Решение б/н по делу № 077/07/00-9339/2019 о нарушении процедуры торгов ... от 30 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Интеррадиопроект»

109544, г. Москва, Нижний Международный переулок, дом 10, строение 1, этаж 1, комната 3

 

ООО «РТС-тендер»

Наб. Тараса Шевченко, д. 23-А, г. Москва, 121151

 

ОАО «РЖД»

Новая Басманная ул., д. 2, г. Москва, 107174

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9339/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

16.09.2019

г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО «Интеррадиопроект» на действия ОАО «РЖД» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку радиостанций (реестровый № 31908187826),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика.

Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 4 - 6 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), обжалуются в порядке, предусмотренном ст. 18.1. Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 ст. 3 Закона о закупках предусмотрены основания, позволяющие участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

Заявитель в жалобе не согласен с положениями документации, поскольку полагает их необоснованными, избыточными, ограничивающими конкуренцию на торгах.

Как следует из материалов дела, ОАО «РЖД» опубликовало извещение о проведении аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4892/0АЭ-РЖДС/19 на право заключения договора поставки радиостанций.

Доводы общества сводятся к тому, что закупочная документация содержит условия, которые создают ограничения для участия в открытом аукционе.

Согласно Приложения 1.1. к аукционной документации № 4892/ОАЭ-РЖДС/19 «Техническое задание», таблицы 2 «Требование к товарам» в соответствии со столбцом 8, указаны характеристики на товары: Для радиостанций портативных: Габариты 98х59х31 мм.

Законом о закупках установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам, осуществляемым, в том числе, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, к которым относится АО «РЖД».

ОАО при проведении аукциона руководствовалось требованиями Закона о закупках, Положением о закупке ОАО «РЖД» принятым во исполнение Закона о закупках и аукционной документацией, разработанной на основании закрепленных в положении о закупке требований к проводимой закупке, которые должным образом были исполнены.

Право заказчика самостоятельно определять требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, установлено пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 N2305КГ 17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положения о закупке, разработанного самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

Таким образом, Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Заявитель ошибочно полагает, что заказчик, установив габариты для радиостанций портативных 98х59х31 мм, ограничивает конкуренцию для возможной поставки и такие габариты не могут быть точного размера.

На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что размеры переносных станций, закупаемых при проведении аукциона, обусловлены одеждой сотрудников, в которой пошиты карманы определенного размера в соответствии с ТУ 8577002-003029-2005. Таким образом, для удовлетворения потребности заказчика необходимы станции определенных размеров, которые могу уместиться в кармане уже пошитой одежды.

Также представитель заказчика пояснил, что представленным размерам станций соответствуют три производителя. В связи с тем, что радиостанции с данными характеристиками являются общеприменяемыми заказчик указал о существовании минимум трех видах радиостанций с характеристиками полностью соответствующими техническому заданию (прилагается): Travel Т-388, Midland LXT-425, Baofeng ВЕ-ТЗ.

Кроме того, данная закупка осуществляется для нужд предприятий полигона Октябрьской железной дороги. Заявленные габаритные характеристики портативной радиостанции являются обязательными, в связи с тем, что в Октябрьской дирекции тяги применяются групповые зарядные устройства радиостанций, позволяющие одновременно заряжать несколько радиостанций с габаритами 59х31х98 мм, которые сдаются сотрудниками после окончания смены, для обеспечения их хранения и зарядки. Также, специальная одежда для работников локомотивных бригад имеет нагрудные карманы для устройств связи, в соответствии с ТУ 8577-002-00302907-2005.

Поставка радиостанций с иными габаритами нарушит эксплуатацию групповых зарядных устройств, что повлечет за собой увеличение времени заряда аккумуляторов. Как следствие, возникает угроза бесперебойности работы портативных радиостанций, что негативно сказывается на обеспечении безопасности движения.

В силу ст. 10 ГК РФ участники гражданского оборота должны действовать добросовестно.

В соответствии с п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ ”О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи З Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Согласно ранее упомянутому п. 6 Обзора судебной практики Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действия заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом, границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании изложенного Комиссия приняла решение признать жалобу заявителя необоснованной. 

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Интеррадиопроект» на действия ОАО «РЖД» при проведении аукциона в электронной форме необоснованной.

  2. Снять ограничения с закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 04.09.2019 № ПО/45329/19.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его получения лицами, участвовавшими в деле.

Связанные организации

Связанные организации не указаны