Решение б/н Решение по жалобе ООО «Смарт» на действия ФГУП «ГЦСС» от 31 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-11475/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

28.07.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

при участии:

от ФГУП «ГЦСС» - <...> (по доверенности от 09.12.2019 № 882/19),

от ООО «Смарт» - <...> (на основании решения № 10 от 29.08.2017),

рассмотрев жалобу ООО «Смарт» (далее - Заявитель) на действия ФГУП «ГЦСС» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на обеспечение ФГУП ГЦСС и его филиалов горючесмазочными материалами (автомобильным бензином и дизельным топливом)
с использованием пластиковых топливных информационных смарт-карт (реестровый № 32009219580) (далее — Закупка),

в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Заявитель в своей жалобе оспаривает тот факт, что в протоколах рассмотрения заявок на участие в конкурсе в электронной форме от 23.06.2020 неверно указаны порядковые номера заявок, ошибочно указан ИНН участника ООО «АЗС Технология». Также у Заявителя имеются сомнения о соответствии представленных победителем договоров критерию «Квалификация участника» Закупочной документации.

Представитель Заказчика с жалобой не согласился, представил письменные возражения.

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу
о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи
3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках.

Исходя из возражений Заказчика при составлении протокола действительно была допущена техническая ошибка, а именно в п. 8.2 протокола указан неверный ИНН победителя закупки.

Вместе с тем, допущенная техническая ошибка никак не влияет на результаты процедуры, так как все сведения о поданных заявках и их оценке (регистрационные номера заявок, дата и время подачи заявок, сведения о допущенных и отклоненных заявках, ценовые предложения, баллы, полученные каждой заявкой, ранжировка и присвоенные на основании проведенной ранжировки места участников конкурса), предусмотренные законодательством и Закупочной документацией в итоговом протоколе указаны верно.

14.07.2020 в ЕИС размещены версии протоколов по обоим лотам закупки, в которых исправлена техническая ошибка в части ИНН победителя Закупки.

Также у Заявителя имеются сомнения о соответствии представленных победителем договоров критерию «Квалификация участника» Закупочной документации.

В соответствии с п. 1.6 Приложения № 3 к Информационной карте (Раздел 2 документации о проведении конкурса в электронной форме) Заказчиком был установлен такой критерий как «Квалификация участника». В рамках данного критерия оценивалась подтвержденная участником в составе заявки информация о количестве контрактов/договоров на снабжение горюче-смазочными материалами (ГСМ) подразделений заказчика(ов), расположенных на территории РФ (не менее чем в 70 (семидесяти) субъектах РФ), заключенных и исполненных на дату окончания срока подачи заявок на участие в Закупке. Стоимость каждого из представленных контрактов/договоров должна составлять не менее 50% от предельной цены договора (цены соответствующего лота).

Для подтверждения аналогичного опыта в составе своих заявок участники должны были предоставить копии исполненных контрактов/договоров, имеющих аналогичный опыт, а также копии актов приема – передачи ГСМ либо копии иных документов, предусмотренных соответствующим контрактом/договором и подтверждающих его исполнение на сумму не менее 50% от НМЦД (НМЦД соответствующего лота). При предоставлении копий контракта/договора со сроком исполнения более одного календарного года, в том числе пролонгированных контрактов/договоров, каждый годовой цикл признается отдельным договором при условии предоставления закрывающих документов, в том числе актов сдачи-приемки ГСМ или итогового акта сверки за годовой цикл либо иного документа, подтверждающего исполнение обязательство по соответствующему контракту/договору, на сумму не менее 50% от НМЦД (НМЦД соответствующего лота), т.е. в рамках одного годового цикла необходимо представить закрывающих документов на сумму не менее 50% от НМЦД (НМЦД соответствующего лота).

Согласно возражениям Заказчика в составе заявки победителем Закупки (коллективный участник в лице назначенного лидера ООО «АЗС Технология») были представлены сведения о 2 (двух) договорах, подтверждающих опыт оказания услуг по снабжение горюче-смазочными материалами (ГСМ) заказчиков, причем один из представленных договоров, это договор со сроком исполнения более одного календарного года, а именно 12 полных лет. Для целей оценки и сопоставления заявок по данному договору победителем было заявлено и подтверждено 5 (пять) полных лет с 2013 по 2017 год.

Комиссия, изучив материалы заявки победителя установила, что в составе своей заявки на участие в Закупке им представлены электронные образы (сканированные копии) документов, подтверждающих опыт. Заявка была подписана электронно-цифровой подписью, выданной на имя ООО «АЗС Технология».

В связи с изложенным, данные доводы жалобы признаются необоснованными.

Из представленных дополнений к жалобе следует, что Заказчик ввел участников закупки в заблуждение и установил в техзадании заведомо невыполнимые требования, в связи с чем невозможно производить оценку по критерию «Срок охвата сети ТО».

Согласно Закупочной документации порядок оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме по критерию «Срок охвата сети ТО»:

Значимость критерия оценки заявки на участие в конкурсе в электронной форме (ЗКО2) – 15 %.

Коэффициент значимости критерия оценки заявки на участие в конкурсе в электронной форме (K2) = 0,15.

Описание предмета оценки по критерию: оцениваются сведения, предоставленные участником конкурса в электронной форме в составе заявки, а именно предложение участника конкурса в электронной форме по сроку охвата сети ТО.

Сроком охвата сети ТО является предусмотренный пунктом 4.1.2 проекта договора (Раздел 4 настоящей документации о проведении конкурса в электронной форме) срок, измеряемый в рабочих днях со дня заключения договора по результатам настоящего конкурса (лота), в течение которого исполнитель обязуется передать Заказчику адресный перечень точек обслуживания (ТО), обеспеченных возможностью передачи товара, по форме, указанной в Приложении № 8 к проекту договора, при этом ТО, указанные Исполнителем, должны отвечать требованиям к месторасположению ТО, указанным в приложении № 6 к проекту договора.

Максимальный срок охвата сети ТО не должен превышать 30 (Тридцать) рабочих дней со дня заключения договора.

Адресный перечень точек обслуживания выглядит следующим образом, например:

№ п/п

Субъект

(субъекты) РФ

Минимальное кол-во АЗС

Дополнительные требования к месторасположениям и количеству АЗС (при наличии)

32

Новгородская область

40

г. Великий Новгород - не менее 5; п. Батецкий - не менее 1; г. Боровичи - не менее 1; г. Валдай - не менее 1; п. Волот - не менее 1; пгт. Демянск - не менее 1; пгт. Крестцы - не менее 1; г. Малая Вишера - не менее 1; с. Марёво - не менее 1; с. Мошенское - не менее 1; г. Окуловка - не менее 1; р.п. Парфино - не менее 1; г. Пестово - не менее 1; с. Поддорье - не менее 1; г. Сольцы - не менее 1; г. Старая Русса - не менее 1; пгт. Хвойная - не менее 1; г. Холм - не менее 1; г. Чудово - не менее 1; р.п. Шимск - не менее 1. Дополнительные требования к месторасположениям 16 АЗС - не установлены

Исходя из текста дополнения к жалобе, невозможно соответствовать всему адресному перечню точек обслуживания, поскольку не во всех населенных пунктах, указанных в дополнительных требованиях к месторасположениям и количеству АЗС, такие АЗС располагаются.

По мнению Заявителя, невозможно предоставить Заказчику адресный перечень АЗС для всех точек обслуживания, предусмотренных Закупочной документацией, поскольку АЗС фактически отсутствуют в таких локациях как:

- Белогорский район Амурской области;

- п. Циммермановка Хабаровского края;

- п. Кетченёры Республики Калмыкия;

- пгт. Новый Уоян Республики Бурятия;

- р.п. Парфино Новгородской области;

- с. Поддорье Новгородской области;

- c. Хебда Республики Дагестан;

- село Кондоль Пензенской области;

В подтверждение своих доводов, Заявитель приложил скриншоты ЯндексКарты, на которых поиск АЗС по данным адресам не дает результатов.

Кроме того, в подтверждение указанных фактов Заявителем были направлены запросы о предоставлении информации о наличии/отсутствии, наличии АЗС в администрации соответствующих территориальных образований. На момент направления данного дополнения поступил ответ от администрации села Кондоль, Пензенской области (Исходящее № 497 от 16.07.2020 г.) с подтверждением отсутствия АЗС на их территории.

Вместе с тем, Закупочной документацией определен субъект РФ и минимальное количество АЗС в данном субъекте, а также определены дополнительные требования к месторасположению и количеству АЗС в конкретных административно-территориальных границах соответствующего субъекта. При этом, минимальное количество в административно-территориальных границах определено как примерное , о чем в наименовании столба указано фразой «(при наличии)».

Таким образом, наличие АЗС в конкретной локации не является обязательным. При этом обязательным является только минимальное количество АЗС в конкрентном субъекте РФ.

Комиссия отмечает, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано
с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в Закупке, либо лицом, не подавшим заявку на участие, в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении Закупки либо порядок подачи заявок на участие.

В соответствии с извещением № 32009219580, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, дата окончания подачи заявок – 23.06.2020.

Заявитель подал заявку на участие в Закупке, что подтверждается соответствующим протоколом.

Комиссия учитывает, что до окончания подачи заявок Заявитель указанные требования не оспаривал, запрос разъяснений в отношении указанных положений Закупочной документации в адрес Заказчика не направлял.

При этом Комиссия отмечает, что обжалование в антимонопольном органе осуществляется в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и происходит с учетом особенностей, установленных названной статьей, а также в соответствии с ч. 11 ст. 3 Закона о закупках. Согласно указанной норме, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.

В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке.

Кроме того, из положений ч. 10 ст. 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц – потенциальных участников закупки.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Закупочной документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.

При таких данных, оценивая поведение Заявителя в указанной части, следует признать его злоупотреблением правом (п. 2 ст. 10 ГК РФ).

Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия Закупочной документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Аналогичного подхода придерживаются суды, например, по делу № А40 255742/18.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь ч. 2, ч. 20 ст. 18.1, Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Оставить жалобу ООО «Смарт» (ИНН: 3327112332, ОГРН: 1123327004888) на действия ФГУП «ГЦСС» (ИНН: 7717043113, ОГРН: 1027700041830) при проведении Закупки без рассмотрения в части оспариваемых положений Закупочной документации, в остальной части признать жалобу необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмами Московского УФАС России от 21.07.2020 № ПО/40827/20, от 17.07.2020 № ПО/40455/20, от 10.07.2020 № ПО/39003/20.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны