Аналитический отчет б/н б/н от 8 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО МОСКВЕ

 

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке

в целях рассмотрения, принятия решения по делу № 077/01/14.6-4050/2020

о нарушении антимонопольного законодательства

КПК «Капитал Сберъ»

 

 

На основании части 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), пунктов 1.3, 10.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке), проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке в объеме, необходимом для рассмотрения, принятия решения по делу
№ 077/01/14.6-4050/2020 о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях
КПК «КапиталСберъ», по результатам которого установлено следующее.

 

Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

Согласно пункту 2.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Согласно пункту 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

В рамках дела № 077/01/14.6-4050/2020 рассматриваются действия
КПК «КапиталСберъ» по незаконному использованию КПК «КапиталСберъ» ряда обозначений, схожих с товарными знаками, принадлежащим ПАО «Сбербанк», а также копирования фирменного стиля ПАО «Сбербанк» путем:

    1. использования наименования КПК «КапиталСберъ», сходного с фирменным наименованием ПАО «Сбербанк», общеизвестным товарным знаком № 89, товарным знаком № 417925 (Факт - 1);

    2. использования фасадной вывески «Сбережения в Москве 13%», сходной с общеизвестным товарным знаком № 89, товарными знаками № 417925, № 556088 (Факт - 2);

    3. использования обозначения состоящего из сектора круга, в который вписаны ломанные полосы и вертикально расположенная полоса, сходного с общеизвестным товарным знаком № 89, товарными знаками № 417925, № 406746 (Факт - 3);

    4. копировании фирменного стиля рекламных материалов ПАО «Сбербанк», в частности аналогичных образов людей, расположения и цвета информационных блоков, общего стиля и цветовой гаммы рекламных материалов (Факт - 4).

В настоящем случае Комиссия Московского УФАС России может отсчитывать момент начала совершения действий, в которых были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства с момента первого выявления и фиксации указанных действий.

Первоначальное заявление ПАО «Сбербанк» поступило в Федеральную антимонопольную службу России 21.08.2019 с приложенными скриншотами страниц, на которых была размещена рассматриваемая информация, подтверждающая Факты 1 - 4.

Учитывая тот факт, что дата на самих скриншотах отсутствует, Комиссия приходит к выводу о том, что датой фиксации совершения спорных действий следует считать 21.08.2019.

Таким образом, временной интервал определен с 21.08.2019 года по настоящее время. Таким образом, временной интервал определен с 21.08.2019 года по настоящее время.

 

Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарным рынком является сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствие с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, предварительное определение товара проводится на основе, в том числе, условий договора, заключенного в отношении товара; разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности; заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере.

В силу подпункта «б» пункта 10.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже.

В целях настоящего анализа определение продуктовых границ товарного рынка производится исходя из кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее — ОКВЭД); предмета договоров, заключенных хозяйствующими субъектами при осуществлении хозяйственной деятельности.

В соответствии с представленными в Московское УФАС России документами и сведениями ПАО «Сбербанк» осуществляет в том, числе деятельность по привлечению денежных средств граждан. Указанные обстоятельства также подтверждаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), в частности наличием ПАО «Сбербанк» генеральной банковском лицензии № 1481 от 11.082015. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ПАО «Сбербанк» является деятельность по прочему денежному посредничеству, идентифицированная 64.19 кодом ОКВЭД.

Аналогичную деятельность осуществляет КПК «КапиталСберъ», что также подтверждается сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности КПК «КапиталСберъ» является деятельность по предоставлению займов и прочих видов кредита, идентифицированная 64.92 кодом ОКВЭД. Также КПК «КапиталСберъ» осуществляет деятельность по прочему денежному посредничеству (64.19 код ОКВЭД).

Осуществление КПК «КапиталСберъ» деятельность по привлечению денежных средств граждан подтверждается организационно-правовой формы юридического лица.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее — Закон о кредитной кооперации), кредитный потребительский кооператив (далее - кредитный кооператив) - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

В силу пункта 2 статьи 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3 Закона о кредитной кооперации кредитные потребительские кооперативы относятся к некоммерческим организациям.

Согласно статье 4 Закона о потребительской кооперации кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов на основании:

1)  договоров займа, заключаемых с юридическими лицами;

2)  договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами в порядке, предусмотренном Законом о кредитной кооперации.

Кредитный кооператив предоставляет займы своим членам на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком - членом кредитного кооператива (пайщиком). Кредитный кооператив вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов своим членам в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона о кредитной кооперации по договору передачи личных сбережений физическое лицо, являющееся членом кредитного кооператива (пайщиком), передает кредитному кооперативу денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности.

Таким образом, продуктовыми границами анализируемого товарного рынка являются услуги по привлечению денежных средств граждан.

 

Географические границы товарного рынка

 

Географические границы обуславливаются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможность потребителей воспользоваться товарами (работами, услугами) на рассматриваемой территории, и устанавливают территорию, на которой потребители из выделенной группы имеют экономическую возможность воспользоваться рассматриваемыми услугами.

В силу пункта 4.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, Определение географических границ товарного рынка может осуществляться методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах) либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара, однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц КПК «КапиталСберъ» зарегистрировано в качестве юридического лица на территории г. Москвы по адресу Новодмитровская ул., д. 2, кор. 6, эт/пом/оф. 8/82/52К.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте капиталсб.рф, КПК «КапиталСберъ» осуществляет фактическую деятельность по адресу: Москва, ул. Профсоюзная д.27 к.1.

Также КПК «КапиталСберъ» использует спорные обозначения на сайте в сети «Интернет» капиталсб.рф.

Таким образом, в материалы дела представлены документы и сведения, свидетельствующие об оказании услуг только на территории города Москвы. В настоящим момент отсутствует подтверждения осуществления деятельности КПК «КапиталСберъ» на территории иного субъекта Российской Федерации.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ПАО «Сбербанк» зарегистрировано в качестве юридического лица на территории г. Москвы по адресу Вавилова ул., д. 19.

Согласно общедоступной информации, представленной в сети «Интернет», ПАО «Сбербанк» имеет сложно разветвленную организационную структуру, действующую на всей территории Российской Федерации.

Вместе с тем центральный аппарат ПАО «Сбербанк» расположен в г. Москве. Также данной территории осуществляет деятельность территориальное отделение ПАО «Сбербанк» - Московский банк ПАО «Сбербанк».

Таким образом, ПАО «Сбербанк» осуществляет деятельность в том числе на территории г. Москвы.

Исходя из вышеизложенного, географическими границами анализируемого товарного рынка является территория города Москвы.

 

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке

 

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 5.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В силу подпункта 2 пункта 10.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, для целей настоящего анализа определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке, производится в объеме, необходимом для установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующими субъектами, которым указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред их деловой репутации.

Лицом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, является КПК «КапиталСберъ». Заявителем в рамках дела № 077/01/14.6-4050/2020 является ПАО «Сбербанк».

Как установлено выше, КПК «КапиталСберъ» и ПАО «Сбербанк», осуществляют аналогичную деятельность на одном товарном и географическом рынке.

Кроме того установлено, что на территории города Москвы также осуществляют деятельность следующие кредитные потребительские кооперативы: КПК «Кредитный союз «Связист», КПКГ «Касса взаимной помощи», КПКГ «МЖК-КРЕДИТ», КПКГ «КСУ», КПК «Центральная народная касса» и иные. Сведения о действующих кредитных потребительских кооперативах содержится на официальном сайте Банка России в сети Интернет по адресу https://cbr.ru/finmarket/registries/ в разделе «Реестры субъектов микрофинансирования», подраздел «Государственный реестр кредитных потребительских кооперативов»

Таким образом, в состав хозяйствующих субъектам, действующих на анализируемом товарном рынке, в том числе, входят КПК «КапиталСберъ» и ПАО «Сбербанк».

 

 

 

Вывод:

 

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рассматриваемом товарном рынке установлено следующее.

  1. Временной интервал настоящего анализа определен с 21.08.2019 (дата первоначальной фиксации рассматриваемой информации) по настоящее время.

  2. Продуктовыми границами анализируемого товарного рынка являются услуги по привлечению денежных средств граждан.

  3. Географическими границами исследуемого товарного рынка является территория города Москвы.

  4. В состав хозяйствующих субъектов, действующих на анализируемом товарном рынке входят ПАО «Сбербанк» и КПК «КапиталСберъ».

 

 

 

 

Председатель Комиссии

<...>

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны