Решение (комиссия) б/н б/а от 22 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-7695/2023 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

19.06.2023                                                                                                                 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

рассмотрев жалобу ФГУП «Крыловский государственный научный центр» ( далее — Заявитель) на действия ФГУП «Росморпорт» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке проекта буксира ледового класса (ЦА 15-23) ( реестровый№ 32312331299, далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия ( бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом ( заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В своей жалобе Заявитель выражает несогласие с отклонением своей заявки на участие в Закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, и на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки ( включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно протоколу заседания комиссии от 30.05.2023 № ЦА-23/2 заявку Заявителя отклонили по следующим основаниям: «В нарушение требований подпункта 17.1. пункта 17 Раздела 2 Информационной карты запроса котировок Извещения о проведении запроса котировок участником представлены документы, не подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в подпункте 16.2. пункта 16 Раздела 2 Информационной карты запроса котировок Извещения о проведении запроса котировок. Отказать в допуске к участию в Запросе по основанию, предусмотренному подпунктом 2.6.1 . пункта 2.6. Раздела 1 Извещения о проведении запроса котировок».

Пунктом 16.2. Закупочной документации установлены иные требования к участнику, устанавливаемые в соответствии с Положением о закупке:

- наличие у участника закупки (коллективного участника), опыта выполнения, начиная с 01.01.2015 до момента открытия доступа к заявкам на участие в запросе котировок, не менее 2 (двух) и не более 5 (пяти) работ по проектированию (разработка технического проекта и/или проектной документации судна в постройке) судов с символом класса Российского морского регистра судоходства, полным водоизмещением не менее 500 тонн, одно из которых должно быть с ледовым классом (в том числе ледоколы) по классификации Российского морского регистра судоходства.

Общая стоимость ранее исполненных договоров не менее пятидесяти процентов начальной (максимальной) цены договора, установленной Извещением о закупке.

Участник должен подтвердить свое соответствие требованиям, указанным в пункте 16.2, путем представления документов, указанных в подпункте 3 пункта 17.1 Информационной карты запроса котировок.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 17.1. Информационной карты установлено, что требования пункта 16.2. Информационной карты подтверждаются копиями контрактов (договоров) на работы по проектированию судов, с приложением копий актов сдачиприемки этих работ с указанием стоимости их выполнения, письмами-заключениями Российского морского регистра судоходства об одобрении документации, разработанной в рамках указанных контрактов (договоров).

В случае отсутствия в письме-заключении Российского морского регистра судоходства об одобрении документации информации о водоизмещении судна, данные о водоизмещении подтверждаются спецификацией на судно или, в случае невозможности ее предоставления – письмом участника закупки с подписью и печатью организации.

Копии договоров (контрактов) предоставляются в полном объеме, включая приложения и дополнительные соглашения. Копии контрактов (договоров) без указания стоимости контракта (договора) или без приложения актов сдачи-приемки, а также писем-заключений Российского морского регистра судоходства об одобрении документации, учитываться не будут.

Если контракт был заключен участником закупки в электронной форме в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ, участник закупки в составе заявки предоставляет:

  • индивидуальный код закупки (ИКЗ) и реестровый номер договора, присвоенный ЕИС;
  • копии контрактов, а также документов, подтверждающих исполнение таких контрактов (акты выполненных работ (оказанных услуг, о приемке поставленного товара)).

Если документы, подтверждающие исполнение контракта, размещены в ЕИС и являются доступными для ознакомления и скачивания из ЕИС, то участник закупки вправе не прикладывать в составе заявки копии контрактов на выполнение работ, а также копии документов, подтверждающих исполнение таких контрактов (акты выполненных работ ( оказанных услуг, о приемке поставленного товара )).

При этом ФГУП «Росморпорт» не несет ответственность за достоверность и полноту информации, размещенной (содержащейся) в ЕИС.

Если договор заключен в электронной форме в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 223-ФЗ, то участник закупки в составе заявки предоставляет:

  • файл заключенного договора в формате word;
  • скриншот (электронный снимок с экрана) с ЭП, содержащий сведения о лицах, подписавших данный договор электронной подписью;
  • ссылку на данный договор в реестре договоров в ЕИС (либо номер договора в реестре договоров ЕИС);
  • копии документов, подтверждающих исполнение таких договоров (акты приемапередачи судов в установленные договорами (контрактами) сроки выполнения работ, с указанием стоимости их выполнения).

В силу пункта 2.6.1.1. Закупочной документации заявки участников Запроса котировок подлежат отклонению в случае непредставления документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено Извещением на проведение запроса котировок, либо наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки или о закупаемых товарах, работах, услугах.

Комиссией установлено, что Заявителем в качестве подтверждения соответствия требованиям пункта 16.2. Информационной карты представлены следующие договоры:

  1. Государственный контракт от 12.10.2016 № 16411.1810190019.09.001 на выполнение опытно-конструкторской работы «Разработка технического проекта многоцелевого судна обеспечения» Шифр «Многоцелевое судно обеспечения» (далее – Контракт от 12.10.2016), заключенного между Минпромторгом России и ФГУП «КГНЦ».
  2. Договор от 02.04.2019 № 147/ОПЭД-19 на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка технического проекта ледокола мощностью около 12-14 МВт, работающего на двух видах топлива (дизельном и альтернативном)» (далее – Договор от 02.04.2019) , заключенного между ФГУП «Росморпорт» и ФГУП «КГНЦ».
  3. Договор от 19.05.2014 № 144-5200/14 на выполнение работ (далее – Договор от 19.05.2014) , заключенного между ПАО «Ярославский судостроительный завод» и ФГУП «КГНЦ».
  4. Договор от 31.01.2019 № 1621187400551412209010292/221-5200/18 (далее – Договор от 31.01.2019), заключенного между ПАО «Ярославский судостроительный завод» и ФГУП «КГНЦ».

Согласно позиции Заявителя, представленные договоры полностью соответствуют требованиям закупочной документации, в связи с чем, отклонение его заявки является неправомерным.

Комиссия, изучив представленные договоры, установила следующее.

1) Государственный контракт от 12.10.2016 № 16411.1810190019.09.001 не соответствует требованиям, указанным в подпункте 3 пункта 17.1 раздела 2 Извещения, по причине несоответствия требуемого по контракту класса РС судна указанному в письмезаключении РС об одобрении документации классу РС судна.

В силу подпункта 3 пункта 17.1. Информационной карты требования пункта 16.2. Информационной карты подтверждаются копиями контрактов (договоров) на работы по проектированию судов, с приложением писем-заключений Российского морского регистра судоходства об одобрении документации, разработанной в рамках указанных контрактов ( договоров ).

Таким образом, согласно требованиям документации, письмами-заключениями РС одобряется документация, разработанная в рамках конкретного договора, в связи с чем содержание письма РС не должно противоречить требованиям контракта.

Согласно пункту 3.2.4. Технического задания к указанному контракту судно должно быть спроектировано и построено в соответствии с «Правилами классификации и постройки морских судов» РС. Рекомендуемый класс автоматизации судна – AUT1-ICS, при этом, согласно письму-заключению РС от 07.12.2017 № 120-007-15-пр.22790-336109 получено одобрение на строительство судна на класс AUT1.

Таким образом, указанный в пункте 3.2.4 контракта класс РС судна не соответствует классу судна, указанному в письме-заключении РС.

Заказчик пояснил, что в письме РС по указанному контракту отсутствует символ класса РС, подтверждающий, что автоматизация судна выполнена с применением компьютерной интегрированной системы управления и контроля. В случае применения на судне компьютерной интегрированной системы управления и контроля (ICS) к его системе автоматизации предъявляются дополнительные требования со стороны Правил РС.

Согласно позиции Заказчика, указанные обстоятельства могут свидетельствовать об исполнении контракта не в полном объеме.

  1. Договор от 02.04.2019 № 147/ОПЭД-19 не соответствует требованиям, указанным в подпункте 3 пункта 17.1 раздела 2 Извещения ввиду того, что ФГУП «КГНЦ» предоставлена копия Договора от 19.05.2014 не в полном объеме, а именно: отсутствуют приложения № 2 «Инструкция на разработку рабочей конструкторской и плановотехнологической документации» и № 6 «График представления отчетных данных» к Договору от 19.05.2014.

При этом, подпунктом 3 пункта 17.1 раздела 2 Извещения предусмотрено, что, копии договоров (контрактов) предоставляются в полном объеме, включая приложения и дополнительные соглашения. Копии контрактов (договоров) без указания стоимости контракта (договора) или без приложения актов сдачи-приемки, а также писем-заключений Российского морского регистра судоходства об одобрении документации, учитываться не будут.

На заседании Комиссии представитель Заявителя подтвердил непредставление указанных приложений к договору от 02.04.2019 № 147/ОПЭД-19.

  1. Договор от 19.05.2014 № 144-5200/14 не соответствует требованиям, указанным в пункте 16.2 раздела 2 Извещения, так как указанный договор подтверждает выполнение ФГУП «КГНЦ» работ по корректировке технического проекта и проектной документации судна в постройке.

Корректировка предполагает внесение изменений в уже разработанную проектную документацию (технический проект).

Вместе с тем, пунктом 16.2 раздела 2 Извещения установлено требование о наличии у участника Запроса опыта выполнения работ по проектированию судов, а именно по разработке технического проекта и/или проектной документации судна в постройке, который должен подтверждаться контрактами (договорами) на работы по проектированию судов (подпункт 17.1 пункта 17 раздела 2 Извещения).

Извещением установлено требование о наличии у участника закупки именно опыта разработки технического проекта и/или проектной документации судна в постройке, а не их корректировка, т.е. внесение изменений в уже разработанную проектную документацию или технический проект.

Таким образом, указанный договор не соответствует требованиям документации.

4) Договор от 31.01.2019 № 1621187400551412209010292/221-5200/18 не соответствует требованиям, указанным в пункте 16.2 раздела 2 Извещения ввиду того, что по данному договору отсутствует положительное заключение РС, вместо него получено письмо РС с указанием возможности присвоения класса РС судну на стадии разработки проектной документации судна в постройке.

Таким образом, указанный договор не соответствует требованиям документации.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя не соответствовала требованиям пункта 16.2. Информационной карты и в соответствии с пунктом 2.6.1.1. Закупочной документации подлежала отклонению.

Комиссия не устанавливает нарушения антимонопольного законодательства со стороны Заказчика, так как при отклонении заявки Заявителя Заказчик действовал в соответствии с требованиями собственной документации, требования которой применялись в равной степени ко всем участникам Закупки.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

В свою очередь Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2- П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ФГУП «Крыловский государственный научный центр»

(ИНН: 7810213747, ОГРН: 1027804905303) на действия ФГУП «Росморпорт» (ИНН: 7702352454, ОГРН: 1037702023831)  при проведении Закупки необоснованной.

  1. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 09.06.2023 № ЕИ/23547/23.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны