Решение №ПО/989/21 Решение от 13 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Клиника С.П. Семенова «Вита»

 

Бухарестская ул., д. 22, корп. 2, лит. Д, пом/пом 1н/108, г. Санкт-Петербург, 192102

 

reklama@mcvita.ru

 

ООО «Центр +Сервис»

 

Красносельский 1-й пер., д. 3, кв. 75, пом I, г. Москва, 107140

 

ООО «Вита» Центр Психологии

 

Бухарестская ул., д. 22, к. 2, лит. Д, пом. 1Н, пом. 68, г. Санкт-Петербург, 192102

 

vitavalida@mail.ru

 

marina.vedmuk@gmail.com

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/05/5-9260/2020

 

    г.  Москва

Резолютивная часть решения оглашена «25» ноября 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено «____» января 2021 г.  

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по                            г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: <…>,

членов Комиссии: <…>, <…>,

рассмотрев дело № 077/05/5-9260/2020, возбужденное в отношении                      ООО «Клиника С.П. Семенова «Вита», ООО «Вита» Центр Психологии, ООО «Центр +Сервис» относительно распространения 09.12.2019 рекламы психологических услуг, оказываемых ООО «Вита» Центр Психологии, на странице 24 выпуска № 49 еженедельной газеты «Центр+город»:

«Достаточно всего одного сеанса, чтобы переключить организм в режим естественного похудения, похудеть до нужного Вам веса и сохранить достигнутый результат. И это без изнуряющих тренировок и голодовок; напротив, при регулярном питании и соблюдении несложных правил здорового образа жизни! Автор концепции — известный петербургский врач Сергей Петрович СЕМЕНОВ. Лишний вес (пенсионерам льгота 50 %) пристрастие к спиртному. Mcvita.ru vita-ap.ru Сеансы проводит С.П. Семенов ПРОВОДЯТСЯ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА», с признаками нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38‑ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре,  но при этом присутствует указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни.

          в присутствии представителя ООО «Клиника С.П. Семенова «Вита», ООО «Вита» Центр Психологии в лице <…>,

            в отсутствие представителя ООО «Центр +Сервис» (уведомлено надлежащим образом),

         

УСТАНОВИЛА:

 

          Дело № 077/05/5-9260/2020 возбуждено в отношении ООО «Клиника С.П. Семенова «Вита», ООО «Вита» Центр Психологии, ООО «Центр +Сервис» на основании заявления по факту распространения 09.12.2019 рекламы психологических услуг, оказываемых ООО «Вита» Центр Психологии, на странице 24 выпуска № 49 еженедельной газеты «Центр+город»:

            «Достаточно всего одного сеанса, чтобы переключить организм в режим естественного похудения, похудеть до нужного Вам веса и сохранить достигнутый результат. И это без изнуряющих тренировок и голодовок; напротив, при регулярном питании и соблюдении несложных правил здорового образа жизни! Автор концепции — известный петербургский врач Сергей Петрович СЕМЕНОВ. Лишний вес (пенсионерам льгота 50 %) пристрастие к спиртному. Mcvita.ru vita-ap.ru Сеансы проводит С.П. Семенов ПРОВОДЯТСЯ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА».

          В рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре,  но при этом присутствует указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

ООО «Вита» Центр Психологии является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 18.07.2012 за основным государственным регистрационным номером 1127847382585, ИНН 7816542882, КПП 781601001.

ООО «Центр +Сервис» является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 31.03.2014 за основным государственным регистрационным номером 1147746346780, ИНН 7708810319, КПП 770801001.

          В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно представленным в материалы дела документам и сведениям на странице 24 выпуска № 49 еженедельной газеты «Центр+город» размещалась спорная реклама следующего содержания:

            «Достаточно всего одного сеанса, чтобы переключить организм в режим естественного похудения, похудеть до нужного Вам веса и сохранить достигнутый результат. И это без изнуряющих тренировок и голодовок; напротив, при регулярном питании и соблюдении несложных правил здорового образа жизни! Автор концепции — известный петербургский врач Сергей Петрович СЕМЕНОВ. Лишний вес (пенсионерам льгота 50 %) пристрастие к спиртному. Mcvita.ru vita-ap.ru Сеансы проводит С.П. Семенов ПРОВОДЯТСЯ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА».

Резюмируя изложенное, рассматриваемая информация распространялась неопределенному кругу лиц, исходя из способа распространения и содержания, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (оказание психологической помощи), а следовательно является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе.

          Под неопределенным кругом лиц в целях Закона о рекламе понимаются те лица, которые не могут быть заранее персонифицировано определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

 

На основании изложенного, рассматриваемая информация является рекламой, что сторонами по делу не оспаривается.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

Согласно Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем Х пересмотра, введенной в действие Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 170 от 27.05.2020 «синдром алкогольной зависимости», а также «ожирение и другие виды избыточности питания» являются заболеваниями.

Однако согласно письменным пояснениям, представленным ООО «Вита» Центр Психологии, Общество не оказывает медицинские услуги и не занимается медицинской деятельностью.

Более того согласно действующему законодательству Российской Федерации, в частности Закону г. Москвы от 7 октября 2009 г. № 43 «О психологической помощи населению в городе Москве» (далее — Закон г. Москвы «О психологической помощи населению в городе Москве») психологическая помощь не является медицинской услугой.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона г. Москвы «О психологической помощи населению в городе Москве» психологическая помощью является профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации.

Вместе с тем в тексте рекламы отсутствует указание на психологический характер проблем, связанных с «лишнем весом» и «пристрастием к спиртному», указанных в рекламной объявлении. Поэтому использование формулировок «лишний вес», «пристрастие к спиртному» указывает в том числе на положительный результат сеансов на течение таких заболеваний как алкоголизм, ожирение и другие виды избыточности питания.

Таким образом, исходя из вышеперечисленного, при распространении указанной рекламы усматриваются признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в указании в тексте рекламного объявления на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, в частности в указании на леченые свойства от алкоголизма, ожирения и другие виды избыточности питания психологических консультаций, проводимых Обществом.

          В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

          В тексте рекламы присутствует надпись «проводится консультация специалиста», однако в тексте рекламы отсутствует дополнительная информация о цели и характере данной консультации, в частности не указана квалификация специалиста, вопросы, которые будут подняты в рамках данной консультации и. д.

            Также согласно тексту рекламного объявления автором психологического курса является врач С.П. Семёнов, который также проводит сеансы с клиентами. Однако в тексте рекламы отсутствует квалификация, специальность врача.

            Согласно системному толкованию действующего законодательства, в том числе положениям Федерального закона «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, врачом является специалист, деятельность которого направлена на оказание медицинской помощи и иной медицинской деятельности.

            На основании вышеизложенного, а также принимая во внимание, что невозможно установить характер данных услуг, в частности их психологическую, а не медицинскую направленность, при размещении данной рекламы усматриваются признаки нарушения пункта 7 статьи 5 Закона, выразившееся в отсутствии части существенной информации о рекламируемом товаре, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

          Таким образом, распространенная 09.12.2019 реклама психологических услуг, оказываемых ООО «Вита» Центр Психологии, на странице 24 выпуска № 49 еженедельной газеты «Центр+город»:

            «Достаточно всего одного сеанса, чтобы переключить организм в режим естественного похудения, похудеть до нужного Вам веса и сохранить достигнутый результат. И это без изнуряющих тренировок и голодовок; напротив, при регулярном питании и соблюдении несложных правил здорового образа жизни! Автор концепции — известный петербургский врач Сергей Петрович СЕМЕНОВ. Лишний вес (пенсионерам льгота 50 %) пристрастие к спиртному. Mcvita.ru vita-ap.ru Сеансы проводит С.П. Семенов ПРОВОДЯТСЯ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА», содержит признаки нарушения  пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре,  но при этом присутствует указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни.

Ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе, в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

          Распространение данной рекламы осуществлялось на основании договора № 20755/1-р от 20.11.2019, заключенного между ООО «Вита» Центр Психологии и ООО «Центр +Сервис».

          Согласно представленным ООО «Клиника С.П. Семенова «Вита» документам, ООО «Клиника С.П. Семенова «Вита» не осуществляло распространение 09.12.2019  рекламы психологических услуг, оказываемых ООО «Вита» Центр Психологии, на странице 24 выпуска № 49 еженедельной газеты «Центр+город»:

            «Достаточно всего одного сеанса, чтобы переключить организм в режим естественного похудения, похудеть до нужного Вам веса и сохранить достигнутый результат. И это без изнуряющих тренировок и голодовок; напротив, при регулярном питании и соблюдении несложных правил здорового образа жизни! Автор концепции — известный петербургский врач Сергей Петрович СЕМЕНОВ. Лишний вес (пенсионерам льгота 50 %) пристрастие к спиртному. Mcvita.ru vita-ap.ru Сеансы проводит С.П. Семенов ПРОВОДЯТСЯ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА».

          Размещение данной рекламы осуществлялось по инициативе  ООО «Вита» Центр Психологии без согласования и заключения каких-либо договоров на размещение рекламы с ООО «Клиника С.П. Семенова «Вита», в связи с чем ООО «Клиника С.П. Семенова «Вита» не является рекламодателем.

          В соответствии с документами, представленным в материалы дела, рекламодателем спорной рекламы является ООО «Вита» Центр Психологии, что сторонами по делу не оспаривается.

          В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований  пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространителем признается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Как указывалось выше,  рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Центр +Сервис», что сторонами по делу также не оспаривается.

При этом в материалах дела отсутствуют доказательства причастности ООО «Клиника С.П. Семенова «Вита» к распространению спорной рекламы.

Таким образом, Комиссией Московского УФАС России, в действиях ООО «Центр +Сервис», ООО «Вита» Центр Психологии при распространении рекламы «Достаточно всего одного сеанса, чтобы переключить организм в режим естественного похудения, похудеть до нужного Вам веса и сохранить достигнутый результат. И это без изнуряющих тренировок и голодовок; напротив, при регулярном питании и соблюдении несложных правил здорового образа жизни! Автор концепции — известный петербургский врач Сергей Петрович СЕМЕНОВ. Лишний вес (пенсионерам льгота 50 %) пристрастие к спиртному. Mcvita.ru vita-ap.ru Сеансы проводит С.П. Семенов ПРОВОДЯТСЯ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА», установлено нарушение пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 44 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения  реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Также в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.

Между тем предписание само по себе направлено именно на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, и не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Центр +Сервис», ООО «Вита» Центр Психологии предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил, Комиссия Московского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Вита» Центр Психологии (ОГРН 1127847382585, ИНН 7816542882), ООО «Центр +Сервис» (ОГРН 1147746346780, ИНН 7708810319) нарушившими пункт 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе при распространении 09.12.2019 рекламы психологических услуг, оказываемых ООО «Вита» Центр Психологии, на странице 24 выпуска № 49 еженедельной газеты «Центр+город», в которой присутствует указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни.

2. Признать ООО «Вита» Центр Психологии (ОГРН 1127847382585, ИНН 7816542882) нарушившим часть 7 статьи 5 Закона о рекламе при распространении 09.12.2019 рекламы психологических услуг, оказываемых ООО «Вита» Центр Психологии, на странице 24 выпуска № 49 еженедельной газеты «Центр+город», в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре.

2.  Выдать ООО «Вита» Центр Психологии, ООО «Центр +Сервис» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. В отношении ООО «Клиника С.П. Семенова «Вита» рассмотрение дела прекратить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                       

<…>

 

Члены Комиссии           

<…>

 

 

 

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: <…>


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны