Решение №ПО/989/21 Решение от 13 января 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Клиника С.П. Семенова «Вита»
Бухарестская ул., д. 22, корп. 2, лит. Д, пом/пом 1н/108, г. Санкт-Петербург, 192102
reklama@mcvita.ru
ООО «Центр +Сервис»
Красносельский 1-й пер., д. 3, кв. 75, пом I, г. Москва, 107140
ООО «Вита» Центр Психологии
Бухарестская ул., д. 22, к. 2, лит. Д, пом. 1Н, пом. 68, г. Санкт-Петербург, 192102
vitavalida@mail.ru
marina.vedmuk@gmail.com
РЕШЕНИЕ
по делу № 077/05/5-9260/2020
г. Москва
Резолютивная часть решения оглашена «25» ноября 2020 г.
В полном объеме решение изготовлено «____» января 2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: <…>,
членов Комиссии: <…>, <…>,
рассмотрев дело № 077/05/5-9260/2020, возбужденное в отношении ООО «Клиника С.П. Семенова «Вита», ООО «Вита» Центр Психологии, ООО «Центр +Сервис» относительно распространения 09.12.2019 рекламы психологических услуг, оказываемых ООО «Вита» Центр Психологии, на странице 24 выпуска № 49 еженедельной газеты «Центр+город»:
«Достаточно всего одного сеанса, чтобы переключить организм в режим естественного похудения, похудеть до нужного Вам веса и сохранить достигнутый результат. И это без изнуряющих тренировок и голодовок; напротив, при регулярном питании и соблюдении несложных правил здорового образа жизни! Автор концепции — известный петербургский врач Сергей Петрович СЕМЕНОВ. Лишний вес (пенсионерам льгота 50 %) пристрастие к спиртному. Mcvita.ru vita-ap.ru Сеансы проводит С.П. Семенов ПРОВОДЯТСЯ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА», с признаками нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38‑ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, но при этом присутствует указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни.
в присутствии представителя ООО «Клиника С.П. Семенова «Вита», ООО «Вита» Центр Психологии в лице <…>,
в отсутствие представителя ООО «Центр +Сервис» (уведомлено надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
Дело № 077/05/5-9260/2020 возбуждено в отношении ООО «Клиника С.П. Семенова «Вита», ООО «Вита» Центр Психологии, ООО «Центр +Сервис» на основании заявления по факту распространения 09.12.2019 рекламы психологических услуг, оказываемых ООО «Вита» Центр Психологии, на странице 24 выпуска № 49 еженедельной газеты «Центр+город»:
«Достаточно всего одного сеанса, чтобы переключить организм в режим естественного похудения, похудеть до нужного Вам веса и сохранить достигнутый результат. И это без изнуряющих тренировок и голодовок; напротив, при регулярном питании и соблюдении несложных правил здорового образа жизни! Автор концепции — известный петербургский врач Сергей Петрович СЕМЕНОВ. Лишний вес (пенсионерам льгота 50 %) пристрастие к спиртному. Mcvita.ru vita-ap.ru Сеансы проводит С.П. Семенов ПРОВОДЯТСЯ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА».
В рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, но при этом присутствует указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни.
Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.
ООО «Вита» Центр Психологии является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 18.07.2012 за основным государственным регистрационным номером 1127847382585, ИНН 7816542882, КПП 781601001.
ООО «Центр +Сервис» является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 31.03.2014 за основным государственным регистрационным номером 1147746346780, ИНН 7708810319, КПП 770801001.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно представленным в материалы дела документам и сведениям на странице 24 выпуска № 49 еженедельной газеты «Центр+город» размещалась спорная реклама следующего содержания:
«Достаточно всего одного сеанса, чтобы переключить организм в режим естественного похудения, похудеть до нужного Вам веса и сохранить достигнутый результат. И это без изнуряющих тренировок и голодовок; напротив, при регулярном питании и соблюдении несложных правил здорового образа жизни! Автор концепции — известный петербургский врач Сергей Петрович СЕМЕНОВ. Лишний вес (пенсионерам льгота 50 %) пристрастие к спиртному. Mcvita.ru vita-ap.ru Сеансы проводит С.П. Семенов ПРОВОДЯТСЯ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА».
Резюмируя изложенное, рассматриваемая информация распространялась неопределенному кругу лиц, исходя из способа распространения и содержания, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (оказание психологической помощи), а следовательно является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе.
Под неопределенным кругом лиц в целях Закона о рекламе понимаются те лица, которые не могут быть заранее персонифицировано определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
На основании изложенного, рассматриваемая информация является рекламой, что сторонами по делу не оспаривается.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
Согласно Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем Х пересмотра, введенной в действие Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 170 от 27.05.2020 «синдром алкогольной зависимости», а также «ожирение и другие виды избыточности питания» являются заболеваниями.
Однако согласно письменным пояснениям, представленным ООО «Вита» Центр Психологии, Общество не оказывает медицинские услуги и не занимается медицинской деятельностью.
Более того согласно действующему законодательству Российской Федерации, в частности Закону г. Москвы от 7 октября 2009 г. № 43 «О психологической помощи населению в городе Москве» (далее — Закон г. Москвы «О психологической помощи населению в городе Москве») психологическая помощь не является медицинской услугой.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона г. Москвы «О психологической помощи населению в городе Москве» психологическая помощью является профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации.
Вместе с тем в тексте рекламы отсутствует указание на психологический характер проблем, связанных с «лишнем весом» и «пристрастием к спиртному», указанных в рекламной объявлении. Поэтому использование формулировок «лишний вес», «пристрастие к спиртному» указывает в том числе на положительный результат сеансов на течение таких заболеваний как алкоголизм, ожирение и другие виды избыточности питания.
Таким образом, исходя из вышеперечисленного, при распространении указанной рекламы усматриваются признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в указании в тексте рекламного объявления на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, в частности в указании на леченые свойства от алкоголизма, ожирения и другие виды избыточности питания психологических консультаций, проводимых Обществом.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В тексте рекламы присутствует надпись «проводится консультация специалиста», однако в тексте рекламы отсутствует дополнительная информация о цели и характере данной консультации, в частности не указана квалификация специалиста, вопросы, которые будут подняты в рамках данной консультации и. д.
Также согласно тексту рекламного объявления автором психологического курса является врач С.П. Семёнов, который также проводит сеансы с клиентами. Однако в тексте рекламы отсутствует квалификация, специальность врача.
Согласно системному толкованию действующего законодательства, в том числе положениям Федерального закона «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, врачом является специалист, деятельность которого направлена на оказание медицинской помощи и иной медицинской деятельности.
На основании вышеизложенного, а также принимая во внимание, что невозможно установить характер данных услуг, в частности их психологическую, а не медицинскую направленность, при размещении данной рекламы усматриваются признаки нарушения пункта 7 статьи 5 Закона, выразившееся в отсутствии части существенной информации о рекламируемом товаре, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, распространенная 09.12.2019 реклама психологических услуг, оказываемых ООО «Вита» Центр Психологии, на странице 24 выпуска № 49 еженедельной газеты «Центр+город»:
«Достаточно всего одного сеанса, чтобы переключить организм в режим естественного похудения, похудеть до нужного Вам веса и сохранить достигнутый результат. И это без изнуряющих тренировок и голодовок; напротив, при регулярном питании и соблюдении несложных правил здорового образа жизни! Автор концепции — известный петербургский врач Сергей Петрович СЕМЕНОВ. Лишний вес (пенсионерам льгота 50 %) пристрастие к спиртному. Mcvita.ru vita-ap.ru Сеансы проводит С.П. Семенов ПРОВОДЯТСЯ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА», содержит признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, но при этом присутствует указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни.
Ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе, в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Распространение данной рекламы осуществлялось на основании договора № 20755/1-р от 20.11.2019, заключенного между ООО «Вита» Центр Психологии и ООО «Центр +Сервис».
Согласно представленным ООО «Клиника С.П. Семенова «Вита» документам, ООО «Клиника С.П. Семенова «Вита» не осуществляло распространение 09.12.2019 рекламы психологических услуг, оказываемых ООО «Вита» Центр Психологии, на странице 24 выпуска № 49 еженедельной газеты «Центр+город»:
«Достаточно всего одного сеанса, чтобы переключить организм в режим естественного похудения, похудеть до нужного Вам веса и сохранить достигнутый результат. И это без изнуряющих тренировок и голодовок; напротив, при регулярном питании и соблюдении несложных правил здорового образа жизни! Автор концепции — известный петербургский врач Сергей Петрович СЕМЕНОВ. Лишний вес (пенсионерам льгота 50 %) пристрастие к спиртному. Mcvita.ru vita-ap.ru Сеансы проводит С.П. Семенов ПРОВОДЯТСЯ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА».
Размещение данной рекламы осуществлялось по инициативе ООО «Вита» Центр Психологии без согласования и заключения каких-либо договоров на размещение рекламы с ООО «Клиника С.П. Семенова «Вита», в связи с чем ООО «Клиника С.П. Семенова «Вита» не является рекламодателем.
В соответствии с документами, представленным в материалы дела, рекламодателем спорной рекламы является ООО «Вита» Центр Психологии, что сторонами по делу не оспаривается.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространителем признается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Как указывалось выше, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Центр +Сервис», что сторонами по делу также не оспаривается.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства причастности ООО «Клиника С.П. Семенова «Вита» к распространению спорной рекламы.
Таким образом, Комиссией Московского УФАС России, в действиях ООО «Центр +Сервис», ООО «Вита» Центр Психологии при распространении рекламы «Достаточно всего одного сеанса, чтобы переключить организм в режим естественного похудения, похудеть до нужного Вам веса и сохранить достигнутый результат. И это без изнуряющих тренировок и голодовок; напротив, при регулярном питании и соблюдении несложных правил здорового образа жизни! Автор концепции — известный петербургский врач Сергей Петрович СЕМЕНОВ. Лишний вес (пенсионерам льгота 50 %) пристрастие к спиртному. Mcvita.ru vita-ap.ru Сеансы проводит С.П. Семенов ПРОВОДЯТСЯ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА», установлено нарушение пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно пункту 44 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.
Также в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.
Между тем предписание само по себе направлено именно на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, и не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.
На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Центр +Сервис», ООО «Вита» Центр Психологии предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил, Комиссия Московского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «Вита» Центр Психологии (ОГРН 1127847382585, ИНН 7816542882), ООО «Центр +Сервис» (ОГРН 1147746346780, ИНН 7708810319) нарушившими пункт 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе при распространении 09.12.2019 рекламы психологических услуг, оказываемых ООО «Вита» Центр Психологии, на странице 24 выпуска № 49 еженедельной газеты «Центр+город», в которой присутствует указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни.
2. Признать ООО «Вита» Центр Психологии (ОГРН 1127847382585, ИНН 7816542882) нарушившим часть 7 статьи 5 Закона о рекламе при распространении 09.12.2019 рекламы психологических услуг, оказываемых ООО «Вита» Центр Психологии, на странице 24 выпуска № 49 еженедельной газеты «Центр+город», в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре.
2. Выдать ООО «Вита» Центр Психологии, ООО «Центр +Сервис» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. В отношении ООО «Клиника С.П. Семенова «Вита» рассмотрение дела прекратить.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
<…>
|
Члены Комиссии |
<…>
|
|
<…> |
|
|
Исполнитель: <…>