Решение б/н б/а от 6 февраля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-1223/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
02.02.2023 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
<...> — главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,
членов Комиссии:
<...> — главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов,,
<...> — специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО ЧОО «ЦКБ», ФБУЗ «Лечебно-реабилитационный цент Минэкономразвития России»
рассмотрев жалобу ООО ЧОО «ЦКБ» (далее - Заявитель) на действия ФБУЗ «Лечебно-реабилитационный цент Минэкономразвития России» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по охране здания и прилегающей территории обособленного подразделения «Поликлиника на Ломоносовском» ФБУЗ «Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России» (реестровый № 32312023048, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Согласно доводам жалобы Заказчиком необоснованно принято решение о допуске к участию участников № 1, 2, 4, 5, заявки которых не соответствуют требованиям документации.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Также в силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации подлежат указанию требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Комиссией установлено, что 11.03.2023 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее — ЕИС) размещено извещение о проведении Закупки.
Предметом закупки является оказание услуг охране здания и прилегающей территории обособленного подразделения «Поликлиника на Ломоносовском» ФБУЗ «Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России».
Протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 20.01.2023 № 3к/22-2 заявки ООО ЧОП «Агентство безопасности «Ран-II» (№ 1), ООО ЧОП «Сфера СН» (№ 2), ООО ЧОП «ЦКБ» (№ 3), ООО «ЧОП «Сатурн» (№ 4), ООО «Молот» (№ 5) признаны соответствующими требованиям документации и допущены к участию в Закупке.
Согласно доводам жалобы указанные действия закупочной комиссии Заказчика являются неправомерными, поскольку приложенные к заявкам участников № 1, 2, 4, 5 разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, со списком номерного учета оружия, которое подтверждает наличие у частной охранной организации электрошоковых устройств отечественного производства, имеющих выходные параметры, соответствующие обязательным требованиям, установленным в соответствии законодательством Российской Федерации, не соответствуют требованиям документации.
Комиссия установила, что согласно в подпункте 6 пункта 23 Информационной карты указано, что участник конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства должен соответствовать указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы), а именно:
- Лицензия на охранную деятельность по требуемым видам оказываемых услуг;
- Действующее разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему (далее — РХИ).
В соответствии с пунктом 24 Информационной карты участник закупки вместе с заявкой в обязательном порядке предоставляет:
- Копия Лицензии на охранную деятельность по требуемым видам оказываемых услуг;
- Копия действующего разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему.
При этом документацией не определено, что предоставляемое вместе с заявкой РХИ должно в обязательном порядке содержать сведения о конкретных видах оружия и боеприпасах.
Вместе с тем, по мнению Заявителя, в предоставляемом участником закупке РХИ должны содержаться сведения об электрошоковых устройствах отечественного производства, имеющих выходные параметры, соответствующих обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - ЭШУ).
Указанную позицию Заявитель основывает на положении пункта 5 Технического задания, согласно которому оказание услуг с привлечением группы быстрого реагирования (ГБР), имеющей постоянную радиосвязь и (или) мобильную связь с объектом охраны. В случае возникновения чрезвычайной ситуации на объекте, Исполнитель обеспечивает прибытие ГБР на охраняемый объект в срок не более 15 (пятнадцати) минут ) (п. 5.6 ГОСТ Р 59044-2020 «Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны») с момента поступления сообщения от оперативного дежурного охранной организации.
ГБР должна быть оснащена транспортным средством, принадлежащем охранной организации на праве собственности или на ином законном основании.
Частные охранники, входящие в состав ГБР, не менее двух сотрудников охраны с правовым статусом не ниже 6-го разряда, должны быть оснащены служебным огнестрельным оружием и электрошоковым устройством отечественного производства, имеющими выходные параметры, соответствующие обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иметь при себе необходимое оборудование для беспрепятственного прохода (проезда) на объект охраны при реагировании на сигнал тревоги, поступивший с объекта, либо в случае возникновения чрезвычайной ситуации на объекте.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что указанная обязанность не относится к квалификационным требованиям к участникам закупки и отсутствие в РХИ сведений об ЭШУ, не может являться основанием для отклонения заявки такого участника в соответствии с документацией.
При этом Заказчик пояснил, что покупка и внесение РХИ сведений об ЭШУ возможна на этапе исполнения договора.
Также Комиссия отмечает, что Заявителем не представлены доказательства того, что указанные действия привели к ограничению конкуренции
Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (пункт 1 статья 8 Гражданского Кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ)) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски, связанные с участием в данной процедуре. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.
В свою очередь, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО «ЦКБ» (ИНН: 7705558975; ОГРН: 1147746443866) на действия ФБУЗ «Лечебно-реабилитационный цент Минэкономразвития России» (ИНН: 7751524258; ОГРН:5147746032033) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 27.01.2023 № НП/3914/23.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.