Решение б/н б/а от 6 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-10237/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

05.08.2024                                                                                       г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<.......>

членов Комиссии:

<.......>

<.......>

при участии посредством видео-конференц-связи представителей <.......>

рассмотрев жалобу <.......> (далее — Заявитель) на действия <.......> (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по покраске и мойке антенн земных станций (реестровый № 32413759897) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Также в ходе заседания Комиссии Заказчиком заявлено ходатайство об оставлении жалобы без рассмотрения, ввиду пропуска Заявителем срока на обжалование, предусмотренного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия, рассмотрев указанное ходатайство не находит оснований для его удовлетворения на основании следующего.

В соответствии частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно информации, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) протокол подведения итогов размещен Заказчиком — 18.07.2024.

В соответствии со статьей 193 Гражданского Кодекса РФ (далее — ГК РФ), если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Учитывая, что последний срок на обжалование выпадает на нерабочий день, то с учетом положений ГК РФ срок переносится на следующий за ним рабочий день, в данном случае — 29.07.2024.

При этом, Комиссией установлено, что жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган 29.07.2024 посредством электронной почты, то есть с соблюдением сроков, предусмотренных частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, жалоба подлежит рассмотрению Комиссией по существу.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Согласно доводом жалобы Заявитель не согласен с результатами оценки своей заявки по критерию «Квалификация участника закупки», по результатам которой представленные Заявителем в качестве подтверждения опыта договоры не были учтены Заказчиком при оценке и заявке Заявителю по указанному критерию присвоено 0 баллов.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил возражения в письменной форме, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Информация о проведении Закупки размещена Заказчиком на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) — 28.06.2024.

Начальная (максимальная) цена договора: 2 297 700,00 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 28.06.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 10.07.2024 в 11:00.

Дата подведения итогов: 31.07.2024.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд <.......>, утвержденным приказом <.......> от 12.04.2024 № 86 (далее — Положение о закупке).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании подпункта 4 пункта 4.7.2.13 Положения о закупке критериями оценки могут быть наличие опыта по успешной поставке товара, выполнения работ, оказания услуг, связанных с предметом договора, в соответствии с требованиями, установленными в документации о конкурентной закупке.

Так, пунктом 25 Информационной карты установлен следующий порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений по критерию «Квалификация участника закупки»:

Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ, связанных с предметом договора.

Оценке подлежат сведения об общей цене исполненных участником закупки договоров (контрактов), предусматривающих выполнение работ по покраске и (или) мойке антенн спутниковой связи.

К оценке принимаются договоры (контракты) заключенные и исполненные в период с 01.01.2021 по дату окончания срока подачи заявок, по которым к участнику закупки не применялись штрафные санкции или участником закупки исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).

Участник закупки должен приложить в составе заявки:

- копии договоров (контрактов), в том числе заключенных и исполненных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- акт (акты) приемки выполненных работ (оказанных услуг), составленные при исполнении таких договоров (контрактов).

Документы должны быть представлены в полном объеме и со всеми приложениями, в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати (при наличии).

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Квалификация участника закупки» определяется по формуле:

𝑂𝑖 = C𝑖 C𝑚𝑎𝑥 × 100 × КЗ

где:

𝑂𝑖 - рейтинг, присуждаемый заявке i-го участника по указанному критерию;

Cm𝑎𝑥 – максимальная сумма исполненных договоров (контрактов), связанных с предметом договора, из числа предложенных участниками закупки;

Ci – предложение i-го участника закупки, заявка которого оценивается;

КЗ - коэффициент значимости критерия.

При оценке заявок по критерию «Квалификация участника закупки» лучшим признается предложение участника закупки с наибольшей суммой исполненных договоров (контрактов).

При оценке заявок по критерию «Квалификация участника закупки» наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по критерию «Квалификация участника закупки».

Оценка в 0 баллов по критерию «Квалификация участника закупки» будет присвоена:

- участнику закупки, который не имеет опыта, связанного с предметом договора;

- участнику закупки, который не представил в составе своей заявки документы (копии документов), подтверждающие сведения о наличии опыта по успешному выполнению работ, связанных с предметом договора за указанный в критерии период.

Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки.

В соответствии с пунктом 1 Информационной карты предметом закупки является выполнение работ по покраске и мойке антенн земных станций.

Таким образом, исходя из вышеизложенных требований Закупочной документации под аналогичными работами (услугами) понимаются выполнение работ по покраске и (или) мойке антенн спутниковой связи.

Согласно протоколу подведения итогов от 18.07.2024 № 3 по результатам оценки и сопоставления заявок Заявитель (порядковый № 3621088441) занял третье место с итоговой оценкой — 58, 89 баллов.

Заявитель в жалобе ссылается на то, что предметом выполнения работ по представленным Заявителем договорам и актам выполненных работ являлись работы по капитальному ремонту антенно-мачтовых сооружений, в том числе работы по окраске металлоконструкций опор АМС и механических деталей, которые, по мнению Заявителя, соответствуют требованиям Закупочной документации.

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки в качестве подтверждения наличия опыта выполнения аналогичных работ представлено 9 договоров на общую сумму 20 721 942,72 рублей:

 

п/п

Номер и дата заключения договора (контракта)

Наименование предмета договора (контракта)

Цена договора (контракта), руб.

Сумма, на которую исполнен договор (контракт), руб.

Дата исполнения договора (контракта)

1

Р-104-22 от 07.06.2022

Выполнение работ по капитальному ремонту АМС (Башня) Н=180м (окраска металлоконструкций опоры и механических деталей

4 200 000,00

4 200 000,00

19.08.2022

2

78/22 от 06.09.2022

Нанесение (окраска) металлоконструкций мачты М427м антиобледенительными годрофобными составами с отметки 300м до уровня верхней площадки включительно (427м)

480 012,00

480 012,00

14.10.2022

3

2023.84498/ от 19.05.2023

Капитальный ремонт Башни Н=256м (инв. № 02000170), расположенной по адресу: 400075, Волгоградская обл., Волгоград г, Краснополянская ул, дом № 33Б, - ремонт, окраска металлоконструкций АМС и механических деталей, филиала РТРС «Волгоградский ОРТПЦ»

6 703 222,93

6 703 222,93

28.08.2023

4

326-04-23 от 29.05.2023

Капитальный ремонт АМС на РТС Белебей (окраска металлоконструкций опоры и механических деталей)

4 024 023,04

1 562 826,59

23.10.2023

5

2023.105974 от 13.06.2023

Окраска металлоконструкций АМС высотой 242,5 м и механических деталей на объекте цех Боровичи по адресу: Новгородская обл., Боровичский р-он, г. Боровичи, ул. Парковая, д. 10

3 600 000,00

3 600 000,00

30.11.2023

6

90-2023Т от 26.05.2023

Выполнение работ по капитальному ремонту АМС Н=120м РТС Нижняя Санарка

1 504 641,17

1 504 641,17

23.12.2023

7

2022.172462 от 24.10.2022

Капитальный ремонт АМС (окраска металлоконструкций опоры и механических деталей) на РТС Бакланье, Буруны, Рынок и Лиман цеха Астрахань филиала РТРС «Астраханский ОРТПЦ»

659 092,14

659 092,14

14.04.2023

8

2022/228/04-04 от 11.11.2022

Капитальный ремонт антенномачтового сооружения высотой Н=43,2 м (окраска металлоконструкций опоры и механических деталей) на объекте РТРС по адресу: Олонецкий район, п. Ильинский, , в срок с «01» декабря 2022 года по «10» декабря 2022 года

547 051,62

547 051,62

13.12.2022

9

_01/23 от 04.05.2023

Рпо капитальному ремонту антенномачтового сооружения АМС (окраска металлоконструкций опоры и механических деталей) г. Стрежевой, ул. Мира, 6, высотой 78,8 м

1 465 096,27

547 051,62

17.07.2023

 

Комиссия Управления, исследовав и проанализировав договоры, представленные Заявителем для подтверждения опыта по критерию «Квалификация участника закупки», установила следующее.

Так, например, по договору подряда от 13.06.2023 № 2023.105974 предметом договора является выполнение работ по окраске металлоконструкций АМС высотой 242,5 м и механических деталей на объекте цех Боровичи по адресу: Новгородская обл., Боровичский р-он, г. Боровичи, ул. Парковая, д. 10, согласно техническому заданию (Приложение №1) и локально-сметному расчету (Приложение № 2), являющимися неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 1.1 Договора).

В соответствии с актом о приемке выполненных работ от 30.11.2024 № 1 в исполнения указанного договора были выполнены следующие виды работ, например:

- окраска металлических огрунтованных поверхностей: эмалью ХВ-124;

- нанесение безусадочных, быстродействующих составов тиксотропного типа вручную в один слой, толщина слоя 20 мм, на поверхности бетонных и железобетонных конструкций: горизонтальные.

При этом Комиссия обращает внимание, что исходя из предмета договора подряда от 13.06.2023№ 2023.105974 осуществлялась окраска металлоконструкций АМС.

Аналогичная ситуация с остальными представленными Заявителем в качестве подтверждения опыта договорами, предметом которых является выполнение работ (капитальный ремонт) металлоконструкций антенно-мачтовых сооружений (далее - АМС) (металлоконструкций мачты металлоконструкций опоры и механических деталей).

Вместе с тем Комиссия отмечает, что аналогичным опытом выполнения работ (услуг) согласно условиям Закупочной документации является выполнение работ по покраске и (или) мойке антенн спутниковой связи, а не металлоконструкций АМС.

Кроме того, на заседании Комиссии Заказчик пояснил, что антенные системы земных станций спутниковой связи и АМС являются разными техническими объектами. Для покраски активных поверхностей антенн должны применяться специализированные покрытия с особенностями по применению, в отличие от металлоконструкций АМС, где применяются следующие требования к материалам и технологии подготовки поверхности и нанесению составов:

Как указал Заказчик, для покраски рабочих поверхностей параболических антенн применяется специальная радиопрозрачная краска. Получаемые поверхности покрытия не должны изменять амплитуду проходящей через них электромагнитной волны и вызывать изменение ее формы. Нарушение технологии покраски, применение несоответствующих материалов, присутствие вкраплений инородных тел (пыли, волос, грязи и т.д.) может привести к значительному ослаблению сигнала, ухудшению диаграммы направленности антенны, повлиять на коэффициент полезного использования площади зеркала, к возникновению фазовых ошибок, которые ухудшают качество сигнала и снижают коэффициент усиления антенны, и как следствие, к полной потере возможности функционирования дорогостоящего комплекса. При этом получаемое покрытие должно обеспечивать допустимое рассеивание солнечных лучей, предотвращать чрезмерный нагрев поверхности зеркала солнцем.

Также Заказчик отметил, что выполнение данных работ требует повышенной квалификации персонала, так как воздействию подвергаются не металлические конструкции АМС, а активные приемо-передающие поверхности антенн. При выполнении данных работ необходимо исключить повреждение составляющих оптических схем зеркал, не допустить расфокусировки оптической схемы системы рефлектор-контррефлектор, не допустить отклонения профиля антенны в процессе механического воздействия при производстве работ. В результате выполнения работ по покраске антенных систем спутниковой связи недопустимо изменение установленных свойств и характеристик поверхности зеркала при нанесении на него лакокрасочного покрытия, а именно среднеквадратичного отклонения поверхности зеркала от расчетной модели. Перечисленные выше требования должны минимизировать вероятность искажения поверхности зеркала в процессе эксплуатации антенн: под воздействием ветра и атмосферных осадков; силы тяжести; неравномерного прогрева их поверхности. Кроме того, при проведении работ требуется проведение специальных мероприятий по защите составных частей антенной системы (энкодеров, резолверов, датчиков, активного СВЧ оборудования, антенно-фидерных трактов, систем антиобледенения, блоков управления приводами от повреждений и воздействия влаги и лакокрасочных материалов.

Таким образом, исходя из пояснений Заказчика антенные системы земных станций спутниковой связи и АМС являются разными техническими объектами.

На основании изложенного, изучив представленные документы и сведения Комиссия пришла к выводу о том, что исходя из представленных Заявителем в составе заявки в качестве подтверждения наличия опыта выполнения аналогичных работ (услуг) договоров, Заявителем оказывались услуги не соответствующие предмету закупки.

Таким образом, оценка заявки Заявителя по критерию «Квалификация участника закупки» осуществлена Заказчиком правомерно и в соответствии с требованиями Закупочной документации.

В свою очередь, доказательств соответствия не принятых к оценке договоров требованиям документации, Заявителем не представлено.

Кроме того, Комиссия отмечает, что Заявитель на момент подачи заявки положения Закупочной документации не оспаривал, тем самым согласился с установленными требованиями, в том числе в части порядка оценки по критерию «Квалификация участника закупки».

Комиссия отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Вместе с тем Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <.......> на действия <.......> при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 31.07.2024 № НП/30956/24.

Связанные организации

Связанные организации не указаны