Решение №43822/23 б/а от 16 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-13476/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
11.10.2023                                                                                                                       г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«…..»,

членов Комиссии:

«…..»,

«…..»,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей «…..», «…..», «…..» (Победитель торгов по извещению № 22000138250000000350),

рассмотрев жалобы «…..» (далее — Заявитель) на действия «…..» (далее — Организатор торгов) при проведении аукционов по реализации имущества должника (извещения №22000138250000000348, лот № 1, № 22000138250000000350, лот № 1, далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

Рассмотрение жалоб проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

При этом в жалобах Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящие жалобы приняты к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалобы, содержащие сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалоб по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своих жалоб по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Торги проводятся в соответствии со статьями 447-449 Гражданского Кодекса Российской Федерации; Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»; Законом Российской Федерации от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»; Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; Регламентом ЭТП; Соглашением ФССП России № 0001/13, Росимущества № 01-12/65 от 30.04.2015 «О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнении судебных решений и актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество»; Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Таким образом, проведение спорных аукционов являются обязательными в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданных Заявителем жалоб на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, как жалобы на обязательные в силу закона Торги.

Комиссией установлено, что между Организатором торгов и ТУ Росимущества в городе Москве заключен государственный контракт на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Российской Федерации от 17.01.2023 № 03-АИ/2023 (далее также — Государственный контракт).

Извещение о проведении торгов № 22000138250000000348, лот №1 было опубликовано 10.09.2023 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru) (далее — Официальный сайт).

Начальная (минимальная) цена предмета аукциона установлена в размере 4 709 000 (Четыре миллиона семьсот девять тысяч) рублей 00 копеек. НДС не облагается.

Предмет торгов: Квартира общей площадью 53,8 кв.м., расположенная по адресу: г. Москва, п. Десеновское, пр-т Нововатутинский, д. 10. кв. 374, к/н: 77:17:0140116:464.

В извещении о проведении торгов установлено, что заявки на участие в аукционе с прилагаемыми к ним документами и ценовые предложения, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью (далее по тексту - ЭЦП), направляются в электронной форме на ЭТП в период с «12» сентября 2023 года с 15 часов 00 минут по «22» сентября 2023 года до 09 часов 00 минут.

Подведение итогов приема Заявок осуществляется с «22» сентября 2023 года с 09 часов 00 минут и оформляется соответствующими Протоколами.

Ценовые предложения подаются участниками, допущенными к торгам «27» сентября 2023 года с 09 часов 30 минут по Московскому времени.

Извещение о проведении торгов №  22000138250000000350, лот №1 было опубликовано 10.09.2023 на Официальном сайте.

Начальная (минимальная) цена предмета аукциона установлена в размере 3 776 040 (Три миллиона семьсот семьдесят шесть тысяч сорок) рублей 00 копеек. НДС не облагается.

Предмет торгов: Квартира общей площадью 51,1 кв.м, расположенная по адресу: г. Москва, Южное Бутово, ул. Маршала Савицкого, д.32, кв.87, к/н: 77:06:0012020:2745.

В извещении о проведении торгов установлено, что заявки на участие в аукционе с прилагаемыми к ним документами и ценовые предложения, подписанные ЭЦП, направляются в электронной форме на ЭТП в период с «12» сентября 2023 года с 15 часов 00 минут по «22» сентября 2023 года до 09 часов 00 минут.

Подведение итогов приема Заявок осуществляется с «22» сентября 2023 года с 09 часов 00 минут и оформляется соответствующими Протоколами.

Ценовые предложения подаются участниками, допущенными к торгам «27» сентября 2023 года с 10 часов 30 минут по Московскому времени.

Согласно доводам жалоб, Заявитель оспаривает отклонение своих заявок.

Организатор торгов с доводами жалоб не согласился, представил письменные возражения и истребуемые антимонопольным органом материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобах, в возражениях на них и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно протоколу определения участников аукциона от 27.09.2023, заявка Заявителя поданная на участие в торгах № 22000138250000000348 (лот № 1) отклонена по следующему основанию: «абз. 3 п. 7.5. Правил - Заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий».

В соответствии с протоколом определения участников аукциона от 27.09.2023, заявка Заявителя поданная на участие в торгах № 22000138250000000350 (лот № 1) отклонена по аналогичному основанию: «абз. 3 п. 7.5. Правил - Заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий».

Комиссия отмечает, что документация по вышеуказанным извещениям носит идентичный характер.

Приложением № 1 к извещению установлены правила проведения торгов и подготовки заявки на торги по реализации арестованного и заложенного имущества (далее также — Правила).

Согласно пункту 7.2 Правил при приеме заявок организатор торгов проверяет соответствие заявки на участие в торгах и соответствие приложенных к ней документов установленному в извещении перечню документов, которые должны быть приложены к заявке, а также настоящим правилам.

В соответствии с пунктом 7.5 Правил Организатор торгов отказывает заявителю в допуске на участие в торгах в следующих случаях:

- подача заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов нарушением срока, установленного в информационном сообщении;

- подача предусмотренных информационным сообщением документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и информационным сообщением;

- заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

- не подтверждено поступление в установленный срок задатка.

В соответствии с ФЗ №115 от 07.08.2001 участник обязан предоставить сведения о происхождении денежных средств (для физических лиц: справку 2НДФЛ 3НДФЛ, кредитный/ипотечный договор, договор займа или другие документы) (для юридических лиц: Бухгалтерский баланс за последний отчетный период, Формы 1 и 2 бухгалтерской отчетности за последний отчетный период с приложением документов, подтверждающих факт сдачи отчетности в контролирующие органы, договор займа, кредитный договор). При предоставлении договора займа, участник представляет сведения о происхождение денежных средств в отношении лица предоставившего займ, а также согласие на обработку персональных данных в отношении указанного лица. При непредоставлении запрашиваемых данных Организатор торгов вправе отказать в приеме заявки на участие в торгах. Также в заявочной форме должны быть представлены такие обязательные сведения, как скан-копия СНИЛС– для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, копия СНИЛС руководителя – для юридических лиц.

Данный перечень оснований для отказа заявителю в приеме заявки на участие в торгах является исчерпывающим.

Пунктом 7.7 Правил установлено, что к торгам допускаются лица, зарегистрированные на ЭТП, указанной в извещении о проведении торгов, находящейся в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», предоставившие заявки и ценовые предложения на участие в торгах с помощью электронного документооборота на ЭТП, подписанные ЭЦП с необходимым комплектом документов (электронные цветные скан-копии с подлинника документа), соответствующих требованиям извещения и настоящих правил, в том числе с направлением комплекта документов указанных в пункте 7.7 Правил.

Комиссией установлено, что Заявителем были поданы заявки на участие в Торгах 21.09.2023.

На заседании Комиссии Организатор Торгов пояснил, что заявки были отклонены в связи с тем, что комиссия Организатора торгов при рассмотрении заявок, поданных Заявителем, обратила внимание на то обстоятельство, что подпись «…..», заверенная нотариусом на заявлении об отсутствии зарегистрированного брака от 05.07.2023, прилагаемом к поданным заявкам на участие в торгах, а также подписи на заявках и иных прилагаемых документах существенно отличаются между собой.

Также Организатор торгов отметил, что подлинность подписи «…..», заверенная нотариально не вызвала у комиссии Организатора торгов никакого сомнения, однако подпись на заявках и иных документах, сделанная от лица Заявителя, проставлена иным лицом и, по мнению Организатора торгов, принадлежит представителю «…..», который по доверенности осуществлял продажу имущества Заявителя в мае-июне 2023 года.

В связи с чем, Организатором торгов сделан вывод о том, что заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий.

Вместе с тем Комиссия оценивает доводы Организатора торгов критически на основании следующего.

Проверка подлинности подписей может быть проведена в ходе технико-криминалистической экспертизы квалифицированным экспертом.

Соответственно, делать категорические выводы о наличии признаков фальсификации документов Организатор торгов самостоятельно не вправе.

При этом из представленных документов не следует, что Организатор торгов обращался к эксперту или в специализированную организацию для установления заключения о подлинности или подделке подписей.

В рассматриваемом случае неопровержимыми и документальными подтверждениями недостоверных сведений на момент рассмотрения заявки Заявителя, Организатор торгов не обладал.

Комиссией Управления установлено, что заявки Заявителя на участие в Торгах были поданы в электронной форме посредством функционала электронной площадки, на которой проходили Торги, и все документы и сведения, представленные в составе заявок, были подписаны квалифицированной электронной подписью Заявителя.

В соответствии с извещениями о проведении Торгов и Правилами заявки на участие в аукционе с прилагаемыми к ним документами и ценовые предложения подаются подписанные ЭЦП и направляются в электронной форме на ЭТП.

При этом ни в извещениях о проведении аукционов, ни в Правилах не установлено требование о необходимости подписания скан-копий документов в составе заявок собственноручной подписью лица, подающего заявку.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Организатором торгов не предоставлено доказательств отсутствия электронной цифровой подписи Заявителя в поданных заявках на участие в Торгах.

Отклонение заявок Заявителя лишь на том основании, что скан-копии документов, представленные в составе заявок, подписаны якобы иным лицом, а не Заявителем лично, при условии, что заявка подписана электронной цифровой подписью Заявителя и в документации о проведении Торгов не установлено требование о необходимости подписания скан-копий документов в составе заявок собственноручной подписью лица, подающего заявку, в данном конкретном случае формально и неправомерно.

При таких обстоятельствах Комиссия усматривает в действиях Организатора торгов формальный подход к рассмотрению заявки Заявителя, поскольку при рассмотрении заявки Организатору торгов были доступны сведения о том, что заявки подписаны квалифицированной электронной подписью Заявителя, а не его представителем.

Доказательств обратного Организатором торгов не представлено, Комиссией не установлено.

Комиссия также отмечает, что данные действия Организатора торгов могут существенно повлиять на результат торгов и послужить препятствием для реализации цели выставления имущества на Торги - получения наивысшей цены за реализуемое имущество, что, в свою очередь, затрагивает права взыскателя.

Указанные Торги являются публичными торгами, целью проведения которых является реализация имущества с наибольшей ценой.

Наибольшее количество участвующих в торгах лиц, проявивших интерес к реализуемому имуществу, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущество, что в конечном счете повышает степень удовлетворяемости требований взыскателя.

Действуя разумно и добросовестно в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, Организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов.

Отсечение же претендентов на стадии определения участников торгов, на стадии подачи заявок по формальным основаниям не соответствует целям реализации имущества должника.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Исходя из вышеуказанной нормы, рассматриваемое положение государственного контракта не является исключительно гражданско-правовым условием исполнения обязательств, поскольку касается публичного порядка проведения торгов.

Публичный характер некоторых условий государственного контракта также подтверждается тем, что его положения определяют порядок проведения публичных торгов, а именно действий Организатора торгов как лица, обремененного публично-правовой обязанностью по реализации имущества на торгах, проводимых в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, условия государственного контракта не являются исключительно гражданско-правовыми условиями исполнения обязательств, а ненадлежащее исполнение последних влечет для Организатора торгов не только наступление санкций гражданско-правового характера, но и публичного-правового, например, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков при расторжении договора в одностороннем порядке заказчиком в связи с ненадлежащим исполнением Организатором торгов обязательств по государственному контракту.

Согласно пункту 8.3 Приложения к Дополнительному соглашению №1 к Государственному контракту Организатор торгов обязан оказывать Услугу способами, не допускающими ограничение, устранение конкуренции и (или) нарушение законных прав и ущемление интересов других лиц.

При этом наделение антимонопольного органа полномочиями по осуществлению контроля по обязательным торгам на основании статьи 18.1 Закона о защите конкуренции свидетельствует о возможности установления в действиях Организатора торгов несоблюдения публично-правого порядка их проведения, возложенного на последнего государственным контрактом.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы Заявителя и усматривает в действиях Организатора торгов нарушение пунктов 7.2 и 7.5. Правил, пункта 8.3 Приложения к Дополнительному соглашению № 1 к Государственному контракту от 17.01.2023 № 03-АИ/2023, части 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поскольку договоры по результатам оспариваемых Торгов не заключены, у антимонопольного органа отсутствуют правовые препятствия для невыдачи Организатору торгов обязательного к исполнению предписания об устранении допущенных нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, 1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.

2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение пунктов 7.2 и 7.5. Правил, пункта 8.3 Приложения к Дополнительному соглашению № 1 к Государственному контракту от 17.01.2023 № 03-АИ/2023, части 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3. Выдать Организатору торгов обязательное к исполнению предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны