Решение №ПО/30405/20 РЕШЕНИЕ по делу № 077/05/5-446/2020 от 12 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Айриэлтор»

 

107023, г. Москва,

ул. Электрозаводская, д. 27, стр. 8, помещ. I, эт. 5

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу077/05/5-446/2020

 

«12» февраля 2020 года

г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: <…>,

членов Комиссии: <…>, <…>,

рассмотрев дело 077/05/5-446/2020, возбужденное в отношении ООО «Айриэлтор» (ОГРН 1137746481190, ИНН 7718935772) по факту распространения в период с 04.04.2019 по 16.05.2019 при размещении в социальной сети Инстаграм рекламы «Циан. Для романтики не нужны соседи» с демонстрацией процесса потребления алкогольной продукции, с нарушением пункта 3 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38‑ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе),

в присутствии представителя ООО «Айриэлтор» в лице <…> (по доверенности № <…>),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 077/05/5-446/2020 возбуждено в отношении ООО «Айриэлтор» на основании заявления физического лица и материалов по факту распространения в социальной сети Инстаграм в период с 04.04.2019 по 16.05.2019 рекламы следующего содержания: «Циан. Для романтики не нужны соседи» с демонстрацией процесса потребления алкогольной продукции.

В рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы, демонстрирующей процесс потребления алкогольной продукции.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

ООО «Айриэлтор» является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 06.06.2013 за основным государственным регистрационным номером 1137746481190, ИНН 7718935772, КПП 997750001.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Рассматриваемая реклама распространялась в социальной сети Инстаграм, а равно была доступна неограниченному кругу лиц-потребителей рекламы. Таким образом, установлено, что способ распространения рассматриваемой рекламы является общедоступным для неопределенного круга лиц потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по кругу лиц-потребителей рекламы Комиссией Московского УФАС России не установлено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В настоящем случае рассматриваемое рекламное объявление направлено на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса и продвижению услуг сервиса недвижимости «Циан».

Однако на представленном макете спорной рекламы изображена молодая пара (мужчина с женщиной), сидящие за столом, в центре которого стоят только две зажженные свечи, и выпивающие напитки светлого цвета из бокалов для шампанского под закадровый текст «Циан. Для романтики не нужны соседи».

Резюмируя изложенное, рассматриваемая информация распространялась неопределенному кругу лиц, исходя из способа распространения и содержания, направлена на привлечение внимания к нескольким объектам рекламирования, а следовательно является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.

В настоящем случае в рекламе молодая пара держит бокалы узкой удлиненной формы на длинной ножке. Такие бокалы используются повсеместно для распития алкогольных напитков, а именно игристых вин. Кроме того, содержащийся в бокалах напиток имеет светло-желтоватый оттенок. Данный оттенок характерен для большинства игристых вин, а также шаманского. В совокупности с удлиненным бокалом на тонкой ножке и цветом напитка, а также романтичной обстановки вокруг молодой пары (как указывается самим рекламодателем «Для романтики не нужны соседи»), Комиссией однозначно делается вывод о том, что в настоящем случае демонстрируется употребление именно алкогольной продукции.

Таким образом, проанализировав внешний вид и содержание рассматриваемой информации, Комиссия приходит к выводу, что в настоящем случае демонстрируется употребление алкогольной продукции.

Более того, вопрос о квалификации рассматриваемой рекламы был вынесен 25.10.2019 на Экспертный совет Московского УФАС России по применению законодательства о рекламе и антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции, на заседании которого большинство экспертов посчитали данную рекламу содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Участниками Экспертного совета были озвучены следующие мнения:

  • «...очевидно, что в бокалах у молодых людей содержится алкогольный продукт, вино или шампанское. Данный вывод следует из анализа так называемых символов культурных кодов. Описание конкретной ситуации производится с использованием определенных знаковых маркеров. В данном случае автор рекламы презюмирует романтическую обстановку, что подтверждается не только представленным слоганом, но и самой атмосферой, передаваемой на фотографии: приглушенный свет, свечи. Думаю, у большинством людей, удививших эту фотографию, возникает ассоциация, что в бокалах у этих молодых людей не вода и не газировка»;

  • «...исходя из обстановки следует вывод о том, что в бокалах содержится алкогольный продукт...».

Перед участниками Экспертного совета был поставлен вопрос: нарушает ли данная реклама требования законодательства Российской Федерации о рекламе? За наличие нарушения в данной рекламе из 58 участников проголосовало 43 человека.

                • Ссылка на протокол Экспертного совета содержится в открытом доступе на сайте Московского УФАС России, в разделе «Общественные советы», а также копия протокола имеется в материалах настоящего дела.

Таким образом, распространенная в социальной сети Инстаграм в период с 04.04.2019 по 16.05.2019 реклама следующего содержания: «Циан. Для романтики не нужны соседи» содержит признаки нарушения пункта 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы, демонстрирующей процесс потребления алкогольной продукции.

Ответственность за нарушение пункта 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Распространение спорной рекламы осуществлялось на условиях Оферты на оказание услуг «FaceBook», размещенной в сети Интернет по адресу https://www.facebook.com/legal/terms, заполненной ООО «Айриэлтор».

Следовательно рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Айриэлтор», поскольку оно выступило лицом, определившим объект рекламирования в спорной рекламе. Самим Обществом данный факт не оспаривается.

В соответствии с документами, представленным в материалы дела, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Айриэлтор».

Таким образом, Комиссией Московского УФАС России, в действиях ООО «Айриэлтор» при распространении рекламы в социальной сети Инстаграм, установлено нарушение пункта 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 44 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Также в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.

Между тем предписание само по себе направлено именно на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, и не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Айриэлтор» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил, Комиссия Московского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1.   Признать ООО «Айриэлтор» (ОГРН 1137746481190, ИНН 7718935772) нарушившим требования пункта 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе при распространении в социальной сети Инстаграм в период с 04.04.2019 по 16.05.2019 рекламы следующего содержания: «Циан. Для романтики не нужны соседи», которая содержит демонстрацию процесса потребления алкогольной продукции.

  2.   Выдать ООО «Айриэлтор» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

 

 

<…>

Члены Комиссии

 

 

<…>

 

 

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны