Решение №50386/22 б\а от 29 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-14099/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
27.09.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

 

членов Комиссии:

 

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей НИЦ «Курчатовский институт»,

в отсутствие представителей ООО «Региопроект», извещенных надлежащим образом о дате, месте и времени заседания письмом Московского УФАС России от 22.09.2022 № НП/49504/22,

рассмотрев жалобу ООО «Региопроект» (далее — Заявитель) на действия НИЦ «Курчатовский институт» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по ремонту столовой по адресу: г. Москва, площадь Академика Курчатова, д. 1, стр. 111 (реестровый № 32211664497, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Настоящее заседание Комиссии было проведено в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при этом в части доводов о возможном нарушении статьи 17 Закона о защите конкуренции данная жалоба принята в работу в рамках статьи 44 Закона о защите конкуренции и ответ будет дан дополнительно.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Заявителя.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушения со стороны Заказчика выражены в неправомерном установлении положений конкурсной документации, а именно:

1. Неправомерное объединение в один лот проектных работ и строительно-монтажных работ.

2. Требование о наличии в штате участника специалиста по организации архитектурно-строительного проектирования, инженерных изысканий, выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.

3. Требование о наличии в штате участника специалиста по организации инженерных изысканий, включённого в Национальный реестр специалистов, осуществляющего по трудовому договору с участником в должности ГИП/ГАП функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям.

4. Требование о предоставлении опыта за последние три года.

5. Принятие к оценке только договоров, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе и Законом о закупках.

6. Требование к описанию участниками закупки поставляемого товара.

7. Необоснованное установление требований к товарам, применяемым в ходе выполнения работ.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В силу пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Как следует из материалов дела, Заказчиком 01.09.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) (https://zakupki.gov.ru), была размещена информация о проведении Закупки.

Предмет: Выполнение работ по ремонту столовой по адресу: г. Москва, площадь Академика Курчатова, д. 1, стр. 111.

1. Согласно доводам Жалобы, Заказчиком неправомерно объединены в один лот проектные работы и строительно-монтажные работы. При этом Заказчик вводит в заблуждение потенциальных участников закупки, указывая в наименовании предмета закупки «Выполнение работ по ремонту столовой по адресу: г. Москва, площадь Академика Курчатова, д. 1, стр. 111».

Комиссия отмечает, что согласно пункту 1.3 Технического задания работы необходимо выполнить в 2 этапа в соответствии с графиком выполнения работ:

1-й этап – разработка Технической документации (Проектной документации стадии «Рабочая»).

2-й этап – выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту. (п. 1.1 Проекта договора).

В соответствии с пунктом 2.1 Технической документации 1-й этап включает в себя разработку Технической документации (Проектной документации стадии «Рабочая»).

1. Разработать разделы проектной документации стадии «Рабочая», необходимых для выполнения ремонтных работ в соответствии с п. 3.1 настоящего Технического задания, включая Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений, и утвердить у Заказчика. Требования к внутренней отделке, зонированию площадей, инженерным сетям, используемым материалам, а так же оборудованию определяются в процессе проектирования с учетом обследования технического состояния объекта, согласовывается с Заказчиком.

2. Разработать Смету (с учетом процента снижения цены договора по результатам проведения открытого конкурса) на ремонт объекта капитального строительства и утвердить у Заказчика.

Техническую документацию (Проектная документация стадия «Рабочая») разрабатывать с учетом требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Представить календарный план разработки Технической документации (Проектной документации стадии «Рабочая») и согласовать его с Заказчиком.

В силу пункта 3.1 Технической документации 2-й этап включает в себя выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту.

Основной состав работ: демонтажные работы. Ремонт стен. Ремонт полов, лестничных маршей, входных групп. Внутренняя отделка помещений, замена дверных и оконных блоков. Замена (ремонт) внутренних инженерных систем (теплоснабжения, ГВС, ХВС, канализации, электроснабжения, электроосвещения, вентиляции, кондиционирования). Устройство системы пожарно-охранной сигнализации, системы оповещения и эвакуации при пожаре, системы связи Автоматики систем противопожарной защиты. Устройство системы охранно-тревожной сигнализации Устройство системы автоматизации и диспетчеризация инженерных систем. Ремонт санузлов, замена сантехнического оборудования. Замена (устройство) внутреннего освещения. Дезинфекция помещений. Установка приборов учета энергоресурсов. Выполнить пуско-наладочные работы.

Окончательная номенклатура строительно-монтажных работ и объемы работ по капитальному ремонту здания определяются на основании разработанной Технической документации (Рабочей документации), согласованных в установленном порядке.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что Информационной картой документации установлено требование к участникам закупки с учетом предмета закупки, а именно:

- в соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии), с соблюдением условий, предусмотренных ч.3 ст.55.8 ГрК РФ, соответствовать уровню ответственности, предусмотренному ч.12 и ч.13 ст.55.16. ГрК РФ (данное требование не применяется к участникам закупки, указанным в ч.2.1 и ч.2.2 ст.52 ГрК РФ);

- в соответствии с частью 4 статьи 48 ГрК РФ участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих архитектурно-строительного проектирование (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии), с соблюдением условий, предусмотренных ч.3 ст.55.8 ГрК РФ, соответствовать уровню ответственности, предусмотренному ч.10 и ч.11 ст. 55.16 ГрК РФ (данное требование не применяется к участникам закупки, указанным в ч.4.1 ст.48 ГрК РФ).

Работы, выступающие комплексным предметом закупки, связаны между собой по значимым критериям (технологически и функционально), могут выполняться одной строительной организацией.

Таким образом, размещение заявленных работ в одном лоте не противоречит законодательству Российской Федерации о закупках.

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 3.1-3 Закона о закупках предметом договора могут быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства. В случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом договора наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.

В рассматриваемом случае Комиссия приходит к выводу о том, что объединение в один лот разработки проектной документации и выполнения строительно-монтажных работ по капитальному ремонту не противоречит действующему законодательству.

При этом Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия признает данный довод жалобы необоснованным и делает вывод об отсутствии в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства.

2. По мнению Заявителя, положение о том, что оценке подлежат только специалисты, находящиеся в штате участников закупки, то есть состоящие с участником в трудовых отношениях по Трудовому кодексу Российской Федерации (далее — ТК РФ), неправомерно, поскольку исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг.

Согласно пункту 40 Информационной карты для оценки заявок устанавливаются следующие критерии и соответствующая значимость критериев:

1. «Цена договора» («Цена единицы товара, работы, услуги», «Сумма цен единиц товаров, работ, услуг») – 60%,

2. «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников, в том числе наличие у участника финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, опыта участника, связанного с предметом договора, по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема и положительной деловой репутации, наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг» – 40%.

В соответствии с Приложением №1 к Положению о закупке товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», утвержденным 17.06.2021г. (далее – Положение):

Значимость критерия оценки - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации, выраженный в процентах.

Совокупная значимость всех критериев оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе равна ста процентам.

Для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.

Оценка заявок осуществляется в следующем порядке.

а) Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности предложения участника закупки производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер. Дальнейшее распределение порядковых номеров заявок осуществляется в порядке убывания итогового рейтинга.

б) Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому из критериев оценки заявок на участие в конкурсе умноженных на коэффициенты значимости данных критериев. Коэффициент значимости конкретного критерия равен величине значимости такого критерия в процентах, деленному на 100.

в) Рейтинг заявки по каждому критерию представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

д) Для получения рейтинга заявок по критерию Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников, в том числе наличие у участника финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, опыта участника, связанного с предметом договора, по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема и положительной деловой репутации, наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг», каждой заявке комиссией выставляется значение от 0 до 100 баллов. Значение определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых заявке по критерию.

В документации в отношении критерия оценки «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, опыта участника, связанного с предметом договора, по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема и положительной деловой репутации, наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг» предусмотрены показатели, раскрывающие его содержание и учитывающие особенности оценки закупаемых работ по данному критерию оценки.

Для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям. Сумма величин значимости показателей критерия оценки составляет 100 процентов. Коэффициент значимости конкретного показателя равен величине значимости такого показателя в процентах, деленной на 100. Рейтинг i-й заявки по критерию (Rквал.i) рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому из показателей с учетом значимости показателей.

Показатели по критерию: «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников, в том числе наличие у участника финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, опыта участника, связанного с предметом договора, по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема и положительной деловой репутации, наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг.»

Предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию

Значимость показателя в %

1. Наличие у участников конкурса специалистов и иных работников определенного уровня квалификации:

По данному показателю Заказчиком оценивается количество специалистов участника закупки по каждому направлению:

-Наличие в штате участника специалиста по организации архитектурно-строительного проектирования, включённого в Национальный реестр специалистов, осуществляющего по трудовому договору с участником в должности ГИП/ГАП функции по организации выполнения работ по подготовке проектной документации. Подтверждается документами: заверенная участником копия трудового договора со специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, включённым в Национальный реестр специалистов, осуществляющим в должности ГИП/ГАП функции по организации выполнения работ по подготовке проектной документации, заверенную участником копию трудовой книжки указанного специалиста, сведения о регистрационном номере специалиста в Национальном реестре специалистов.

-Наличие в штате участника специалиста по организации инженерных изысканий, включённого в Национальный реестр специалистов, осуществляющего по трудовому договору с участником в должности ГИП/ГАП функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям. Подтверждается документами: заверенная участником копия трудового договора со специалистом по организации инженерных изысканий, включённым в Национальный реестр специалистов, осуществляющим в должности ГИП/ГАП функции по организации выполнения инженерных изысканий, заверенную участником копию трудовой книжки указанного специалиста, сведения о регистрационном номере специалиста в Национальном реестре специалистов.

-Наличие в штате участника специалиста по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, включённого в Национальный реестр специалистов в области строительства, осуществляющего по трудовому договору с участником функции по организации выполнения работ. Подтверждается заверенной участником копией трудового договора со специалистом по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, заверенная копия трудовой книжки, сведения о регистрационном номере специалиста в Национальном реестре специалистов.

Для оценки количества специалистов по каждому направлению используется подтвержденное количество специалистов с учетом того, что предельно необходимое заказчику значение специалистов по каждому из вышеуказанных направлений – 1 человек.

Таким образом, предельно необходимое заказчику количество специалистов – 3 человека.

 

Рейтинг, присуждаемый заявке (предложению) по показателю «Количество специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», определяется по формуле:

в случае если Kmax<Kпред- по формуле:

Ri = КЗ х 100 х (Ki/Kmax).

В случае если Kmax ≥ Kпред - по формуле:

Ri = КЗ х 100 х (Ki/Kпред), при этом

Rmax = КЗ х 100,

где:

КЗ – коэффициент значимости критерия (показателя);

Ri – количество баллов (рейтинг заявки (предложения), присуждаемых по критерию (показателю);

Ki – предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Kmax – максимальное предложение из предложений по критерию оценки (показателю), сделанных участниками закупки;

Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик;

Rmax - количество баллов по критерию (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.

При этом Kпред = 3 человека.

 

Форма для заполнения участником по показателю «Наличие у участников конкурса специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» указана в п. 2 Формы для заполнения участником конкурса по критериям (показателям) оценки (Приложение № 1 к Форме II).

50

 

Согласно части 1 статьи 55.5-1 ГрК РФ специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, в том числе в должности главного инженера проекта (ГИП), главного архитектора проекта (ГАП).

В соответствии с частью 2 статьи 55.5-1 ГрК РФ специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, в том числе в должности главного инженера проекта (ГИП).

Согласно части 2 статьи 55.6 ГрК РФ для приема в члены саморегулируемой организации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо представляет в саморегулируемую организацию, в том числе, документы, подтверждающие наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов, указанных в частях 1, 2 статьи 55.5-1 ГрК РФ.

Таким образом, требование об обязательности наличия трудовых отношений с указанными работниками прямо предусмотрено действующим законодательством.

В соответствии со статьей 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Таким образом, довод Заявителя о необходимости учета гражданско-правовых договоров не находит своего подтверждения, а в действиях Заказчика не усматривается нарушений действующего законодательства.

3. По мнению Заявителя, Техническое задание, а также проект контракта не содержат в себе требований к выполнению в ходе исполнения контракта инженерных изысканий.

Более того, согласно ГрК РФ инженерные изыскания являются самостоятельными от архитектурного проектирования работами и требуют от исполнителей таких работ специальной правоспособности (наличия членства в СРО в области инженерных изысканий).

В Информационной карте установлено требование о наличии в штате участника специалиста по организации инженерных изысканий, включённого в Национальный реестр специалистов, осуществляющего по трудовому договору с участником в должности ГИП/ГАП функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, является предметом оценки по критерию «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников, в том числе наличие у участника финансовых ресурсов…».

В соответствии с Техническим заданием документации о закупке при исполнении договора необходимо выполнить, в том числе, следующие виды работ: разработать разделы проектной документации стадии «Рабочая», необходимых для выполнения ремонтных работ в соответствии с пунктом 3.1 Технического задания, включая сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений, и утвердить у Заказчика. Произвести замену (ремонт) внутренних инженерных систем (теплоснабжения, ГВС, ХВС, канализации, электроснабжения, электроосвещения, вентиляции, кондиционирования).

В силу части 15 статьи 1 ГрК РФ инженерные изыскания - изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования;

Согласно пояснениям Заказчика, инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации. Подготовка проектной документации не допускается без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Инженерные изыскания для подготовки проектной документации выполняются в целях получения: материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории; материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства; материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.

В соответствии с пунктом 6 раздела I Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624, обследование состояния грунтов основания зданий и сооружений отнесено к видам работ по инженерным изысканиям.

Таким образом, Комиссия делает вывод, что в связи с тем, что в предмет закупки входит разработка проектной документации, обязательным этапом ее подготовки является проведение инженерных изысканий.

Таким образом, довод Заявителя признается необоснованным, а в действиях Заказчика отсутствуют нарушения действующего законодательства.

4-5. Согласно доводам Жалобы, установление требования к наличию у участников опыта «за последние 3 года», ничем не обусловлено, приведет к ограничению числа участников закупки, у которых имеются исполненные контракты (договоры) ранее установленного Заказчиком срока.

Также применение в оценке заявок критерия о наличии у участников закупки опыта исполнения только договоров, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе или Законом о закупках, приведет к ограничению конкуренции, так как исключает возможность участия в конкурсе тех лиц, у которых имеются в наличии договоры на субподрядные работы сопоставимого характера.

В пункте 40 Информационной карты установлено, что:

 

2. Наличие у участников конкурса опыта работы, связанного с предметом договора:

По данному показателю Заказчиком оценивается предложение участника об объемах (оценивается суммарный объем выполненных работ сопоставимого характера (работы в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также проектирования), исчисляемый в рублях) исполненных участником государственных и/или муниципальных контрактов и/или гражданско-правовых договоров, заключенных по результатам проведенных торгов/закупок в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-ФЗ, сопоставимого характера и объема за последние 3 года, предшествующие дате окончания подачи заявок на участие в настоящей закупке.

 

Опыт участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема подтверждается следующими документами:

- копия ранее исполненного контракта/договора на выполнение работ сопоставимого характера и объема;

- копия акта(ов) приемки работ, подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта/договора или копия итогового акта приемки работ, содержащего(их) сведения о стоимости выполненных работ,

 

Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью.

При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, позволяющие определить стороны контракта/договора, дату заключения контракта/договора, предмет контракта/договора, стоимость контракта/договора, подписи и печати.

Представленные участником закупки контракты/договоры, исполнение которых не подтверждено документально, не учитываются при оценке.

Датой исполнения контракта/договора (считать только полностью исполненные ) считается дата акта приемки работ или итогового акта приемки работ, подтверждающего приемку работ по исполнению контракта/договора.

 

Под выполнением работ понимаются исключительно исполненные договоры/контракты в соответствии с условиями, установленными в договорах, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).

Рейтинг, присуждаемый заявке (предложению) по показателю «Опыт работы, связанный с предметом контракта», определяется по формуле:

в случае если Kmax<Kпред- по формуле:

Ri = КЗ х 100 х (Ki/Kmax).

В случае если Kmax ≥ Kпред - по формуле:

Ri = КЗ х 100 х (Ki/Kпред), при этом

Rmax = КЗ х 100,

где:

КЗ – коэффициент значимости критерия (показателя);

Ri – количество баллов (рейтинг заявки (предложения), присуждаемых по критерию (показателю);

Ki – предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Kmax – максимальное предложение из предложений по критерию оценки (показателю), сделанных участниками закупки;

Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик;

Rmax - количество баллов по критерию (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.

При этом Kпред (суммарный объем выполненных работ сопоставимого характера, исчисляемый в рублях) = 80% от максимального значения цены договора.

Форма для заполнения участником по показателю «Наличие у участников конкурса опыта работы, связанного с предметом договора» указана в п. 2 Формы для заполнения участником конкурса по критериям (показателям) оценки (Приложение № 1 к Форме II).

50

 

В рассматриваемом случае, опыт работы претендента для исполнения договора позволяет судить о его квалификации и способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией.

Комиссия в свою очередь также отмечает, что пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Комиссия отмечает, что Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Кроме того, согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021) при закупках, осуществляемых субъектами, указанными в нормах Закона о закупках, стороны таких отношений выступают как юридически равноправные, никакая сторона не наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне, что также свидетельствует о гражданско-правовом характере отношений.

Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом № 223-ФЗ, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (ст. 1).

Приведенные правовые позиции, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации о закупке, проводимой по правилам Закона № 223-ФЗ, требований к участникам, отличающихся достаточной степенью строгости, указывают также на обстоятельства, наличие которых является индикатором нарушения принципов, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, и которые подлежат выяснению антимонопольным органом в целях выявления в действиях заказчика данного нарушения. Такие обстоятельства подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.

Комиссия отмечает, что Заказчик вправе устанавливать в Закупочной документации квалификационные критерии отбора в соответствии со своими требованиями, при условии применения их в равной степени ко всем участникам закупки.

При этом целесообразность введения повышенных требований к участникам, включая требования к опыту и квалификации, не может выступать в качестве самостоятельного предмета оценки в отрыве от обстоятельств, указывающих на фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно. Само по себе предъявление заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.

В свою очередь Комиссия отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

Комиссия также отмечает, что отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в Закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что установленные критерии носят оценочный характер и не являются критериями допуска к закупочной процедуры.

Процедура оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке направлена на выявление участника, заявка которого содержит лучшее предложение по исполнению договора, в том числе, исходя из опыта, имеющегося у участника Закупки, и никаким образом не может ограничить участников Закупки в их праве подать заявку на участие в такой Закупке и предложить условия исполнения договора, более выгодные, чем у других участников закупки.

При этом, как установлено на заседании Комиссии, на участие в обжалуемой Закупке подано 2 заявки.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что указание Заказчиком в закупочной документации оспариваемых Заявителем требований не нарушают права участников и не ограничивают конкуренцию.

При этом отсутствие необходимого опыта у самого Заявителя не может свидетельствовать об ограничении конкуренции со стороны Заказчика.

Доказательств обратного Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.

Таким образом, данные доводы Жалобы признаются необоснованными, а в действиях Заказчика не усматривается нарушений действующего законодательства.

6-7. Согласно доводам Жалобы, Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в заявке на участие в закупке показателей результатов испытания товаров, требования к химическому составу товаров, а также в Приложении №2 к Техническому заданию документации о закупке неправомерно установлены требования к товарам, применяемым в ходе выполнения работ.

Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 2 Формы I. Предложение участника конкурса в электронной форме в отношении предмета закупки при размещении заказа на выполнение работ/оказание услуг:

«Изучив конкурсную документацию, а также применимые к данному конкурсу законодательство и нормативно-правовые акты, сообщаем о согласии выполнить работы / оказать услуги в соответствии с требованиями документации по цене в соответствии с поданным ценовым предложением».

Согласно документации о закупке, Заказчиком в Приложении № 2 к «ЧАСТЬ III. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТУ ЗАКУПКИ» установлены требования к применяемым материалам и их характеристикам, которые в случае применения в ходе выполнения работ должны быть сертифицированными на территории Российской Федерации, соответствовать установленным требованиям ГОСТ и СНиП.

Таким образом, требований к описанию участниками закупки в заявке на участие в закупке показателей результатов испытания таких товаров, требований к химическому составу товаров в документации о закупке Заказчиком не установлено.

В Приложении № 2 к Техническому заданию документации о закупке Заказчиком установлены требования к основным материалам, которые применяются при осуществлении любых строительных работ, которые в случае их применения в ходе выполнения работ должны быть сертифицированными на территории Российской Федерации, соответствовать установленным требованиям ГОСТ и СНиП.

Таким образом, данные доводы Жалобы признаются необоснованными, а в действиях Заказчика не усматривается нарушений действующего законодательства.

Действительных доказательств, подтверждающих нарушение своих прав установлением оспариваемых характеристик Заявителем Комиссии не представлено.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Региопроект» на действия НИЦ «Курчатовский институт»  при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмами Московского УФАС России от 15.09.2022 №НП/48303/22, от 22.09.2022 № НП/49504/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны