой кольцевой линии, станция метро «Савеловская» - ст. «Авиамоторная»; «Технологическая часть ТПУ на станции метро «Электрозаводская». Этап № 3. «Третья очередь». Пешеходный мост через реку Яуза»; «Технологическая часть ТПУ на станции метро «Лефортово», этап 1: «Реконструкция улично-дорожной сети»; «Технологическая часть ТПУ на станции метро «Лефортово», этап 2. Устройство проектируемого проезда № 1329» (реестровый № 32111014659) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о переносе рассмотрения жалобы в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащей оценке заявки Заявителя.

Как указывает Заявитель, ООО ЧОП Фирма «ЛЕГИОН» предоставило в составе заявки соответствующий опыт участника на общую сумму 1 762 970 424,00 рублей, при этом, к оценке приняты договоры лишь на сумму 697 701 409,58 рублей.

По мнению Заявителя Заказчик не указал основания, по которым отказано в принятии к оценке остального опыта, а также неправомерно не принял их к оценке, что повлияло на итоговый результат.

Уполномоченное учреждение с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и истребуемые антимонопольным органом материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссией установлено, что Заказчиком 30.12.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по организации пропускного и внутриобъектового режимов и обеспечению круглосуточной охраны строительных площадок объектов строительства: Северо-Восточный участок Большой кольцевой линии, станция метро «Савеловская» - ст. «Авиамоторная»; «Технологическая часть ТПУ на станции метро «Электрозаводская». Этап № 3. «Третья очередь». Пешеходный мост через реку Яуза»; «Технологическая часть ТПУ на станции метро «Лефортово», этап 1: «Реконструкция улично-дорожной сети»; «Технологическая часть ТПУ на станции метро «Лефортово», этап 2. Устройство проектируемого проезда № 1329» (реестровый № 32111014659) (далее – конкурс, процедура).

Конкурсной документацией установлены критерии оценки заявок на участие в закупке, их содержание, значимость порядок оценки.

Так, нестоимостные критерии оценки:

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

Значимость: 30 % (коэффициент значимости критерия 0.3)

Содержание:

При оценке заявок по настоящему критерию оцениваются предложения участников закупки по показателю «Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров».

Порядок оценки:

При оценке заявок по данному критерию лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение участника закупки, набравшего наибольшее количество баллов по данному критерию. Максимальное значение оценки по данному критерию составляет 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

Показатели, по которым отсутствуют предложения, оцениваются нулевым количеством баллов. Для оценки заявки на участие в конкурсе осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке на участие в конкурсе. Итоговый рейтинг заявки на участие в конкурсе вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки на участие в конкурсе. Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.

Показатели критерия:

Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров

Коэффициент значимости (КЗ) =1

Максимальная оценка по показателю –100.0 баллов

Содержание:

Оценивается предложение участника об объемах исполненных участником контрактов (договоров) за последние 3 года, предшествующие дате начала подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника (оценивается суммарный объем оказанных услуг сопоставимого характера и объема, исчисляемый в рублях).

Под услугами сопоставимого характера и объема понимается оказание услуг охраны объектов и (или) имущества, стоимость которых по одному контракту (договору) составляет не менее 20 (двадцати) процентов от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке. Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, гражданско-правовых договоров (с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, содержащих сведения о стоимости оказанных услуг.

Представленные участником закупки контракты, исполнение которых не подтверждено документально, не учитываются при оценке.

Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов оказанных услуг).

При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.

В случае если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru «Информацией о заключенном контракте (его изменении)» и «Информацией об исполнении (о расторжении) контракта» при условии предоставления в составе заявки формы «Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», содержащей данные о номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта.

Рекомендуемая форма «Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» приведена в Приложении к настоящим критериям оценки заявок участников закупки.

Непредставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе при предоставлении копий контрактов (договоров) в соответствии с порядком оценки либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, в случае предоставления сведений об опыте по форме «Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема».

Порядок оценки:

Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi ), определяется по формуле:

НЦБi = КЗ * 100 * (Кi / К max ),

где: КЗ - коэффициент значимости показателя;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

К max - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.

Оценка в 0 баллов по показателю будет присвоена:

- участнику закупки, который не имеет опыта сопоставимого характера и объема;

- участнику закупки, который не представил в составе своей заявки документы (копии документов), подтверждающие сведения о наличии опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема за указанный в показателе период.

Показатели, по которым отсутствуют предложения, оцениваются нулевым количеством баллов. Для оценки заявки на участие в конкурсе осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке на участие в конкурсе. Итоговый рейтинг заявки на участие в конкурсе вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки на участие в конкурсе. Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки приложена справка о наличии соответствующего опыта на сумму 77 657 214,88 рублей.

Сводные сведения о наличии опыта участника закупки (с учетом участия всех членов консорциума), подтверждающие наличие заявленной суммы в размере 1 762 970 424,00 рублей, в составе заявки отсутствуют.

При данных обстоятельствах конкурсной комиссией Заказчика была проведена оценка соответствующего опыта по договорам (контрактам) с актами оказанных услуг, представленных в составе заявки Заявителя. В подтверждение своих доводов Заказчиком представлены в материалы дела представлена сводная справка по договорам (контрактам), с указанием заявленных/принятых к оценке сумм.

На заседании Комиссии, состоявшемся 18.02.2022, Заявитель уточнил, что с учетом пояснений и сводной справкой по договорам (контрактам), с указанием заявленных/принятых к оценке сумм, представленными Заказчиком, Заявитель не согласен только с непринятием к оценке контракта № 499/ЭА/2017/ДГЗ/З, заключенного 15.09.2017 между Министерством обороны РФ и ООО ЧОП «РОСИЧ-А1» (согласно ДС от 20.03.2018 изменение наименования на ООО ЧОП «РУСИЧ») по результатам электронного аукциона № 701/З/ЭА/2 (реестровый номер контракта 1770425226117000968), на сумму 72 735 499,20 рублей (с учетом ДС от 07.12.2018 о снижении цены контракта) (пункт 79 сводной справки).

Так, согласно сводной справке указанный Договор № 499/ЭА/2017/ДГЗ/3 не принят к оценке в связи с тем, что статус контракта в ЕИС «Исполнение».

Заявитель указал, что фактически договор исполнен, что подтверждается соответствующими актами, следовательно Заявитель не несет ответственности за размещение сведений в ЕИС.

Вместе с тем, на заседании Комиссии Заказчик пояснил, что к вышеуказанному контракту приложены акты оказанных услуг на общую сумму в размере 73 184 023,20 рублей, при этом, часть актов дублирует друг друга, в связи чем, сумма актов, подтверждающих частичное исполнение обязательств по спорному контракту составляет 66 727 749,60 рублей.

Задвоение составляет 6 456 273,60 рублей.

Таким образом, контракт, заключенный на сумму 72 735 499,20 рублей, с учетом предоставленных в составе заявки актов оказанных услуг, исполнен частично на сумму 66 727 749,60 рублей.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕИС (реестровый номер контракта 1770425226117000968), спорный договор также не исполнен, имея статус «Исполнение».

С целью уточнения информации по спорному контракту, 18.02.2022 Уполномоченным учреждением в адрес Министерства обороны РФ по спорному контракту был направлен запрос о предоставлении сведений относительно факта исполнения контракта № 499/ЭА/2017/ДГЗ/З от 15.09.2017 с указанием суммы исполнения и информации о наличии/отсутствии применения штрафных санкций.

Согласно ответу Министерства обороны РФ от 21.02.2022 № 113/5/1040, договор исполнен в полном объеме на сумму 72 735 499, 20.

Однако, на момент рассмотрения заявки данный факт невозможно было определить на основании документов, предоставленных в составе заявки, поскольку сумма актов выполненных работ, предоставленных в качестве подтверждения исполнения, составляла 66 727 749,60.

Также Министерство обороны РФ уведомило о том, что в ходе исполнения Контракта Заявителем допускалось оказание услуг, несоответствующих предусмотренным Контрактом требованиям к качеству, а также том, что в представленных копиях актах оказанных услуг №34, №40 и №43 не идентичны оригиналам актов, имеющимся в Главном управлении военной полиции Министерства обороны Российской федерации.

Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что названные основания не принимаются Комиссией во внимание, поскольку на момент оценки заявки Заявителя, у Заказчика отсутствовали вышеуказанные сведения.

Однако, Комиссия принимает во внимание, что указанный контракт в любом случае не подлежал принятию к оценке в связи с несоответствием критериям оценки, поскольку исполнен с нарушениями.

На заседании Комиссии, состоявшемся 24.02.2022, Заявитель пояснил, что с учетом представленных сведений и документов, Заявитель соглашается с доводами Заказчика относительно задвоения актов оказанных услуг, представленных в составе заявки к контракту № 499/ЭА/2017/ДГЗ/З и не оспаривает указанные обстоятельства.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в указанной части.

Относительно доводов жалобы о неуказании оснований, по которым отказано в принятии к оценке остального опыта, Комиссия отмечает следующее.

Частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

4) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

5) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

6) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

7) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

Пунктом 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений.

Комиссией установлено, что протокол от 31.01.2022 №506-1221-ОКЭФ-1 содержит результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок.

Ссылка Заявителя на том, что протокол не содержит указания оснований, по которым отказано в принятии к оценке остального опыта Заявителя, отклоняется Комиссией как необоснованный с связи со следующим.

Так, в приложении к протоколу №506-1221-ОКЭФ-1 отражены следующие сведения:

 


 

Закон о закупках не содержит прямых указаний о необходимости включения в итоговый протокол абсолютно всей информации, детально раскрывающей причины начисления того или иного количества баллов поданным заявкам (если оценка и сопоставление таких заявок осуществляются на основании присвоения баллов), в том числе основания непринятия к оценке того или иного договора.

Содержание закупочной документации и протокола, составленного по итогам конкурентной закупки, позволяющее в совокупности участникам закупки (и без дополнительных запросов и разъяснений) определить порядок, систему начисления баллов по поданным заявкам, проверить и оценить их правильность, не может свидетельствовать о нарушении принципа информационной открытости закупки. Комиссия Управления исследовав от 31.01.2022 №506-1221-ОКЭФ-1 установила, что названный протокол составлен надлежащим образом и соответствует требованиям, установленным частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

Доводы Заявителя, озвученные на заседании Комиссии относительно несогласия с указанием в протоколе основания «Несоответствие порядку оценки, установленному в документации» не принимаются Комиссией, поскольку частью 13 статьи 3 Закона о закупках установлено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО ЧОП Фирма «ЛЕГИОН» (ОГРН 1037739231914, ИНН 7704075654) на действия АО «Мосинжпроект» (ОГРН 1107746614436, ИНН 7701885820) при проведении Закупки необоснованной.

     

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмами Московского УФАС России от 10.02.2022 № НП/7466/22, от 15.02.2022 № НП/8563/22, от 21.02.2022 № НП/9748/22.

 


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны