Решение б/н ОО «СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ» (ИНН 7731399697) на действи... от 23 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ГБУ г. Москвы «Жилищник Выхино района «Выхино-Жулебино»

Привольная ул., д. 5, корп. 5, г. Москва, 109145

 

ООО «СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ»

121357, г. Москва, ул. Верейская, д. 29, стр. 33, этаж 2, комната 7

 

АО «ЕЭТП»

117312, г. Москва, пр. 60-я Октября, д. 9 г. Москва, 115114

 

 
РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-4238/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

  

01.07.2019

      г. Москва

 

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО «СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ» (далее - заявитель)  на действия заказчика ГБУ г. Москвы «Жилищник Выхино района «Выхино-Жулебино» (далее - заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов к подготовке к зимнему периоду для нужд ГБУ «Жилищник Выхино района «Выхино-Жулебино» (среди СМП) (реестровый № 31907941137),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении закупки.

Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 - 6 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), обжалуются в порядке, предусмотренном статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрены основания, позволяющие участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

Согласно части 1 пункту 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в административном порядке осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

 В свою очередь, Законом о закупках определены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принципы: информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В жалобе заявитель указывает на неправомерность действий заказчика по отклонению заявки заявителя, поскольку, полагает, что его заявка в полном объеме соответствовала требованиям документации.

Комиссия Управления, ознакомившись с доводами заявителя, установила следующее.

В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

Как следует из материалов дела, заказчиком в единой информационной системе закупок опубликовано извещение о проведении закупки, в которой заявитель подал заявку на участие.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.06.2019 заявке заявителя отказано в допуске со следующим обоснованием:

1) В п. «Трубы стальные сварные водогазопроводные, оцинкованные» заказчиком установлены требуемые параметры, «Масса» от 1,19 до 13.85кг/м. В первой части заявки участником закупки по данному параметру товара указано значение «1.28 – для Ду15, 2.39 – для Ду25, 12.15 – для Ду100», что не соответствует требованиям заказчика, а именно согласно ГОСТ 3262, оцинкованные трубы тяжелее не оцинкованных на 3%.

2) В п. «УШМ» заказчиком установлены требуемые параметры «Тип1 и Тип2», в первой части заявки участником закупки по данному параметру товара указано значение для Тип 1 и Тип 2, что не соответствует требованиям заказчика, поскольку согласно инструкции: УШМ, представленная в форме, должна быть одного из требуемых типов.

В документации о закупке согласно п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

При этом, документация о проведении закупки должна содержать четкие, исчерпывающие требования к участникам закупки, исключающие разночтение разных требований и возможность субъективного толкования требований закупочной документации.

Как следует из материалов дела, аукционной документации (Форма 2) указаны следующие требования к материалам: По позиции «Трубы стальные сварные водогазопроводные, оцинкованные» Заказчиком установлены требования к поставляемому товару:

- параметр «Масса» содержит требуемый показатель «от 1.19 до 13.85»;

- параметр «Условный проход» содержит требуемый показатель «[15, 25, 100]».

По позиции «УШМ» Заказчиком установлены требования к поставке данного товара двух типов – «Тип 1» и «Тип 2» с перечнем различных технических (функциональных) показателей каждого из типов (десять и более показателей для каждого типа), при этом исходя из требуемых показателей и их запрашиваемых значений Заказчику требуются различные модели данного товара:

Тип 1

Тип 2

Область применения

для резки металла отрезным кругом

-

-

Тип машины

угловая

-

-

Питание

от сети или аккумуляторная

Питание

от сети или аккумуляторная

Напряжение

до 240

Напряжение

до 240

Мощность

не более 1800

Мощность

не более 2200

Максимальная частота вращения диска

не менее 11000

Максимальная частота вращения диска

не менее 6600

Максимальный диаметр диска

не менее 115

Максимальный диаметр диска

не менее 230

Резьба шпинделя

М14

Резьба шпинделя

М14

Дополнительная рукоятка

Присутствует; Отсутствует

Дополнительная рукоятка

Присутствует; Отсутствует

Длина сетевого кабеля

не менее 3,5

Длина сетевого кабеля

не менее 3,5

мягкий старт

Присутствует; Отсутствует

мягкий старт

Присутствует; Отсутствует

вес

не более 2

вес

не более 5

 Таким образом, по мнению Заказчика, представленные Участником в первом случае для товара «Трубы стальные сварные водогазопроводные, оцинкованные» в показателе «Масса» значения «1.28 - для Ду15, 2.39 - для Ду25, 12.15 - для Ду100» не соответствуют требованиям Заказчика, а именно в той части, что согласно ГОСТ 3262-75 оцинкованные трубы тяжелее не оцинкованных на 3%. Во втором случае Заказчик посчитал достаточным основанием для отказа в допуске Участника к участию в закупке представление Участником, в п. «УШМ», в первой части заявки, значений для обоих разновидностей данного товара: «Тип 1» и «Тип 2», что якобы не соответствует требованиям Заказчика, а именно, что согласно инструкции: «Необходимо учесть, что УШМ представленная в форме, должна быть одного из требуемых типов».

В соответствии с Инструкцией по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов) (далее – Инструкция) Участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендованной Заказчиком, информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме и подлежащих проверке Заказчиком при приемке товара, выполненных работ, оказанных услуг.

Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам, в том числе, ГОСТ 3262-75. В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе «Значение, предлагаемое участником» допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк «-», либо указывать «не нормируется», либо указать «отсутствует».

Исходя из указанных положений Инструкции у Участника закупки отсутствует обязанность производить какие-либо математические вычисления для предоставления конкретных значений по показателям, установленным в техническом задании документации об Аукционе, более того, такая обязанность не предусмотрена для Участников закупки и Законом о закупке.

В связи с вышеизложенным заявителем при заполнении первой части заявки на участие в рассматриваемой закупке, были указаны значения показателя «Масса» по товару «Трубы стальные сварные водогазопроводные, оцинкованные», в соответствии с п. 1.1 и табл. 1 ГОСТ 3262-75 и полностью соответствующие требуемым значениям данного показателя, установленным Заказчиком (от 1.19 до 13.85), а именно: «1.28 - для Ду15, 2.39 - для Ду25, 12.15 - для Ду100».

 Часть 1 статьи 3 Закона о закупках устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг:

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В случае проведения конкурентной закупки Заказчик, во исполнение части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в аукционной документации предмета закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Из буквального толкования приведенных выше норм Закона следует, что закупки товаров и услуг проводятся для своевременного и полного удовлетворения потребностей и нужд заказчиков, основываясь на принципах развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения нецелевого, неэффективного расходования денежных средств, недопущения коррупции и других злоупотреблений.

Следовательно, действия заказчиков при организации и проведении конкурентной закупки не должны приводить к ограничению конкуренции, необоснованному отказу в допуске хозяйствующих субъектов к участию в закупке, коррупционным и иным злоупотреблениям.

В рассматриваемом случае Заказчик отказал заявке заявителя в допуске к участию в закупке только на том основании, что заявитель представил все значения, требуемые Заказчиком (для Тип 1 и Тип 2) и описанные им в аукционной документации (Форме 2), относительно предмета закупки, указанного в п. «УШМ».

При этом, Заказчик мотивировал свой отказ в допуске тем, что в Инструкции имеется указание на необходимость учесть, что УШ0М представленная в форме, должна быть одного из требуемых типов.

Как указывает заявитель, заказчиком в аукционную документацию (Форму 2) включено конкретное описание необходимого к поставке, в рамках рассматриваемой закупки, предмета закупки: «УШМ» - «Тип 1» и «Тип 2», то Участник закупки, во-исполнение Закона, обязан представить все соответствующие значения показателей описанных Заказчиком в аукционной документации. В свою очередь, указанное в инструкции замечание относительно УШМ, по мнению заявителя, является способом ввести участников закупки в заблуждение.

Комиссия Управления, рассмотрев указанный довод заявителя, соглашается с ним о том, что требования заказчика сформированы избыточно и таким образом, что участник закупки может ошибиться и предоставить значение иное, отличное от требований документации, которая, в свою очередь, вводит участников закупки в заблуждение. При этом следствием ненадлежащего порядка формирования документации явилось отклонение заявки заявителя, а также иного участника закупки.

Документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования. Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

 В этой связи представляется возможным сделать вывод, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом, заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования к участникам закупки.

Способ же изложения требований, допущенный заказчиком в настоящем деле, в том числе инструкция по заполнению заявки, не позволяют идентифицировать надлежащую потребность заказчика и, как следствие, провоцирует допущение участником закупки ошибок при заполнении заявки.

Подобное составление аукционной документации вводит участников закупки в заблуждение относительно технических характеристик заявленного товара, предоставляя заказчику возможность манипулировать результатами проводимой закупки в собственных интересах.

В соответствии с п. 15.1 Положения, регулирующего закупочную деятельность, заказчиком могут устанавливаться следующие обязательные требования к составу заявки на участие в закупке: предложение о функциональных характеристиках (потребительских  свойствах)  и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг), в случае, если предоставление таких предложений предусмотрено извещением/документацией о закупке, либо согласие участника процедуры  закупки  на  исполнение договора  на  условиях,  указанных  в  извещении  и/или документации о закупке, предложение участника процедуры закупки о цене договора (15.1.6).

Таким образом, такая форма предоставления сведения в составе заявки о поставке товара, соответствующего требованиям документации, предусмотрена в Положении заказчика. Однако как следует из условий документации по рассматриваемой закупке, заказчик обязал участников закупки предоставить конкретные показатели закупаемого товара без возможности предоставления участником закупки согласия.

Комиссия Управления также отмечает, что положения Закона о закупках не обязывают участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки. В связи с этим требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Названный правовой подход, изложенный в п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16, поддержан Верховным Судом РФ в решении от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287, в котором Суд указал, что желание заказчика требовать от участника закупки подробного описания в заявке различных показателей значения товара, в том числе и те, которые становятся известными при испытании определенной партии товара, после его производства, фактически направлены на создание неравных условий для участников закупки, что не соответствует принципу обеспечения конкуренции, закрепленному в статье 8 Закона о контрактной системе.

Комиссия Управления полагает возможным применить правовой подход, изложенный Верховным Судом Российской Федерации, к рассматриваемым правоотношениям.

Предъявление к участнику закупки требований о представлении в составе своей заявки конкретных показателей сопутствующих комплектующих товара, в отношении которого заказчиком установлены неизменяемые показатели, равно как и отклонение такого участника ввиду неуказания им таких показателей не только напрямую противоречит требованиям Закона о закупках, не соответствует балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П) и стабильности публичных правоотношений, но и противоречит законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений (ч. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), презумпции добросовестности участников таких правоотношений (ч. 5 ст. 10 ГК РФ), а также законодательно установленному запрету на злоупотребление правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ).

Подобное требование не только является бесполезным дублированием требований аукционной документации (предлагаемого к поставке товара не станет внезапно больше, нежели требуется заказчику, и у такого товара не появятся иные показатели в части веса и формы упаковки, если участником дано согласие на предъявленные заказчиком в этой части требования), беспричинно усложняет процесс заполнения заявки, но и в принципе оставляет разрешение вопроса о допуске той или иной заявки к участию в аукционе на исключительное субъективное усмотрение заказчика (который единолично разрешает вопрос достаточности ему согласия участника или необходимости указания им конкретных показателей своего товара).

Из Технического задания следует, что заказчиком предусмотрено, что поставляемый товар должен быть изготовлен и замаркирован в соответствии с техническими условиями и/или ГОСТом. Также Техническим заданием определено, что товар должен соответствовать требованиям к качеству, установленным государственными стандартами и отраслевыми стандартами, техническим условиям, иным документам, устанавливающим требованиям к качеству данного товара, а также требованиям Заказчика.

Соответственно, выражение согласия участником закупки на поставку товара в соответствии с характеристиками, установленными заказчиком в документации, не приводит к несоблюдению его потребности или возможности закупки товара, неудовлетворяющего его потребности.

Также Комиссия Управления обращает внимание, что в целях обеспечения конкуренции на торгах, заказчику в документации достаточно предусмотреть возможность участникам закупки выразить свое согласие на поставку товара с качественными характеристиками, определенными им в приложении к Техническому заданию, и не предусматривать обязанность по заполнению участниками закупки конкретных характеристик, которые уже и так определены им в документации. Указанное изменение сократит возможность допущения участниками закупки ошибок в части заполнения ими характеристик товаров, подлежащих поставке, поскольку потребность заказчика уже определена им путем формирования требований к товарам посредством описания качественных характеристик в приложении к Техническому заданию, которые могут быть воспроизведены участниками закупки посредством копирования (или предоставления согласия).

Комиссия Управления также отмечает, что допустимым может являться установление в документации условий, при которых участники закупки вправе предоставить в составе заявки свое согласие на поставку товаров в соответствии с требованиями документации, а именно конкретными показателями, которые заказчик сформировал на основании своей потребности в приложении к Техническому заданию или предоставить участнику закупки возможность воспроизводить требования изложенные заказчиком в документации в приложении  к Техническому заданию в составе заявки (без изменений  и/или без применения инструкции по заполнению заявки), что также позволит сформировать участнику закупки свое предложение, отвечающее потребности заказчика.

На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что документация заказчика не отвечает принципам, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и подлежит корректировке в целях упорядочивания заказчиком требований к документации в соответствии с собственной потребностью и обеспечением ясного и четкого отражения требований к содержанию заявок участников закупки.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ» (ИНН 7731399697) на действия заказчика ГБУ г. Москвы «Жилищник Выхино района «Выхино-Жулебино» (ИНН 7721818162) при проведении закупки обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 6.1 статьи 3, пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
  3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны