Решение б/н б/а от 30 августа 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-12739/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
25.08.2022 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...>
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ГБУЗ г. Москвы «Челюстно-лицевой госпиталь для ветеранов войн Департамента города Москвы»,
в отсутствие ООО «Инженерная служба «Теплопроект» (извещено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 22.08.2022 № НП/43713/22,
рассмотрев жалобу ООО «Инженерная служба «Теплопроект» (далее также — Заявитель, Общество) на действия ГБУЗ г. Москвы «Челюстно-лицевой госпиталь для ветеранов войн Департамента города Москвы» (далее также — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по очистке кровли от снега в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения города Москвы «Челюстно-лицевого госпиталя для ветеранов войн Департамента здравоохранения города Москвы» в 2022-2023 гг. (реестровый № 32211586869, далее — Закупка), перенаправленная письмом ФАС России от 18.08.2022 № 28/78158/22,
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки от дальнейшего участия в конкурентной процедуре.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Извещение о проведении Закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок (адрес в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) 29.07.2022.
Начальная (максимальная) цена установлена в размере 2 039 280,70 руб.
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 11.08.2022 заявка Общества (порядковый номер — 884961) отклонена ввиду несоответствия требованиям, а именно: «УРЗ не предоставил Решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки либо копию такого решения. УРЗ не предоставил документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника процедуры закупки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, установленные пунктом 8.19 части III. «Информационная карта аукциона», Решение № 2 с истекшим сроком».
Заявитель с указанным основанием отклонения не согласился, считая, что заявка соответствует требованиям Закупочной документации.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, считая, что рассмотрение заявки Общества было осуществлено в полном соответствии с требованиями Закупочной документации.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что в составе заявки Общества не было представлено решение об одобрении крупной сделки, а в случае, если такое одобрение не требовалось — участник должен был представить письмо об отсутствии необходимости предоставления такого документа, что не было сделано Заявителем.
Кроме того, в составе заявки не представлены документы, подтверждающие полномочия лица на подачу заявки. На электронной площадке среди документов, представленных в карточке Общества, имелось решение единственного участника с истекшим сроком действия.
Изучив представленные документы, Комиссия установила следующее.
На основании части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных названным федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки.
Как было установлено антимонопольный органом, Заказчиком в ЕИС размещена следующая документация: Техническое задание, локальная смета, обоснование НМЦ, протокол согласования НМЦ, проект договора.
В свою очередь, вышеуказанная документация не содержит требований к составу заявок участников в Закупке.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При этом ссылки Заказчика на раздел 14 Положения о закупках товаров, работ, услуг ГБУЗ г. Москвы «Челюстно-лицевой госпиталь для ветеранов войн Департамента города Москвы» (в редакции от 23.11.2021, действующей на момент размещения Закупки) не могут быть приняты Комиссией как состоятельные, поскольку названный раздел содержит перечень требований к участникам, которые могут быть установлены Заказчиком в Закупочной документации. Таким образом, требования в Положении о закупках Заказчика не тождественны требованиям, устанавливаемым в Закупочной документации, а равно у закупочной комиссии Заказчика отсутствуют правовые основания для предъявления к заявкам требований, не предусмотренных непосредственно Закупочной документацией. Обратное противоречит части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Принимая во внимание, отсутствие в Закупочной документации требований о предоставлении решения об одобрении крупной сделки и документа, подтверждающего полномочия лица на подачу заявки, Комиссия Управления отмечает, что отклонение заявки Общества основано на предъявлении требований, которые не предусмотрены в документации о закупке.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в отклонении заявки Общества по основаниям, приведенным в протоколе рассмотрения вторых частей заявок от 11.08.2022, не соответствуют пункту 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Также на заседании было установлено, что по результатам Закупки Заказчиком был заключен договор от 22.08.2022.
Комиссия считает необходимым отметить, что в силу частей 18,19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
Уведомление о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению от 22.08.2022 № НП/43713/22 было направлено в адрес сторон 22.08.2022 в 13:58.
В свою очередь, как следует из представленных материалов, договор по результатам Закупки заключен сторонами 22.08.2022 в 14:33, то есть после направления уведомления антимонопольного органа.
Кроме того, частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено право лица на обжалование действий Заказчика в течение 10 дней с подведения итогов, а в случае, если действующим законодательством предусмотрено размещение итогов, то в течение 10 дней с даты такого опубликования.
Итоговый протокол размещен в ЕИС 11.08.2022.
Таким образом, с учетом положений статьи 193 ГК РФ срок обжалования действий Заказчика, а равно десятидневный «мораторий» на заключение договора - 22.08.2022. Следовательно, Заказчик был вправе заключить договор по результатам Закупки не ранее 23.08.2022.
Комиссия отмечает, что заключение договора с нарушением десятидневного «моратория», а равно препятствия реализации права участника на защиту своих прав и законных в административном порядке является недопустимым.
Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (пункт 1 статьи 166 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Резюмируя вышеизложенное, Комиссия приняла решение о выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении допущенного нарушения.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО «Инженерная служба «Теплопроект» (ИНН: 7705908235) на действия ГБУЗ г. Москвы «Челюстно-лицевой госпиталь для ветеранов войн Департамента города Москвы» (ИНН 7725043780) при проведении Закупки обоснованной.
-
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.