Решение (комиссия) б/н б/а от 7 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-2548/2023 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

02.03.2023                                                                                                              г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

рассмотрев жалобу ... (далее — Заявитель) на действия конкурсного управляющего ... (далее — Организатор торгов) при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 10535212, лот № 2, далее — Торги), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

2023-11227

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора при проведении Торгов, перенаправленная письмом Московского областного УФАС России от 21.02.2023 № КИ/3166/23.

На заседании Комиссии Организатор торгов указал, что у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалоб при проведении торгов в рамках процедуры банкротства.

Комиссия оценивает позицию Организатора торгов критически ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия ( бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом ( заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 15.07.2022 № ГМ/67432/22 антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры — получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов — определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 № 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в письме ФАС России от 15.07.2022 № ГМ/67432/22, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы Заявитель обжалует отмену проводимых Торгов на этапе рассмотрения заявок.

По мнению Заявителя, действия Организатора торгов не соответствуют требованиями статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), согласно которой отказ от проведения торгов путем публичного предложения может иметь место только до даты поступления первой заявки, соответствующей условиям проведения торгов.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился и представил письменные возражения, опровергающие доводы Заявителя.

Комиссия, изучив материалы дела, заслушав позиции сторон, установила следующее.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 10.06.2021 (резолютивная часть объявлена 08.06.2021) по делу № А09-2331/2021 ООО «МЭТР» (ОГРН 1083254008056, ИНН 3254502144, адрес: 241020, Брянская область, г. Брянск, Проспект Московский, д. 67 А, офис 20) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Иванов Денис Сергеевич (ИНН 463305559528 , СНИЛС 124239326 34, телефон: 89261021737, электронная почта: 263919165@mail.ru, адрес для корреспонденции: 115563, Москва, Борисовский проезд, 8, 2, 473) - член

Ассоциации СРО ОАУ «Лидер» (ОГРН 1147799010380, ИНН 7714402935, 129626, г.

Москва, пр-кт Мира, д. 104, эт. 6, пом. 1, ком. 5).

Сообщением о результатах проведения собрания кредиторов от 30.12.2022 № 10472845  утвержден порядок продажи имущества должника.

Сообщение о проведении торгов № 10535212 в форме публичного предложения опубликовано на сайте ЕФРСБ 23.01.2023, содержащее условие и порядок проведения электронных торгов.

Предмет торгов: Лот № 1: Жилое помещение (квартира), общей площадью 28,6 кв.м, расположенное на 1 этаже по адресу: Брянская область, р-н Брянский, д. Добрунь, ул.

Полевая, д. 3, кв. 1, с кадастровым номером: 32:02:0030244:96. Начальная цена продажи лота 1 385 000,00 руб.

Периоды снижения по лоту № 1:

  1. 30.01.2023 00:00 - 02.02.2023 00:00 - 1 385 000,00 руб;
  2. 02.02.2023 00:00 - 07.02.2023 00:00 - 1 246 500,00 руб;
  3. 07.02.2023 00:00 - 10.02.2023 00:00 - 1 108 000,00 руб;
  4. 10.02.2023 00:00 - 15.02.2023 00:00 - 969 500,00 руб;
  5. 15.02.2023 00:00 - 20.02.2023 00:00 - 831 000,00 руб;
  6. 20.02.2023 00:00 - 27.02.2023 00:00 - 692 500,00 руб;
  7. 27.02.2023 00:00 - 02.03.2023 00:00 - 554 000,00 руб;
  8. 02.03.2023 00:00 - 07.03.2023 00:00 - 415 500,00 руб;
  9. 07.03.2023 00:00 - 13.03.2023 00:00 - 277 000,00 руб; 10) 13.03.2023 00:00 - 16.03.2023 00:00 - 138 500,00  руб.

Лот № 2: Комплекс недвижимого имущества, состоящий из: 1) Нежилое здание ( гараж), общей площадью 22,1 кв.м, расположенное по адресу: Брянская область, г. Брянск, одиночный гараж по ул. Советской в районе пожарной части, с кадастровым номером: 32:28:0031628:551; 2) Нежилое здание (здание аптеки), общей площадью 36,6 кв.м, расположенное по адресу: Брянская область, р-н Карачевский, г. Карачев, ул. Первомайская, д. 146А, с кадастровым номером: 32:10:0360513:62; 3) Нежилое помещение, общей площадью 72,7 кв.м, расположенное по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Советская, д. 43А, с кадастровым номером: 32:28:0031504:893; 4) Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для проектирования и строительства объекта здравоохранения (аптека), общей площадью 91 + /- 3 кв.м, расположенный по адресу: Брянская область, р-н Карачевский, г. Карачев, ул.

Первомайская, д. 146А, с кадастровым номером: 32:10:0360513:60 (НДС не облагается).

Начальная цена продажи лота 2 392 850,00 руб.

Периоды снижения по лоту № 2:

  1. 30.01.2023 00:00 - 02.02.2023 00:00 - 2 392 850,00 руб;
  2. 02.02.2023 00:00 - 07.02.2023 00:00 - 2 153 565,00 руб;
  3. 07.02.2023 00:00 - 10.02.2023 00:00 - 1 914 280,00 руб;
  4. 10.02.2023 00:00 - 15.02.2023 00:00 - 1 674 995,00 руб;
  5. 15.02.2023 00:00 - 20.02.2023 00:00 - 1 435 710,00 руб;
  6. 20.02.2023 00:00 - 27.02.2023 00:00 - 1 196 425,00 руб;
  7. 27.02.2023 00:00 - 02.03.2023 00:00 - 957 140,00 руб;
  8. 02.03.2023 00:00 - 07.03.2023 00:00 - 717 855,00 руб;
  9. 07.03.2023 00:00 - 13.03.2023 00:00 - 478 570,00 руб; 10) 13.03.2023 00:00 - 16.03.2023 00:00 - 239 285,00  руб.

Начало приема заявок с 00.00 (Мск) 30.01.2023 на сайте оператора торговой площадки ООО «Аукционы Федерации».

Заявителем была подана заявка 09.02.2023 на 3 этапе проведения Торгов.

Вместе с тем Комиссией установлено, что Торги были отменены Организатором торгов на основании письменного обращения кредитора ООО «Трансаэросервис» от 08.02.2023 № 11 , в котором кредитором были представлены доказательства переоценки стоимости имущества должника, подлежащего реализации в рамках дела о банкротстве.

После получения данного письма Организатор торгов разместил на сайте ЕФРСБ сообщение об отмене торгов от 10.02.2023 № 10757029.

В соответствии с сообщением от 27.02.2023 № 10871942  собранием кредитором были приняты следующие решения:

  1. Отменить решение кредиторов по вопросу №2 собрания кредиторов, состоявшегося 30.12.2022 г. («Утверждение порядка продажи имущества ООО «МЭТР»»).
  2. Отменить торги по продаже имущества ООО «МЭТР» (в т.ч. отменить сообщение в ЕФРСБ №10535212 от 23.01.2023, в газете «Коммерсантъ» объявление № 77010421194 в выпуске №16(7461) от 28.01.2023, на сайте ЭТП Альфалот - торги №83648).
  3. Утвердить порядок продажи и начальную цену продажи имущества ООО «МЭТР».

Таким образом, Организатор торгов при отмене Торгов руководствовался решением об отмене, принятом кредитором.

В силу статьи 139 Закона о банкротстве собранием кредитором утверждается порядок, сроки и условия продажи имущества должника.

При этом порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

Комиссия отмечает, что основной целью проведения торгов в банкротстве является продажа имущества должника по наибольшей цене, что будет способствовать максимальному удовлетворению интересов его кредиторов.

В свою очередь, согласно пункту 8 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов выполняет следующие функции: опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов; принимает заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия; определяет участников торгов; осуществляет проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия; определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов; уведомляет заявителей и участников торгов о результатах проведения торгов.

Таким образом, закон не наделяет организатора торгов правом определять начальную цену о реализуемом на торгах имуществе должника. Данный вопрос относится к исключительной компетенции собрания (комитета) кредиторов должника, и реализуется посредством утверждения положения о порядке и условиях реализации имущества должника.

В рассматриваемом случае, по мнению кредиторов должника, проведение переоценки имущества и утверждение нового положения о продаже будет способствовать максимальному удовлетворению их интересов.

Резюмируя изложенное, Комиссия не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов, поскольку Организатор торгов действовал в соответствии с поручением кредиторов.

Вместе с тем, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора торгов нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом, границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2- П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Таким образом, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора при проведении Торгов необоснованной.
  2. Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмом Московского УФАС России от 28.02.2023 № ЕИ/8588/23.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны