Решение б/н Б/А от 29 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-6290/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
26.04.2022 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Академия ДПО», ПАО «МГТС»;

рассмотрев жалобу ООО «Академия ДПО» (далее — Заявитель) на действия ПАО «МГТС» (далее — Заказчик) при проведении публичной состязательной закупки на право заключения договора на оказание услуг по обучению с последующей итоговой аттестацией сотрудников ПАО МГТС в соответствии с требованиями Правил по охране труда в 2022-2024 г.г. (реестровый № 32211297610) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в ненадлежащем формировании закупочной документации, выразившееся в установлении избыточных требований к участникам закупки.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Комиссией установлено, что 08.04.2022 Заказчик на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении публичной состязательной закупки на право заключения договора на оказание услуг по обучению с последующей итоговой аттестацией сотрудников ПАО МГТС в соответствии с требованиями Правил по охране труда в 2022-2024 г.г. (реестровый №32211297610) (далее – Закупка).

Разделом 12 закупочной документации установлены требования к Участникам/требования к товарам, работам, услугам.

Так, в соответствии с пунктом 7 раздела 12 документации установлено, что Участник в составе своей заявки должен представить Гарантийное письмо (в свободной форме на бланке организации) о наличии экзаменационной комиссии, члены которой аттестованы в ФГБУ «ВНИИ труда» по изменениям, внесенным в законодательство об охране труда, вступившим в силу после 1 марта 2022 года в установленном порядке по направлениям обучения (Программам, специальностям), указанным в Приложении 1 к Техническому заданию (Приложение № 7 к Документации о закупке).

В обоснование неправомерности установления указанного требования, Заявитель ссылается на то, что ни в одном законодательном акте не содержится требования о том, что экзаменационная комиссия, уполномоченная на проведение проверки знаний по охране труда должна быть в обязательном порядке аттестована в ФГБУ «ВНИИ труда».

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что при установлении данного требования Заказчик руководствовался совместным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от 13 января 2003 года N1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

Как пояснил Заказчик, к подведомственным организациям, которые оказывают образовательные услуги, относятся:

• Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г.Москва (ФГБУ «ВНИИ труда») https://vcot.info/

• Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов Федерального медико-биологического агентства", г. Санкт-Петербург https://logistika.institut-prof.ru/#kompaniy

• Федеральные казенные образовательные учреждения среднего профессионального образования во многих субъектах РФ.

В связи с этим, учитывая месторасположение вышеуказанных учреждений, единственным учреждением, оказывающим образовательные услуги в области охраны труда в г.Москве и полностью соответствующим требованию пункта 2.3.2 Постановления 1/29 от 13.01.2003 г., является ФГБУ «ВНИИ труда».

В свою очередь Комиссией установлено, что в соответствии с Приложением к Постановлению Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» обучение по охране труда проходят члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов российской федерации в области охраны труда.

Перечень подведомственных организаций указан в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N1270-р «Об отнесении к ведению Минтруда России федеральных государственных бюджетных учреждений, федеральных государственных казенных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий».

Так, в соответствии с разделом I указанного Перечня учреждениями науки являются:

1. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Москва.

2. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Москва.

3. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Межведомственный аналитический центр социальных инноваций" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Москва.

4. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального медико-биологического агентства", г. Новокузнецк, Кемеровская область.

5. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Федерального медико-биологического агентства", г. Санкт-Петербург.

Таким образом, согласно указанному Перечню, учреждениями, оказывающими образовательные услуги в области охраны труда в г.Москве является не только ФГБУ «ВНИИ труда».

Доказательств того, что экзаменационная комиссия, члены которой аттестованы не во ФГБУ «ВНИИ труда», а любом ином из Перечня (по городу Москве) не способны оказать необходимые Заказчику услуги в соответствии с его потребностью, Заказчиком Комиссии не представлено.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы в указанной части.

Также пунктом 12 раздела 12 документации установлено, что Участник в составе своей заявки должен представить копию программы по охране труда с отметкой Государственной инспекции труда.

В обоснование неправомерности установления указанного требования Заявитель ссылается на то, что программы обучения по охране труда согласно действующего законодательства не должны согласовываться с Государственной инспекцией труда.

Как указывает Заявитель, программы должны быть согласованы с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, в городе Москве, которым является Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что Государственная инспекция по труду Федеральной службы по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти и является непосредственным контролирующим органом в области охраны труда ПАО МГТС в субъекте РФ г. Москва, с связи с этим в документацию было включено данное требование, в т.ч. в целях минимизации рисков для ПАО МГТС при проверках, проводимых Государственной инспекцией труда.

Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 2.3.4 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения по охране труда, включающие изучение межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.

Обучающие организации на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда разрабатывают и утверждают рабочие учебные планы и программы обучения по охране труда по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Согласно Положению о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы, являющимся Приложением к постановлению Правительства Москвы от 8 сентября 2015 г. N 566-ПП, Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы (далее — Департамент) является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми; организации предоставления жителям города Москвы социальных услуг, психологической помощи; профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; реализации мероприятий по преодолению сиротства и устройству детей, лишенных родительского попечения, в семью; организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; содействию занятости населения, трудовой миграции; охране труда и защите от безработицы; предоставлению в указанной сфере государственных услуг; координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы при реализации государственной политики в сфере демографии (далее — установленная сфера деятельности).

Также, в соответствии с пунктом 1.2 Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 февраля 2000 года N 65 Государственная инспекция труда входит в состав федеральной инспекции труда - единой федеральной централизованной системы государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.

Таким образом указанные органы осуществляют функции области охраны труда.

При этом из оспариваемого требования о необходимости предоставления копии программы по охране труда с отметкой Государственной инспекции труда, не представляется возможным однозначно установить о каком именно органе идет речь.

Заказчиком не представлено доказательств того, что таким органом является только Государственная инспекция труда, равно как не представлено доказательств того, что согласование программы по охране труда другим органом, осуществляющим функции по контролю за охраной труда не будет отвечать требованиям действующего законодательства.

В связи с изложенным, Комиссия считает установление такого ограничения неправомерным.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным пунктом 2 части 1 статьи 3, пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Академия ДПО» (ОГРН:1197746048147, ИНН:7727406158) на действия ПАО «МГТС» (ОГРН:1027739285265, ИНН:7710016640) при проведении Закупки частично обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

     

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны