Решение б/н б/а от 21 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-17313/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
18.12.2023                                                                                                                      г. Москва


Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«…..»,

членов Комиссии:

«…..»,

«…..»,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей «…..» («…..» по доверенности от 14.12.2023 № 8), «…..» («…..» по доверенности от 09.01.2023 № б/н), «…..» («…..» по доверенности от 08.12.2023 № б/н),

рассмотрев жалобу «…..» (далее также — Заявитель) на действия «…..» (далее также — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки труб для проведения работ по капитальному ремонту МКД в 2024 году (реестровый № 32312975895, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в нарушении срока публикации протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, а также в нарушении срока публикации протокола подведения итогов, что лишило права Заявителя на участие в аукционе.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что в связи с техническими проблемами на стороне Заказчика, протокол рассмотрения первых частей заявок был размещен на электронной торговой площадке, не 01.12.2023 в 09:00, как это установлено в Информационной карте документации, а 04.12.2023 в 09:01, в связи с чем торги по данной Закупке проходили на несколько минут позже установленного времени.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу с части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть установлены сроки проведения каждого этапа конкурса в электронной форме.

Как следует из пункта 24 статьи 3.4 Закона о закупках по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме, а также заявок на участие в запросе котировок в электронной форме заказчик направляет оператору электронной площадки протокол, указанный в части 13 статьи 3.2 названного закона. В течение часа с момента получения указанного протокола оператор электронной площадки размещает его в единой информационной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В силу пункта 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках, пункта 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе следующие сведения: порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).

Как следует из материалов дела, Заказчиком 18.11.2023 в Единой информационной системе о закупках (далее также – ЕИС) размещена информация о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора (включая НДС) установлена в размере 61 213 224,40 рублей.

Согласно пункту 8 Информационной карты документации и сведениям в ЕИС:

Дата начала срока подач заявок: 18.11.2023 09:00 (время московское).

Дата окончания срока подачи заявок: 30.11.2023 в 09:00 (время московское).

Дата и время проведения процедуры рассмотрения первых частей заявок: 01.12.2023 09:00 (время московское).

Дата проведения аукциона: 04.12.2023 09:00 (время московское).

Дата и время проведения процедуры рассмотрения вторых частей заявок: 05.12.2023 09:00 (время московское).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке в редакции, утвержденной приказом Главного контрольного управления города Москвы от 07.03.2023 № 12 (далее – Положение о закупке).

Пунктом 9.8 Положения о Закупке установлено, что доступ к открытию поступивших заявок на участие в закупке в электронной форме осуществляется в заранее назначенное время на ЭП согласно извещению о проведении закупки в электронной форме, в соответствии с регламентом ЭП. Заседания Закупочной комиссии проводятся в порядке и в сроки, установленные настоящим Положением, если иное не предусмотрено документацией о закупке в электронной форме. Протоколы заседаний Закупочной комиссии публикуются в сроки, установленные настоящим Положением, если иное не установлено документацией о закупке в электронной форме, в ЕИС, а также на сайте ЭП, на котором проводилась закупка.

Как было указано Комиссией ранее, в соответствии с информационной картой, срок рассмотрения первых частей заявок Заказчиком определен конкретной календарной датой - 01.12.2023, однако в установленный срок протокол рассмотрения соответствующих частей заявок Заказчиком опубликован не был.

В соответствии со сведениями, размещенными в ЕИС, протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке опубликован Заказчиком 04.12.2023 в 09:08. Кроме того, сам протокол датирован 04.12.2023, что свидетельствует о нарушении Заказчиком сроков рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке.

При этом доказательств того, что соответствующее позднее размещение в ЕИС обусловлено действиями Оператора ЭТП в материалы дела заказчиком не представлено.

Следовательно, рассмотрение первых частей заявок участников закупки осуществлено заказчиком с нарушением сроков, предусмотренных документацией. При этом в протоколе также отсутствуют указания, что фактически рассмотрение заявок осуществлено Заказчиком 01.12.2023, то есть, в конкретную дату, которая была определена Заказчиком в документации.

В связи с чем Комиссия Управления признает обоснованным указанный довод жалобы Заявителя.

Относительно довода Заявителя, в части оспаривания действий Заказчика о рассмотрении вторых частей заявок и подведения итогов Закупки в нарушение сроков, установленных в документации, Комиссия отмечает следующее.

Как было указано Комиссией ранее, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть установлены сроки проведения каждого этапа конкурса в электронной форме.

Пунктом 6.5 документации установлено, что на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме оформляется итоговый протокол аукциона в электронной форме, который ведется Закупочной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами Закупочной комиссии в день окончания рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме.

Как установлено Комиссией Управления в соответствии с пунктом 8 Информационной картой дата проведения процедуры рассмотрения вторых частей заявок установлена Заказчиком конкретной календарной датой — 05.12.2023 09:00 (время московское).

В свою очередь, в соответствии со сведениями, размещенными в ЕИС, Заказчик рассмотрел вторые части заявок и, соответственно, подвел итоги Закупки ранее даты, установленной в документации, а именно протокол рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке опубликован Заказчиком 04.12.2023 в 16:24.

Кроме того, сам протокол также датирован 04.12.2023, что свидетельствует о нарушении Заказчиком сроков рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке.

Следует также отметить, что оспариваемые действия Заказчика повлекли ограничение конкуренции и сужение круга участников Закупки, поскольку как следует из материалов дела, из девяти допущенных участников аукциона, только трое участников приняли участие в аукционе, ввиду того, что протокол рассмотрения первых частей заявок был опубликован Заказчиком фактически в дату и время проведения аукциона. Таким образом, участникам не предоставлена своевременная информация о возможности принять участие в дальнейшем этапе процедуры Закупки, а также ограничено время для принятия решения о своем участии в аукционе.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы, а в действиях Заказчика усматриваются нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3, пункта 24 статьи 3.4 Закона о закупках, пункта 9.8 Положения о Закупке и пункта 8 Информационной карты документации.

В свою очередь, у Комиссии отсутствуют основания, препятствующие выдаче Заказчику обязательного к исполнению предписания об устранении допущенного нарушения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу «…..» (ОГРН: «…..», ИНН: «…..») на действия «…..» (ОГРН: «…..», ИНН: «…..») при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3, пункта 24 статьи 3.4 Закона о закупках, пункта 9.8 Положения о Закупке и пункта 8 Информационной карты документации.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны