Постановление №ЕИ/35328/23 о назначении административного наказания по делу об админист... от 18 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу об административном

правонарушении № 077/04/9.21-9125/2023

г. Москва

Резолютивная часть постановления оглашена 16.08.2023.

В полном объеме постановление изготовлено 17.08.2023.

 

Я, заместитель руководителя Московского УФАС России <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 077/04/9.21-9125/2023, возбужденного в отношении ПАО «Россети Московский регион» <...>, в присутствии посредством видео-конференц-связи представителя ПАО «Россети Московский регион» - <...>, действующего на основании доверенности от <...> № <...>,

УСТАНОВИЛ:

Протоколом по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21- 9125/2023 (исх. от 02.08.2023 № 32852/23) зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В Московское УФАС России поступило заявление <...> (далее — Заявитель) на действия (бездействие) ПАО «Россети Московский регион» (далее — сетевая организация), выразившиеся в несоблюдении срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта, расположенного по адресу: <...> (далее — Объект), установленного пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Президиумом ФАС России были даны разъяснения № 7, утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15, которые определяют порядок применения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 КоАП РФ, а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно указанным разъяснениям при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ установлено, что Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, заявление <...> необходимо квалифицировать как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно доводам Заявления ПАО «Россети Московский регион» нарушен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта, предусмотренный пунктом 16 Правил технологического присоединения.

Между <...> и ПАО «Россети Московский регион» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств Объекта максимальной мощностью 6 кВт к ранее выделенной 9 кВт уровнем напряжения 0,4 кВ третьей категории надежности от 28.06.2022 № И-22-00-195274/103/НМ (далее — Договор), неотъемлемым приложением к которому являются технические условия № НМ-22-303- 22771(195274) (далее — ТУ).

В соответствии с пунктом 13 ТУ к Договору срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению установлен 4 месяца со дня заключения договора.

Таким образом, срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта — 28.10.2022.

Согласно доводам Заявления <...> мероприятия по технологическому присоединению со стороны ПАО «Россети Московский регион» на дату 03.07.2023 не исполнены.

Срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению истекает на следующий день после окончания установленного пунктом 16 Правил технологического присоединения срока для исполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта.

В соответствии с материалами заявления ПАО «Россети Московский регион» Заявителю направлено Дополнительное соглашение № б/н к Договору, которое предусматривает продление срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта до 31.03.2023.

Вместе с тем на ПАО «Россети Московский регион» возложена обязанность по исполнению мероприятий по технологическому присоединению Объекта в срок до 28.10.2022 в соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения.

В качестве причин неисполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения Объекта в срок, предусмотренный пунктом 16 Правил технологического присоединения, ПАО «Россети Московский регион» указывает необходимость прохождения корпоративной процедуры удорожания стоимости выполнения строительно-монтажных работ относительно стоимости утвержденной инвестиционной программы выигранного лота подрядной организацией, в связи с чем данные действия не позволяют на текущий момент без изменения и утверждения стоимости выполненных работ изменить стоимость подрядного договора и закрыть надлежащим образом выполнение мероприятий по договору Актами.

Оценив данные доводы сетевой организации, должностное лицо антимонопольного органа считает необходимым отклонить их по следующим основаниям.

Исполняя обязанность по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям, порядок исполнения которой предусмотрен императивными нормами публичного права, сетевая организация, как профессиональный участник рынка, берет на себя и все риски ее исполнения, исходя из статуса сторон, а также с учетом того, что такие риски являются неотъемлемо сопутствующими коммерческой деятельности сетевой организации в силу части 1 статьи 2 ГК РФ.

Сетевая организация, как сторона и исполнитель по договору о технологическом присоединении (ст. ст. 309, 310 ГК РФ), несет ответственность и за своевременность выполнения подрядной организацией мероприятий по технологическому присоединению и урегулирования отношений с третьими лицами в целях исполнения взятых на себя обязательств по договору о технологическом присоединении абонента.

Таким образом, те или иные сложности, связанные с особенностями испрашиваемого присоединения в связи с урегулированием отношений с третьими лицами, не могут служить основанием для увеличения предусмотренного законом срока технологического присоединения.

Согласно акту допуска в эксплуатацию прибора учета № б/н (далее — Акт допуска ПУ) мероприятия, предусмотренные пунктом 10.3.1 ТУ, выполнены ПАО «Россети Московский регион» лишь 24.11.2022, то есть после истечения срока, установленного абзацем 4 подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения, а также Договором.

Таким образом, должностное лицо приходит к выводу, что ПАО «Россети Московский регион» нарушен пункт 16 Правил технологического присоединения путем несвоевременного выполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта.

Кроме того, согласно пункту 109 Правил технологического присоединения после осуществления допуска в эксплуатацию прибора учета сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, когда был осуществлен допуск в эксплуатацию прибора учета, обязана разместить в личном кабинете потребителя акт допуска прибора учета в эксплуатацию.

Вместе с тем согласно представленным ПАО «Россети Московский регион» документам Акт допуска ПУ был составлен 24.11.2022 и по состоянию на дату проведения административного расследования (02.08.2023) не был размещен в личном кабинете потребителя.

Таким образом, ПАО «Россети Московский регион» не соблюден срок размещения акта допуска прибора учета в эксплуатацию в личном кабинете Потребителя, установленный пунктом 109 Правил технологического присоединения.

Также согласно предоставленным ПАО «Россети Московский регион» материалам Акт допуска ПУ, а также акт о выполнении технических условий (далее - Акт о выполнении ТУ) и акт об осуществлении технологического присоединения (далее - Акт о ТП) будут составлены и выгружены после прохождения корпоративной процедуры удорожания стоимости выполнения строительномонтажных работ.

Законодательство об электроэнергетике, включая Правила технологического присоединения, относятся к сфере публичного права.

Игнорирование публично-правовых норм посягает на публичный правопорядок в сфере технологического присоединения к электрическим сетям.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, имеет формальный состав, предусматривающий привлечение к административной ответственности независимо от фактического наступления материальных последствий.

Данное административное правонарушение посягает не только на экономические интересы государства, но и интересы других хозяйствующих субъектов и потребителей в области оказания услуг, необходимых для обеспечения их деятельности.

Статус субъекта естественной монополии придает действиям указанного субъекта характер особой значимости, поскольку затрагивает не только частный интерес конкретного лица, с которым взаимодействует, но и публичную сферу.

При этом, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ПАО «Россети Московский регион», как субъекта естественной монополии, к исполнению публично-правовых обязанностей и к требованиям законодательства.

Учитывая изложенное, должностным лицом в действиях ПАО «Россети Московский регион» установлен факт нарушения пункта 16 Правил технического присоединения в части несоблюдения срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению Объекта, принадлежащего <...>, а также пункта 109 Правил технологического присоединения в части несоблюдения срока размещения акта допуска прибора учета в эксплуатацию в личном кабинете Заявителя.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения - город Москва.

Время совершения административного правонарушения - 31.10.2022, рабочий день, следующий за последним рабочим днем окончания установленного срока для исполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта, предусмотренных Правилами технологического присоединения.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ПАО «Россети Московский регион» заключается в несоблюдении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, установленного пунктом 16 Правил технологического присоединения, а также нарушении пункта 109 Правил технологического присоединения в части несоблюдения срока размещения акта допуска прибора учета в эксплуатацию в личном кабинете Заявителя.

За указанные действия предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Вместе с тем, частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21-22506/2021 (исх. от 16.02.2022 № НП/9102/22) ПАО «Россети Московский регион» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Штраф оплачен ПАО «Россети Московский регион» 21.02.2022.

Таким образом, в рамках производства по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Московский регион» установлен факт повторного совершения ПАО «Россети Московский регион» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, в период, когда лицо являлось подвергнутым административному взысканию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, ответственность за нарушение Правил технологического присоединения, выразившееся в навязывании заявителю услуги и обязательства, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, путем включения в Договор платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры сетевой организации.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ПАО «Россети Московский регион», не установлено.

На основании вышеизложенного, с учетом положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также с учетом части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, необходимо применить штраф в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей 00 копеек.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 4.1 КоАП РФ, на основании части 2 статьи 9.21 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ПАО «Россети Московский регион» <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам с указанием УИН, содержащегося в образце 9 платежного поручения, приложенного к настоящему постановлению:

<...>

Копии документов, подтверждающих оплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет в должностному лицу, вынесшему постановление, в письменном виде по адресу: г. Москва, Мясницкий проезд, д. 4 стр. 1, 107078, или в электронном виде на адрес электронной почты: to77@fas.gov.ru.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Приложение: образец платежного поручения на 1 л. в 1 экз

Связанные организации

Связанные организации не указаны