Решение №47132/22 б\а от 8 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-13181/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
07.09.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

 

членов Комиссии:

 

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «ЭКСПЕРТИЗА М1», АО «Мосводоканал»,

рассмотрев жалобу ООО «ЭКСПЕРТИЗА М1» (далее - Заявитель) на действия АО «Мосводоканал» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по выполнению требований природоохранного и санитарного законодательства в области охраны атмосферного воздуха для Иловых площадок АО «Мосводоканал» (реестровый №32211605641, далее — Закупка) (далее – Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС России от 29.08.2022 № 28/80664/22.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащем формировании конкурсной документации. В частности, Заказчиком требуется наличие:

1. Аккредитованной лаборатории на право исследования атмосферного воздуха, имеющей лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, предусмотренной в пункте 1 части 10 Информационной карты;

2. Опыта в отношении объектов водоотведения (канализации) и объектов III категории негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренного пунктом 2.3 приложения № 1 к Информационной карте.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и истребуемые антимонопольным органом материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как следует из материалов дела, Заказчиком 08.08.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) (https://zakupki.gov.ru), была размещена информация о проведении Закупки.

Предмет: выполнение работ по выполнению требований природоохранного и санитарного законодательства в области охраны атмосферного воздуха для Иловых площадок АО «Мосводоканал».

Цена договора: 1 710 000,00 (Один миллион семьсот десять тысяч руб-лей 00 копеек), в том числе НДС 20%.

Дата начала срока подачи заявок: 08.08.2022.

Дата и время окончания подачи заявок: 24.08.2022 в 11:00.

Подпунктом 1 пункта 10 Информационной карты предусмотрены требования к участникам конкурса, а именно: соответствие требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки:

- наличие Аккредитованной лаборатории на право исследования атмосферного воздуха, имеющей Лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой, в ходе инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления или действующего договора с организацией, имеющей Аккредитованную лабораторию на право исследования атмосферного воздуха, имеющей Лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой, в ходе инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления.

В области аккредитации лаборатории должны быть указаны объекты контроля - «промышленные выбросы», «атмосферный воздух». В область аккредитации лаборатории должны быть обязательно включены показатели, указанные в пункте 3 Технического задания.

Согласно подпункту 9 пункта 12 Информационной карты в состав заявки на участие в конкурсе должны входить следующие документы:

Документы (копии документов), подтверждающие соответствие участника процедуры закупки обязательным требованиям к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, в соответствии с законодательством Российской Федерации:

- наличие Аккредитованной лаборатории на право исследования атмосферного воздуха, имеющей Лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой, в ходе инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления или действующего договора с организацией, имеющей Аккредитованную лабораторию на право исследования атмосферного воздуха, имеющей Лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой, в ходе инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления (подтверждается копией аттестата аккредитации лаборатории и копией лицензии этой же лаборатории на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях или копией договора с организацией, имеющей лабораторию с упомянутой выше Аккредитацией и копией аттестата аккредитации лаборатории и копией Лицензией этой же лаборатории на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях).

Таким образом, при подаче заявки Заказчик требует предоставить копию аттестата аккредитации лаборатории и копию лицензии этой же лаборатории на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях или копию договора с организацией, имеющей лабораторию.

Заявителем оспаривается необходимость предоставления лицензии. Согласно его доводам, в законодательстве нет предусмотренных требований к обязательному наличию данной лицензии.

По результатам анализа представленных материалов, Комиссия установила, что согласно пункту 1.5 Технического задания Заказчику необходим следующий объем работ:

Инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:

Получение справок о фоновых концентрациях вредных веществ, краткой климатической характеристики и иных фоновых и справочных материалов, необходимых для определения нормативов допустимых выбросов (при необходимости);

Проведение отборов проб воздуха на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ИЗА), проведение необходимых исследований при помощи привлечения аккредитованной в установленном порядке лабораторией;

Подготовка и утверждение отчетов об инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух/отчетов о корректировке инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в установленном порядке в АО «Мосводоканал».

Определение нормативов допустимых выбросов:

Расчёт нормативов допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности, за исключением радиоактивных);

Формирование документации в соответствии с требованиями уполномоченного органа Роспотребнадзора для предоставления на экспертизу уполномоченной организации и получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии документации санитарным нормам и правилам;

Получение положительных результатов рассмотрения документации на предмет её соответствия санитарным нормам и правилам (результаты экспертизы уполномоченной организации и санитарно-эпидемиологическое заключение уполномоченного органа Роспотребнадзора);

При необходимости согласование проектной документации с соответствующим территориальным органом Росприроднадзора или другими уполномоченными органами;

План мероприятий по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ):

Разработка плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) и его согласование с уполномоченным природоохранным органом в установленном порядке с получением необходимых писем, согласований, заключений.

Паспорта ГОУ (при наличии таких установок и необходимости):

разработка, утверждение.

Комиссия установила, что для выполнения данных работ необходимо осуществить отбор проб воздуха на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ИЗА), проведение необходимых исследований. То есть в процессе выполнения работ подрядчик будет проводить различные измерения, обрабатывать их, хранить и передавать Заказчику.

В соответствии с требованиями статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников. В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона № 96-ФЗ инвентаризация проводится инструментальными и расчетными методами.

Пунктом 45 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) отнесена законодателем к лицензируемым видам деятельности.

Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих указанный выше вид деятельности, установлен пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1845 (далее – Положение № 1845).

Выполнение работ по проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха, сбору, обработке, хранению, предоставлению и распространению информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 2 Положения № 1845, требует получения лицензии.

Обязательные требования к проведению работ (предоставлению услуг), предусмотренных подпунктом «и» пункта 2 Положения № 1845, установлены нормативно-правовыми актами Российской Федерации и включены в соответствующий перечень, утверждённый приказом Росгидромета от 11.12.2020 № 550 «Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Росгидрометом в рамках лицензионного контроля, государственного надзора, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий».

Согласно письму Минприроды России от 24.02.2016 № 14-47/3703 «О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях», определение уровня загрязнения атмосферного воздуха входит в перечень работ, составляющих лицензируемый вид деятельности (подпункт б пункта 2 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1216).

Следовательно, для проведения испытательной лабораторией натурных исследований атмосферного воздуха и измерения физических факторов воздействия на атмосферный воздух в соответствии с действующим законодательством необходимо наличие лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что данные работы подлежат обязательному лицензированию, а в действиях Заказчика отсутствует нарушение действующего законодательства.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

В связи с чем Комиссия признает данный довод жалобы необоснованным.

Также Заявителем оспаривается критерий оценки №3 «Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров».

По мнению Заявителя, требование о предоставлении в качестве опыта работы по расчету нормативов допустимых выбросов для объектов водоотведения (канализации) III категории негативного воздействия на окружающую среду является завышенным, в связи с тем, что в данном случае аналогичными работами также будут является работы для любых объектов любой категории негативного воздействия на окружающую среду.

Комиссией было установлено, что согласно Приложению № 1 к Информационной карте, представленые заявки оцениваются по ценовому и неценовому критериям.

Значимость неценового критерия составляет 50%, из которых:

- Обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация) - 5 баллов;

- Наличие на праве собственности и/или ином праве оборудования и других материальных ресурсов - 5 баллов;

- Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров - 90 баллов (= 45%).

По последнему показателю оценивается предложение участника о наличии опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ, за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе (без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта по вине участника).

Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:

,

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участ-никами закупки.

В качестве наличия опыта Участник закупки должен предоставить копии исполненных договоров и/или государственных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральными законами № 44-ФЗ, № 223-ФЗ, содержащих сведения о стоимости работ с приложением копий актов выполненных работ и подтверждающих исполнение обязательств по данным договорам за последние три года.

Аналогичными (подобными) предмету закупки будут работы по расчету (разработке) и согласованию с уполномоченным управлением Роспотребнадзора нормативов допустимых выбросов для объектов водоотведения (канализации) III категории негативного воздействия на окружающую среду.

Комиссия установила, что иловые площадки являются объектами централизованной системы водоотведения г. Москвы. В частности, согласно пункту 9.2.14.22 «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85», утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 25.12.2018 № 860/пр, все жидкие осадки должны обезвоживаться до влажности не более 82% естественным (подсушка на иловых площадках) или механическим методом (с использованием обезвоживающего оборудования или фильтрующих мешков, геотуб).

Согласно пункту 28 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, под централизованной системой водоотведения (канализации) понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

В статье 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приоритетность обеспечения населения питьевой водой и услугами по водоотведению, обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения отнесены к общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно статье 22 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, закреплен принцип непрерывности поставки коммунальных ресурсов, оказания услуг водоотведения населению.

Таким образом, объекты канализования, в том числе иловые площадки, являются специфическими производственными объектами, имеющими свойственные только объектам водопроводно-канализационного хозяйства технологии, специфические стационарные источники, выбрасывающими в атмосферный воздух определенный перечень веществ.

В статье 43.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения выделены в самостоятельный предмет регулирования.

Таким образом, объекты централизованной системы водоотведения, в том числе иловые площадки, являются специфическими объектами негативного воздействия, эксплуатация которых носит публично значимый характер.

Как уже отмечалось, инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух регламентируется ФЗ № 96-ФЗ.

Для определения перечня загрязняющих веществ, мощности выбросов от источников объектов водоотведения, а также объемов валового выброса используются «Методические рекомендации по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от неорганизованных источников станций аэрации сточных вод» (утв. АО «НИИ Атмосфера, Санкт-Петербург, 01.09.2015 год). Данная методика включена в утверждённый Минприроды России перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Методические рекомендации разработаны Научно-исследовательским институтом охраны атмосферного воздуха (АО «НИИ Атмосфера») и рекомендованы Минприроды России для применения при проведении инвентаризации и нормирования на таких объектах как станции аэрации сточных вод и иных сооружениях очистки хозяйственно-бытовых сточных вод, в том числе канализационных насосных станциях, а также сооружениях очистки промышленных стоков.

Методические рекомендации по расчету выбросов от станций аэрации учитывают специфику работы объектов системы канализации и не имеют аналогов, как внесенных в Перечень методик, утверждаемый Минприроды, так и в целом, каких-либо альтернативных методических документов, касающихся установления параметров выбросов объектов канализации.

Также Техническим заданием предусмотрена разработка мероприятий по обеспечению нормативов качества атмосферного воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) в соответствии с утвержденными Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» требованиями. Для получения положительного заключения уполномоченного органа указанные мероприятия необходимо разработать, учитывая особенности функционирования объектов канализования - круглосуточный, круглогодичный режим, без возможности приостановки основного технологического процесса, ввиду важности функционирования таких объектов для жизнеобеспечения города.

Учёт особенностей расчета выбросов загрязняющих веществ для предприятий водоотведения (канализования) на периоды НМУ от объектов канализования определяет техническую и финансовую возможность выполнения Обществом обязательных мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ.

Комиссия также отмечает, что предметом Закупки является выполнение работ по выполнению требований природоохранного и санитарного законодательства в области охраны атмосферного воздуха для Иловых площадок АО «Мосводоканал».

Согласно пункту 1.4. Технического задания местом выполнения работ являются объекты АО «Мосводоканал» III категории негативного воздействия на окружающую среду, для которых необходим комплекс работ по выполнению требований природоохранного и санитарного законодательства в области охраны атмосферного воздуха с учётом проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ.

Таким образом, установление в качестве требований к опыту именно III категории негативного воздействия на окружающую среду обусловлено предметом договора.

Дополнительно Комиссия считает необходимым отметить, что согласно пункту 9 Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 N 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.

Для объектов I и III категорий нормативы допустимых выбросов рассчитываются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах. Классы опасности загрязняющих веществ определяются в соответствии с гигиеническими нормативами.

Для объектов II категории нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) для загрязняющих веществ, содержащихся в перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

В отношении объектов I категории нормативы допустимых выбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 «Об утверждении Правил рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них».

Таким образом, нормативы допустимых выбросов не рассчитываются для объектов IV категории, для объектов I и II категории предусмотрена оценка веществ, не требуемых в Техническом задании.

Следовательно, Комиссия приходит к выводу о необходимости учета опыта по выполнению работ на объектах водоотведения (канализации) III категории негативного воздействия на окружающую среду.

В связи с вышеизложенным, Комиссия считает действия Заказчика правомерными, принятыми в соответствии с Положением и требованиями Закона о закупках.

Согласно пункту 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021) от 10.11.2021 Законом о закупках предоставлено право заказчикам сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Целесообразность введения повышенных требований к участникам, включая требования к опыту и квалификации, не может выступать в качестве самостоятельного предмета оценки в отрыве от названных выше обстоятельств, если только антимонопольным органом не будет доказано, что в конкретном случае цели обеспечения неравноправного участия хозяйствующих субъектов в закупке превалировали над целями эффективной хозяйственной деятельности заказчика.

Вместе с тем субъективное, не основанное на конкретных нормах права представление Заявителя о возможных, по его мнению, иных критериях и порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке само по себе не указывает на нарушение заказчиком приведенных норм и не может с учетом целей Закона о закупках придавать другое истолкование таким нормам.

Согласно пункту 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Само по себе предъявление заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.

Следовательно, данный пункт связан с оценкой заявок, а не их допуском, то есть не влечет за собой сокращение количества участников закупки, не препятствует их участию. Заявителем не было доказано, что установление порядка оценки таким образом представляет конкурентные преимущества конкретному хозяйствующему субъекту.

В части 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом в целях настоящего федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Таким образом, установление критериев оценки, способствующих ранжированию заявок в зависимости от степени квалификации не нарушают положения действующего законодательства в сфере закупок.

Значимость критерия «Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров» составляет 45%, в связи с чем у участников имеется возможность набрать баллы за счет других критериев, которые имеют большую значимость.

Более того, установление подобного критерия не влечет ограничение конкуренции, поскольку позволяют принять участие в конкурентной закупке лицам, обладающим различной степенью квалификации.

Следовательно, данный пункт связан с оценкой заявок, а не их допуском, то есть не влечет за собой сокращение количества участников закупки, не препятствует их участию. На заседании Комиссии Заявителем не было доказано, что установление порядка оценки таким образом представляет конкурентные преимущества конкретному хозяйствующему субъекту.

Комиссией установлено, что на участие в торгах было подано 3 заявки, при этом Заявитель заявку на участие не подавал.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании вышеизложенного, изучив представленные в материалах дела документы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия


 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ЭКСПЕРТИЗА М1»  на действия АО «Мосводоканал»  при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмами Московского УФАС России от 30.08.2022 № НП/45424/22, от 01.09.2022 № НП/45886/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны